ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии
Страница
Архиепископа | История | Храмы | Монастыри | Святые | Газета
"Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Праздники | Православный центр | Гостевая | Объявления | E-mail
Тиурульская церковь
Мы живем на северо-западном берегу Ладожского озера в Лахденпохском районе Республики Карелия. Это родина карельского народа. В 10 веке от Р. Х. в наших местах появляются карелы, а уже в 12 в. они принимают православие. Об этом говорят исследования археологов. Упоминание о крещении карел князем Ярославом Всеволодовичем, отцом святого благоверного князя Александра Невского есть в новгородской летописи в 1227 г.: «...того же лета князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество корел, мало не все люди...».
Впервые наш район упоминается в Новгородской Первой летописи в 1396 г.: «…В лето 6904 (1396) Пришедше Немци в Корельскую землю и повоеваша 2 погоста: Кюрьескыи и Кюлоласкыи, и церковь сожгоша; и князь Костянтинъ с Корелою гнася по них, и языкъ изима и присла в Новъгород.»
В то время территория нашего района входила в два новгородских погоста Кюрьескый и Кюлоласкый. Примечательно, что уже в первом упоминание наших мест речь идет и о церкви. Из летописи непонятно, где стояла сожженная шведами (в то время их называли на Руси немцами) церковь в Кюрьеске или Кюлоласке. Скорее всего в то время церкви были уже в обоих погостах. В новгородских погостах церковь играла очень важную роль и была центром не только духовным, но и административным. Погосты даже имели двойные названия. Так к 1500 г. два вышеупомянутых погоста объединились в один и он получил название Богородицкий Кирьяжский погост. Административный центр Кирьяжского погоста находился в том месте, где в настоящее время находится поселок Куркийоки. Здесь на высоком правом берегу реки Кирьяж, при впадении ее в Ладожское озеро стояла главная церковь погоста Рождества Пречистой Богородицы, что и дало название погосту.
Судьбы церквей были тесно связаны с судьбой народа. Постараемся проследить судьбу одной из приладожских церквей – вышеупомянутой Кюлолаской.
Следующее ее упоминание мы находим в «Писцовой книге Водской пятины Дмитрия Китаева» в 1500 г. В это время Кюлолаского погоста уже не было, а бывшая Кюлолоская церковь стала центром Куллаской перевары (административной единицы). Всего в Кирьяжском погосте было 11 перевар. Перепись 1500 г. была проведена в связи с присоединением в 1478 г. новгородской земли к Московскому государству.
В 16 веке нелегко было жить в Приладожье. Близко проходила граница со Швецией, и часто шведские отряды грабили карельские земли и жгли карельские села. Доставалось и от своих. В 1570 г. опричники Ивана Грозного выбивали налоги в Кирьяжском погосте. При этом они сожгли 14 домов, убили 30 человек, 13 человек подвергли пыткам и разграбили 21 дом.
В 1571 г., в связи с большим запустением Карельской земли была предпринята новая перепись. Перепись показала, что население Кирьяжского погоста уменьшилось более, чем на половину. Среди причин запустения указываются: «хозяина громом убило, детишки с голоду примерли, дворишко распалось», «утонул на ловле в Ладожском озере», «двор сгорел», «хозяина немцы убили, хоромишка сожгли, дети сошли безвестно», «бежал безвестно от царевых податей, двор сожгли опришные», «одолжав от государевых податей, сам умер, дети по дворам волочатца». Упоминается в переписи и Тиврольская перевара, как теперь стали называть Кулласкою перевару.
С 1583 по 1595 г. Корельский уезд захватывают шведы. Лютеране шведы яростно борются с православием. Видя в православии опору в борьбе против иноземных захватчиков, они жгут церкви и уничтожают монастыри. Свои деяния они подробно документировали, чтобы отчитаться перед начальством о проделанной работе. Благодаря такому отчету одного из шведских командиров мы и узнаем, что: «сожжена Тивральская церковь Воздвиженья Креста Господня».
В 1595 г. Корельский уезд возвращается к России. В этом же году, для восстановления православия на возвращенных землях, учреждается Корельская епархия с центром в г. Корела (современный г. Приозерск). Епископ Корельский Сильвестр энергично восстанавливает уничтоженные церкви и монастыри. Из его указа узнаем мы и о восстановлении Тиурульской церкви и Тиурульского прихода в Кирьяжском погосте.
Однако мирное время продлилось недолго. Уже в 1611 г. по Столбовскому договору Корельский уезд почти на 100 лет уступается Швеции. И снова начинается яростная борьбы с православием. Горят церкви и монастыри. Однако Тиурульской церкви повезло. В начале 17 в. землями в Тиурула владел Родион Лобанов. Чтобы не потерять своих владений, Лобанов перешел на службу к шведам и даже сумел стать доверенным лицом могущественного Якова Делагарди. Однако Лобанов не изменил вере предков и добился через Делагарди у шведского короля права сохранить на своей земле православную церковь и православный приход. Тиурульская церковь была одна из немногих действующих православных церквей в северо-западном Приладожье. После восстания карел в 1656 г. против притеснителей православия и подавления восстания в 1658 г., почти все карелы бежали на русскую сторону. В бывшем Корельском уезде осталось только 5% карел и столько же было православных. Интересно, что в то время людей различали не по национальности, а по вере. В судебных записках и налоговых книгах 17 в. шведы называют карел – «людьми русской веры».
Большая православная община сохранилась в Тиурула, а Тиурульская церковь долгое время была единственной уцелевшей церковью во всем северо-западном Приладожье. Записи Родиона Лобанова сохранили для нас имена многих священников в этой церкви:
В 1711 г. Тиурула была освобождена русскими войсками, а в 1721 г. по Ништадскому мирному договору Приладожская Карелия была возвращены России. Однако за 100 лет гонений, православных в Приладожье осталось только 5 %. Петр I терпимо относился к любой вере и не стал чинить препятствий лютеранскому населению Приладожья. Однако гонения на православных прекратились.
В 20-х годах 18 века на месте прослужившей более 100 лет ветхой Тиурульской церкви была построена новая.
Эта церковь простояла до 1785 года, когда она сгорела от молнии. В это время Тиурула принадлежала баронессе Скотт. Баронесса на свои деньги построила новую церковь. Интересно, что русские землевладельцы не делали различия между своими крестьянами лютеранами и православными. Ранее, в 1777 г. баронесса Скотт построила в Ильме, где у нее тоже были земли, лютеранскую кирху.
Эта Тиурульская церковь простояла до 1831 г., когда тоже сгорела. В 1832 г. на деньги прихожан была построена новая церковь. Постройка обошлась в 7.736 руб. 10 коп. ассигнациями.
История этой церкви хорошо описана ее настоятелем Петром Аннинским в 1875 году.
Он приводит имена своих предшественников:
Далее Петр Анненский оставляет нам интересную зарисовку быта сельского карельского священника в 19 в.:
«…Тивральский причт издавна содержится ругою, платой за требоисполнение и землею.
Цифра собираемой руги и высеваемого хлеба показывает, что содержание причта, вообще, было недостаточно. Эта бедность была, вероятно, одной из причин того, что дети причта не доходили, в духовных училищах, далее приходского класса. Не имея средств платить за детей и содержать их в Петербурге, родители подавали прошения об увольнении детей из училища и в прошениях именно показывали, что берут детей назад, по невозможности вносить плату за их ученье.
Если же тогдашнее духовенство могло, при недостаточных средствах, существовать и места, остававшиеся праздными, тотчас замещались, причина этому заключалась в простом и совершенно близком к крестьянскому образу жизни духовенства.
Дома причта своим устройством совершенно походили на крестьянские дома. Это были две избы, соединенные сенями. Смотря по тому, как устроялось в избе дымовое отверстие, т. е. с трубою или без трубы, изба называлась белою или черною, дымною. Домашнюю мебель составляли деревянные некрашеные скамьи вдоль стен и два стола, из коих один стоял в переднем углу, под иконами, завешанными занавеской, а другой - в заднем углу, против устья печки. В первом столе, в длинном столовом ящике, хранились церковные бумаги и разные документы, во втором - хлеб, деревянная солонка и прочие принадлежности для обеда. Кровати были самые простые и делались большею частию самим хозяином. В случае приращения семейства комнатная мебель увеличивалась люлькой, которую должен был делать непременно сам отец.
В черной, или дымной, избе жила прислуга и останавливались прихожане, до начала службы. Здесь была большая печь с несколькими, по бокам, ступеньками для подъема на печь; на очаге устроялся железный прут с двумя или тремя зубцами; на этот прут вешался перпендикулярно другой железный прут, с крючком на конце. На этот крючок вешали котлы, когда нужно было что-нибудь согревать на очаге, например пищу к обеду или пойло для скота в зимнее время. В пространстве под печкою помещались куры.
Хлева, конюшни и другие службы строились обыкновенно порознь. Для каждого рода скота было особое помещение. Промежутки между службами загораживались изгородью из жердей, и эта изгородь, вместе со службами, ограждала средину двора, где по ночам помещался окот.
Обыкновенною, повседневною одеждою для мужчин, в летнее время, были короткие балахоны; чаще же ходили летом в одних белых рубахах, а зимой - в бараньих полушубках. Подрясник надевался только для службы в церкви, ряса - еще реже; иные надевали ее только раз при посвящении; надевалась она еще, когда причт являлся в Духовное правление или к епархиальному начальству.
В пищу употребляли мясо, сырую соленую рыбу, кислое молоко и масло. В пост ели сырую соленую рыбу, капусту, грибы и национальное кушанье мяммя, т. е. солоделое ржаное тесто с моченой брусникой. В праздничные дни подавался студень. Чай употребляли редко, а больше пили, кофе. Праздничных съездов гостей и шумных пиршеств и попоек не водилось. Духовенство водило хлеб-соль с зажиточными крестьянами: к ним духовные отправлялись всем домом по церковным и по семейным праздникам.
Отношения духовенства к прихожанам были самые простые, патриархальные. Духовенство было близко к народу и по сходству нужд, по сходству взглядов и убеждений, а более всего - по сходству в образе жизни. Как прихожане не видели в духовенстве лиц, высших себя, так и духовенство не ставило себя особенно высоко над прихожанами. Если случалось кому-либо из духовных быть оскорбленным от прихожан, то гнев оскорбленного высказывался в формах грубых, например в брани и побоях. О членах причта, прибегавших к такого рода поступкам, еще и теперь иногда слышно от старожилов.
Обыкновенными занятиями духовенства было земледелие и рыбная ловля; иные занимались охотою на дичь и ловлею птиц…».
В 1914 и эта церковь сгорела и была построена новая церковь по проекту Антона Койвула из Сортавала. По воспоминаниям современников церковь была красивая, с золочеными куполами.
Эта церковь сгорела от молнии в 1917 году.
Дальнейшая судьба церкви также хорошо характеризует то время. Революция и гражданская война в Финляндии надолго отодвинули заботы о восстановлении церкви. Только в 1922 г. церковь решили восстановить. Способ восстановления церкви также дает хорошую характеристику того времени. В конце 19 – начале 20 в., Карельский перешеек становится модным местом отдыха для жителей С.-Петербурга. Строятся множество дач. А затем, в новых дачных поселках строятся и православные храмы. После революции дачные поселки опустели, и православные церкви стали не нужны местному лютеранскому населению. Храмы разбирали на дрова. Так по цене дров и купила Тиурульская православная община свой новый храм. Это была церковь из поселка Лоунатйоки Выборгского района. Церковь была перевезена и собрана в Тиурула. 24 декабря 1922 церковь была освящена во имя преподобного Серафима Саровского.
Эта церковь простояла до июля 1941 г., когда она сгорела во время боевых действий.
Затем на долгие годы церковь была забыта. На фундаменте вырос лес. Это были годы, когда власть старалась уничтожить любое воспоминание о православных корнях народа. В п. Куркийоки был разобран на дрова другой православный храм. Во всем Лахденпохском районе долгие годы не было ни церквей ни православных приходов.
Возрождение православия в Лахденпохском районе началось в 1994 г. с прибытием православного священника Георгия (Цапа). Были образованы православные приходы. На древней карельской земле появились новые храмы.
Православная традиция получила продолжение. В память о древней православной церкви, на фундаменте старой церкви в Тиурула, 3 июня 1998 г. был установлен памятный крест. Крест был освящен в сослужении настоятелем прихода г. Лахденпохья священником Георгием и начальником подворья Коневецкого монастыря в г. Приозерске иеромонахом Виссарионом.
А 1 августа 1999 г., в день памяти преподобного Серафима Саровского, в п. Хийтола была освящена церковь во имя преподобного. Церковь освятили епископ Петрозаводский и Карельский Мануил в сослужении благочинного Приладожского округа, Настоятеля Никольской церкви г. Сортавала протоиерея Александра, секретаря Петрозаводской и Карельской епархии Настоятеля церкви Александра Невского г. Петрозаводска протоирея Иоанна, Настоятеля подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в г. Санкт – Петербурге иеромонаха Исидора, Настоятеля православного прихода г. Лахденпохья священника Георгия.
Этот храм продолжил более чем 700 – летнюю традицию Кюлялаской – Тиурульской – Хийтольской церкви на древней карельской земле.
Фотографии: