ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления  | E-mail


Возрождение традиции

Величественный деревянный храм старинного села Кондопога – Успенский. В этом храме – шедевре деревянного зодчества, когда-то завершался летний цикл Богослужений, а зимний период в приходе начинали осенью – с праздничной службы в день Рождества Пресвятой Богородицы. Этому празднику был посвящен стоявший неподалеку зимний храм села. И нынче в Успенской церкви совершается служба в летний престольный праздник, а в честь Рождества Богородицы в Кондопоге строится новый деревянный храм. Так восстанавливается старинная традиция в современном индустриальном городе Кондопога, и вера современного поколения становится глубже и деятельнее.

Последним из двенадцати великих праздников церковного года наступает Успение Божией Матери, Ее Рождество – первый из них. Так подчеркивается особое значение жизни Той, Которая дала человеческую жизнь Божественному Сыну.

Почитание Богородицы Марии означает прежде всего утверждение того факта, что Бог действительно стал человеком, был рожден, как всякий человек, в чем и заключается для нас возможность приобщиться к Его жизни. Невозможное становится возможным, телесность не разделяет, но, напротив, соединяет человека с Богом. Поскольку от Своей Матери Сын Божий получил плоть человеческую, постольку человек, приобщаясь Плоти Божественного Сына, входит в Его бессмертие. В этом чуде чрезвычайно бережно, смиренно и терпеливо сохраняет Господь Свое присутствие с нами. Он не судит до времени, которое Сам определит, не награждает Своих праведников преимуществами и особенными благами. Напротив, Его верные, пребывая в любви, принимают больше скорбей, а их земная жизнь так же кончается смертью, как и жизнь любого из людей.

Впрочем, именно смерть как особенно остро воспринимаемый момент человеческого бытия может свидетельствовать о победе Бога. Потому высший смысл и радость христианской веры выражается Пасхой — смертью и Воскресением Сына Человеческого, которое совершилось ради победы над каждой смертью. Сколько бы их ни произошло и произойдет.

Но не только Пасхой указывает Церковь на вхождение человека в бессмертие Бога. Жизнь конкретного челове-ка стала свидетельством той же победы: Богородица Мария, дочь Иоакима и Анны, рождение Которой мы будем праздновать через три недели, в Своем уходе из земной жизни не была поражена смертью. Ее уход мы называем Успением, ибо не душой только, но и телесно пробудилась она в Царстве Небесном. Ею Небо сошло на землю, Бог стал Человеком, и Ей открываются врата Неба, чтобы перед Самим Спасителем Она ходатайствовала о нас.

Вера во Христа дает предельно ясно и лично пережить совершенную радость, потому что преодолевает острый страх и всевластие смерти. В Страстную Пятницу мы поем: «покажи нам и славное Твое Воскресение», в праздник Успения Богородицы обращаемся к Ней со словами: «во Успении мира не оставила, ... и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши».

Итак, праздник Успения Божией Матери подобно Пасхе выражает веру в Воскресение, что является конечным смыслом христианского исповедания, и потому так важен в православной традиции. Удивительно чутко оказалось сознание всех верующих к этому смыслу, и потому главные храмы в русских городах и селах часто посвящались Успению.

Протоиерей Лев БОЛЬШАКОВ, настоятель Успенского храма с. Кондопога

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru