ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления  | E-mail


«Лауреатом 2008 года» назван протоиерей Геннадий Кузькин

Протоиерей Геннадий Кузькин

Новая Вилга. Храм во имя свв. Царственных страстотерпцев

Молебен на месте сгоревших храмов пос. Шуя

Молебен на месте будущей часовни во имя иконы Пресвятой Богородицы «Державная» на пл. Кирова

О. Геннадий с прихожанами храма во имя прп. Серафима Саровского пос. Мелиоративный

Сельский батюшка

Согласно Указу Главы Республики Карелия протоиерей Геннадий Кузькин, настоятель храма во имя Рождества Иоанна Предтечи пос. Шуя Прионежского района, духовный окормитель храмов в поселках Мелиоративный и Новая Вилга включен в число лауреатов 2008 года РК.

Предлагаем нашим читателям беседу с отцом Геннадием.

– К вере я пришел постепенным путем, – рассказывает отец Геннадий, – без стрессовых ситуаций, которые зачастую в один миг обращают к Богу. Я крещен еще в детстве. Мама, Царствие ей Небесное, искренне верила в Бога. Она не призывала к вере, тогда делать это открыто было нельзя, но всегда меня благословляла. Не кричала, самым строгим наказанием было, когда мама хмурила брови. Был активным октябренком, пионером, прошел путь обычного советского человека. Но в партию не вступил и Бога никогда не хулил.

Когда начались все виды перестроек, стал предпринимателем. В родном городе Пудоже у меня появилась собственность. Почему-то захотелось пожертвовать ее Церкви. Пришел в епархиальное управление, которое тогда располагалось в крестильном доме Крестовоздвиженского собора. И там встретился со священником из Пудожа, отцом Михаилом Жаковым, ныне иеромонахом Евстафием, который с радостью принял мой дар. Пока он служил в Пудоже, приглашал меня на церковные праздники, в Рождественскую ночь я впервые поднялся на колокольню. Наверное, это был первый серьезный шаг в моем воцерковлении.

– Как оно повлияло на вашу дальнейшую деятельность?

– Как предприниматель, я построил кафе. Но так получилось, что оно просуществовало всего 4 дня. Я понял, что это не мой путь, и в том же здании организовал Духовно-просветительский православный центр «Журавка». Перед этим съездил на свою Родину, в д. Каршево Пудожского района, был на могиле деда. Видимо, Господь слышит молитвы наших предков.

Тогда я сам постигал основы Православия под руководством первого преподавателя православного Центра диакона Александра Мусина. Ну, а главное получил от общения с Владыкой Мануилом и с отцом Тихоном, тогда секретарем Петрозаводской и Карельской епархии, ныне Епископом Архангельским и Холмогорским. Центр «Журавка» действует и поныне, уже 15 год. Мы собираемся по средам в 18.30 в школе №4. Читаем акафисты Пресвятой Богородице «Державная» и Царственным мученикам, беседуем об истории Отечества, обсуждаем различные духовные вопросы.

«Журавкинцы» – мои верные помощники. Вместе мы построили в Петрозаводске часовню Петра и Павла. Ровно 10 лет назад, 16 августа, она была освящена. А после этого Владыка совершенно неожиданно предложил мне подумать о подготовке к принятию священного сана. Через год я был рукоположен сначала в диакона, затем во священника. Получил Шуйский православный приход, ныне это приход храма в честь Рождества Иоанна Предтечи.

– Что вы там увидели?

– Большую группу людей, горящих желанием построить церковь. Но сегодня прихожан поменьше. Раньше на меня находило уныние, думал, что, значит, плохо работаем, раз люди перестают ходить в храм. Теперь же, имея духовный опыт, понимаю, что причина в другом.

Для большинства людей храм – это инструмент для мгновенного улучшения своей жизни. Например, у женщины муж пьет. Она пришла в церковь, свечку поставила, помолилась, и тут же супруг должен перестать выпивать. Но ничего не меняется. Она еще раз приходит; дома все по-прежнему. «Батюшка, Господь нам не помогает», – жалуется женщина. Народ сейчас не готов совершить духовный труд – молиться каждый день, в воскресный день в церковь прийти. К обычному труду тоже не готов – огороды запущены.

– Получается, построить храм во много крат легче, чем создать и сохранить приход?

– Все от Бога дается, наше дело – делать все, что возможно. Главное, чтобы была молитва, особенно на Литургии. А после службы хорошо чай попить, побеседовать. Мы, русские люди так устроены, нам нужно общение. Стараюсь использовать все возможности для духовной беседы, чтобы расположить людей к храму, постараться заронить в их душах зерна веры. Говорю проповеди после очного отпевания; когда приглашают на чай, не отказываюсь, даже если нет времени. Причем надо быть осторожным в своих действиях и словах, люди превозмогают большие невзгоды, поэтому они очень обидчивы и легко ранимы.

– Что волнует современных жителей села?

– «Муж пьет, сын пьет», – эта фраза стала привычной. К сожалению, деревни Карелии умирают, совхозы, леспромхозы разрушены, в малых деревнях закрываются школы. Люди стараются уехать в город. Национальные программы видимых результатов пока не дают. И народ понимает, что вся надежда – на Бога, больше надеяться не на кого. Но люди духом слабые. Священник, конечно, должен духовно окормлять один сельский приход. Но как много деревень, в которых нет храма Божьего! В Шуйском поселении – около 3 тыс. человек, многие живут далеко от поселков Мелиоративный и Шуя, где есть храмы. Какую силу воли надо иметь, чтобы пройти 14 км пешком, чтобы попасть на службу. Поэтому строим часовни (например, во имя свт. Николая в д. Верховье, служим в них. Уже появляются прихожане в отдаленных деревнях.

– Обрели свой храм и жители с. Новая Вилга.

– Давно еще по просьбе жителей туда приезжал о. Георгий Варга, Царствие ему Небесное, освящал куличи, воду. Со временем местные узнали, что в Шуе есть священник, и стали приглашать меня. Мы периодически служили в Доме культуры, а потом решили строить церковь. Одна женщина, жительница Москвы, уроженка Вилги, еще 6 лет назад пожертвовала деньги, на эти средства выполнили проект. Но дальше дело не шло, пока три года назад не появился инициатор строительства – раба Божия Людмила, которая после того, как потеряла взрослую дочь, пришла к Богу и захотела участвовать в возведении храма во имя Царя-мученика, покаяться в делах Богоотступничества.

Я тоже был к этому готов. Я осознаю, что все наши беды начались с революции, свержения Царя-мученика, его убиения. Почитайте письма Царственной семьи из заточения, какое в них смирение, выражение боли за Отечество и вера в то, что Россия вернется к Богу.

– Как началось строительство?

– На пустом месте, с лопатой в руках. Я копал землю, а мимо проходил мужчина, спросил: «А что вы делаете?» – «Храм строить будем». И он остался помогать. Так было не один раз, потом уже появились жертвователи. Главное – начать и делать благое дело, а дальше Господь поможет. Разве не чудо – сейчас список благотворителей церкви составляет около ста человек. Все они люди верующие, и мы будем молиться за них, пока стоит храм. Общими усилиями церковь построили за два года. 17 июля нынешнего года благочинный Центрального округа, наместник Александо-Невского кафедрального собора протоиерей Иоанн Тереняк совершил в храме первую Божественную литургию, а 9 сентября Владыка Мануил освятил колокола.

– Кроме храмостроительства и духовного окормления приходов, вы являетесь председателем Попечительского совета общеобразовательной школы №4 г. Петрозаводска, реализующей концепцию образования с этнокультурным (русским) компонентом.

– Нашим детям преподаются «Основы православной культуры», старославянский язык, духовная музыка. По желанию ребята периодически приезжают на службу в храм. В рамках курса «Основы Православной культуры» я провожу занятия по истории Отечества, но не как историк, а как священник. В свое время подобный курс в «Журавке» читал Архиепископ Мануил. Надо сказать, в десятки раз труднее с детьми, чем со взрослыми. Сколько нужно терпения! Сегодня они с трудом вспомнили дату смерти Царя Николая II. Так ведь пятиклассники не смогли устно посчитать, сколько лет прошло со дня трагедии. И виноваты в этом не они, виновато их окружение.

– Батюшка, как вы все успеваете?

– Слава Богу, в каждом приходе есть самоотверженные помощники, на которых можно и нужно опираться. Мне очень помогает Центр «Журавка», особенно когда в деревне или поселке мы начинаем строить храм, часовню. Местные жители видят, как «журавкинцы» молятся, как искренно они верят. Конечно, жертвователи помогают. На наши призывы о помощи откликаются все предприятия Прионежского района, а мы за всех молимся.

Беседу вела Ирина ТАТАРИНА

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru