|
В праздник Крещения Господня
Архиепископ
Мануил совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе.
По окончании Божественной литургии Правящий архиерей совершил чин великого
освящения воды. Чин водоосвящения называется великим по особенной
торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором
Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и
действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога во
плоти.
Крещение Господне называют Богоявлением, ибо в событии Крещения проявилось
участие всех трех Лиц Пресвятой Троицы: Бога Отца, открывающегося в гласе, Бога
Духа Святого в виде голубя, осеняющего воды, и Бога Сына, принимающего Крещение
от Иоанна и освящающего воды. Троичное содержание праздника выражено в тропаре
Богоявления и определяет триединое действие Божества с предельной ясностью.
Крещение, которым крестил пророк Иоанн Предтеча, было Крещением покаяния.
Вода крещения была очищением, избавлением человека. Христос не имел нужды в
таком Крещении, будучи чист изначала, и лишь по смирению принял Крещение от
Иоанна, но, приняв на Себя Крещение водою, Спаситель не освятился водами, в чем
не было нужды, но освятил Собою водное естество и с ним весь мир. Крещением от
Иоанна, действием предельного смирения Христова, открылось Его Божество как
Единого от Троицы, во всем неразлучного с Отцом и Святым Духом.
Особенность богослужения в праздник Крещения Господня – великое освящение воды,
которое в Православной Церкви совершается дважды – накануне праздника (в
навечерие) и в сам праздник Крещения. «Днесь вод освящается естество» – поется в
одной из церковных стихир этого праздника. Освященная в праздник Крещения вода
называется «Великой агиасмой» – Великой святыней. К ней христиане с древних
времен имеют особое благоговение, употреблять ее следует для исцеления и для
укрепления душевных и телесных сил. Святость этой воды очевидно для всех
проявляется и в том, что она длительное время остается свежей и неповрежденной.
Крещенская вода есть одно из свидетельств, наряду со множеством других,
неотмирной природы Церкви. Церковь Божия уже здесь на земле причастна Церкви
Небесной.
На Руси издревле в Крещенскую ночь, в крепкий январский мороз выносили к
ближайшей реке крещальню, которую называли, как и священные воды на Востоке,
Иордань, и прямо на морозе совершалось массовое крещение. Это действо было
очень популярно в народе, и находилось много охотников очиститься от грехов
именно в эту Святую ночь, связанную с крещением Самого Господа. Не только
священнослужители и простой люд окунались в крещенские купели, но даже и сама
Царская семья. Напротив Зимнего дворца делали прорубь, рядом устраивали часовню.
«Что значит Крестный ход на Иордань? – говорил святой праведный Иоанн
Кронштдатский. – Это не простое, хоть и великолепное действо. Церковь не
занимает никого праздными зрелищами – она совершает святой обряд, вызываемый
потребностью самой природы или естества стихий – воды и воздуха, растлеваемых
непрестанно злобою человеческой, и нуждами самих людей, живущих на отравленной
грехами земле. Гряди же, гряди, Церковь Божия Святая и освящающая всех и все,
гряди на воды – и освяти их вместе с воздухом данною Тебе от Бога благодатью, и
очисти и оздорови их; даруй нам в окроплении и питии освященной воды очищение и
освящение!» В Карелии в последнее время также возрождается традиция освящения
озер и рек, которых в северном крае десятки тысяч.
Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
2011 год
См. также:
|