ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
| Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


“…Внешняя мудрость, противопоставив себя
мудрости Бога, стала глупостью”.
Св. Григорий Палама

ВЕРА В БОГА И ПОЗНАНИЕ ИСТИНЫ

Современная наука развивается бурными темпами в познании окружающего человечество мира, и ставить вопрос о роли веры в познании мира с научной точки зрения не очень корректно. Конечно, если рассмотреть этапы развития мировой науки, то наиболее крупные успехи, по мнению ученых, приходятся на последний ХХ век. Ученые восторгаются своими достижениями, и государства тратят на это огромные средства. Но действительно ли так уж велики достижения современной науки?

Человечество начало познание мира очень давно. Одним из его уровнем были мифы. Ученые считают, что мифы люди придумывали сами. Но ведь науке известно, что ничего на пустом месте не образуется. Так и мифы невозможно придумать. Мифы возникали как продукт взаимодействия человека с природой и были той системой образов, в которой не существовали никакие научные методы познания. Это означает, что к мифам нужно относиться очень бережно, как древнему драгоценному знанию, данному человеку через природу Богом. Единственно можно сказать, что знание, проявленное в мифах, соответствует имеющемуся тогда у человека уровню средств выражения.

Впоследствие произошло разделение мифологии на натурфилософию и религию. Именно с этого момента произошло то, что эти две области познания мира пошли разными путями: реальным и идеальным.

Практическая деятельность людей привела к разделению мифологии и натурфилософии. Появился первый метод познания мира — сравнение, который породил способ отношения к объектам природы, выразившийся в нахождении и определении их различий. Практическая деятельность людей, основанная на методе сравнения, породила свой метод-эксперимент.

Если говорить о дальнейшем пути развития методов познания, то в своей эволюции сравнение и эксперимент породили в философии диалектический метод на основе ранее разработанных методов анализа и других методов.Венцом современной теории познания является теория систем (теория синтеза).

Теперь ответим на вопрос, где же у человечества начался отход от естества природы и Бога.

Человек свое продвижение в науке начал со сравнения, т.е. нахождения только различия между объектами природы без учета их единства в природе, а это повлекло за собой потребность объяснения глубинных причин этих различий. Т.е. человек вместо того, чтобы принять природу такой, какой она есть, стал строить теории ее происхождения, хотя, как мы увидим дальше, в этом нет надобности. Ведь объясним мы природу или нет, она от этого не перестанет существовать. А именно реальность существования и стала ставиться под сомнение. Логическое развитие этого неверия проявилось в трудах философов, которые также сомневались в существовании Мира, таких как Пифагор, Зенон, Декарт, рационалисты и др. Именно здесь начался первый этап потери веры. Мы усомнились в существовании природы и, в соответствии с этим, Бога — Создателя природы.

В своих исследованиях ученые ищут доказательств реальности существования мира методом разрушения объектов и поиска первоосновы. Это детский метод. Дети поступают так же, когда им дают игрушку, они, подержав ее в руках, разбирают...

В результате своей деятельности, наука собрала огромное количество данных, но они отражают только частности, и сейчас возникают большие проблемы с их обработкой. Чем больше знаем частностей, тем еще больший круг возникает неизвестного. Таким образом, стремление науки в деле преобразования мира наталкивается на огромные трудности. Логическим итогом развития науки явилась ее сильнейшая дифференциация из-за эгоистических проявлений в деятельности ученых. Наука создала на этой основе свои догматы и модели такие как: материальная точка, рассмотрение “чистого” движения в отрыве от существования реальных объектов, которые не согласуются с природой. В глубокой древности были книжники, фарисеи, заменившие Божьи законы человеческими установлениями в религии, и они мало отличались от современных ученых, которые и сегодня с фарисейским упорством силятся объяснить возникновение разумного мира серией стечений обстоятельств. Все это соответственно отражается на методах познания.

Когда мы приходим в библиотеку, то первым делом в вежливой форме обращаемся к библиотекарю с просьбой дать нам ту или иную книгу. И не стоит нам уподобляться хаму, который берет книги без спроса. Лозунг насчет того, что не надо нам ждать милостей от природы, взять их у нее наша задача, уже привел человечество на грань катастрофы (или экологической, или техногенной, или военной). Все это происходит, потому что мы на путь познания встали с гордо поднятой головой, а Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Поэтому Великий Библиотекарь, если Его попросить, всегда даст полезную нам книгу, а то есть опасность получить знание, которое человеку опасно. Буквально ворвавшись в двери познания человечество уже изобрело возможность своего полного уничтожения — ядерное оружие.

В познании есть элемент откровения. Все начинается с догадки (идеи, мысли), которая и оформляется потом в знание (см. схему в конце). Человек верующий ясно понимает, откуда он получает первоначальную догадку, поэтому в нем нет ни гордости ни излишней самонадеянности на свои силы. Человек же неверующий не может мыслить реверсивно, т.е. он даже представить себе не может, что часть мыслей у него в голове не является продуктом деятельности своего собственного мозга, а навязана ему извне. Атеист просто не верит в зло, а зло от его неверия тем не менее никуда не девается, а делает свою черную работу, стараясь чтобы его подопечный ничего не заметил. Неверующий от зла не защищен, т.к. Бог насильно добра навязывать не может. И получается, что ученый-атеист может стать проводником мирового зла сам того не подозревая…

Однако наука периодически пытается высмеять религию с ее канонами и догматами. Приблизительно такая же реакция была у античного мира на проповедь Христианства. Но образованнейшие философы античности и фарисеи гамалиилской школы не могли противостоять простым рыбакам и ремесленникам. Так было раньше. И сейчас, если Бог захочет, "Он изберет неученых и посрамит мудрых века сего". Поэтому не стоит пренебрежительно относиться к религиозному знанию. Ведь “…главное назначение и призвание человека, по словам Григория Богослова, восходить от человеческого к божественному. Бог, согласно св. Григорию, создал человека для того, чтобы он достигал большей славы и, “заменяя в себе земное (на небесное)… как бог, шел отсюда к Богу”. В этом утверждении св. Григорий верен всей восточно-христианской традиции”. Человек должен в своей жизни стараться уподобиться Св. Троице, творить себя по Его образу и подобию, гармонично развивая в себе разум, волю и чувства, не делая упор только на разум. Сейчас наука человека от его основной цели уводит. В области познания человек, исследуя природу, создал уйму приборов и с их помощью пытается отгородиться от природы в силу своего неверия без их помощи познать мир. На самом деле у человека есть все в нем самом для познания мира. Но для этого нужно изменить отношение к природе и воспринимать ее целиком, помня, что природа есть единая система ее объектов, взаимосвязанных между собой посредством взаимодействия, приводящего к образованию единого пространства их бытия. Это означает, что Господь Бог создав все, что составляет природу, дает нам понять, что в природе нет ничего лишнего, и все имеет свое предназначение.

В соответствии со сказанным выше можно сформулировать положения, на основе которых возможно познание мира с точки зрения верующего человека.

Каждый объект помогает существовать другим, обеспечивая единство мира.

Люди, составляющие Церковь, живут в полном согласии с миром Бога Творца и являются главнейшей его частью.

Мир един и люди должны быть едины. Различие объектов мира обеспечивает единство мира. Различие людей должно обеспечить их единство через веру в Иисуса Христа через Православие, давшего нам свое знание о мире от Святой Троицы.

Познание материи возможно через многообразие объектов природы. Главный метод познания мира — это взаимодействие человека с природой, испросив "разрешение" у Творца.

Взаимодействие есть состояние объединенности объектов в природе.

Знание человека — это система образов природы в сознании человека.

Каждый объект природы имеет три признака независимо от его происхождения: степень материальности, степень организованности и степень проявляемости.

Материя характеризуется тремя признаками: единосущностью, многообразием форм бытия и многообразием способов проявления.

Образование (возникновение) человека есть последовательно развивающаяся система взаимодействия человека с природой.

Сказанное выше может быть связано между собой в виде приложенной ниже схемы возникновения (образования) человека, и которая соответствует воззрениям Отцов Церкви.

С. КУЗНЕЦОВ

См. также: