ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
| Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


Православная миссионерская педагогика в сельском приходе

1. Особенности сельского прихода

Пять лет назад, приехав на сельский приход, мы обнаружили полное отсутствие методической литературы по православной педагогике в сельской местности при достаточном количестве и качестве литературы на данную тему в городских условиях. Очевидно, что специфика села, тем более в молодом приходе иная, чем даже в небольшом городе (например, Конаково). Теперь для нас стали понятны причины отсутствия литературы и сформулированных методик – это занятость священников и некоторые особенности сельской интеллигенции. То есть, естественно, городские священники не менее заняты, но сельский батюшка один, и если он самоотверженно служит на приходе, то у него нет ни времени, ни сил на анализ своей работы и теоретизирования. Священник на селе специалист широкого профиля. Сельская интеллигенция имеет недостаточный образовательный и интеллектуальный уровень и смелость для воцерковления. В городе, при наличии нескольких священников и православной высокообразованной интеллигенции возможности для анализа наработанных методик и их реализации значительно шире. Попытка анализа ситуации в нашем приходе будет кому-нибудь полезной.

В круг обязанностей сельского священника входят:

Богослужения. Совершение треб причем на очень большой территории, так как в большинстве населенных пунктов нет церкви и нравственный долг священника не оставлять православных из без пасторского попечения.

Строительство или восстановление церкви при полном отсутствии средств и благотворителей на селе.

Миссионерство, то есть проповедь вне храма: не секрет, что в лоно Церкви чаще всего приводит горе. Мы не вправе ждать, пока будет услышан рупор скорбей, а обязаны выходить навстречу ищущим Бога, но колеблющимся.

Нельзя также терять контроль над проникновением различных опасных теорий, практик и вероучений. Известна агрессивность сектантских новообразований, и нам недопустимо медлить и давать возможность им разворачивать свою деятельность. В конце 90-ых они, гонимые в городах, особенно стараются проникнуть и закрепиться на селе. При пассивности священника гибельные учения легко находят последователей. Но легче предупредить болезнь, чем потом лечить ее. Достаточно эффективный отпор, сопротивление в виде широкого информирования населения быстро охлаждает пыл как сектантских проповедников, так и секс-просвещенцев. Подобная сопряжена с неприятностями, запугиванием судами (дальше запугиваний сектанты не идут) и разборками, но очень действенна, когда опирается на Российские законы.

Особая область служения священника – различные благотворительные программы и акции. При современном уровне жизни благотворительность на селе требует много сил и забот.

Трудно даже перечислить те области деятельности, в которых сельский священник не должен быть неспециалистом. Конечно, священник на селе, как в прочем и в городе, нуждается в помощи, нужны молодые преданные Церкви образованные люди.

2. Проблемы сельской интеллигенции

Успех православной миссии на селе не в количестве прихожан, а в количестве молодых и образованных прихожан. Атеистов в настоящее время почти нет, то есть очень мало, практически все сельское население исповедует Православие, с огромным уважением относятся к Церкви и к батюшке. Нам уже казалось, что вот-вот эти православные начнут наполнять храм. И вот тут то мы столкнулись с тем, что сельская интеллигенция, даже понимая и принимая Веру, как правило, в храм не идет ( конечно, есть исключения ). Почему? В чем проблема прихода в церковь сельской интеллигенции?

Для постижения основ православного вероучения необходима или простота сердца, или очень высокий образовательный и интеллектуальный уровень, каковые на селе практически не встречаются. После десятилетий гос. атеизма и запрета на инакомыслие, каждый, пришедший во вновь открытый храм, если он вдруг решится расстаться со своим драгоценным временем и не только поставил свечку, обречен быть осмеянным и дома, и на работе (вплоть до наказаний: чтобы не выделялся). Общественное мнение создает почти непреодолимый барьер. Каждому в ограде Церкви понятно, что таким образом враг не пускает человека ко спасению, но для неофита это препятствие оказывается почти непреодолимым, и только скорбь снимает это ощущение, тогда человек проникается благодатью Церкви. Таким образом, к сожалению трагедии, беды, горести приводят молодежь со “средненьким” образованием в лоно Церкви.

К сожалению, внутри Церкви для молодых семей возникает новое труднопреодолимое искушение – “ревностные” бабушки которым “дети мешают молиться”. Увы многие не выдерживают “стражей порядка” и, в лучшем случае, приводят своих малышей только ко Причастию и то как можно реже.

Как мы видим, проблема воцерковления сельской молодежи почти не разрешима, и если приход намерен расти и развиваться, то необходимо как-то решать поставленные задачи. Для становления и развития молодого прихода необходимо выработать стратегию – долгосрочную программу решения данных проблем.

Итак, сельская интеллигенция в храм не идет. Можно пригласить в помощь молодому приходу городскую церковную молодежь. При авторитетном священнике это несложно. Мы знаем многих, кто с радостью пожил бы и потрудился в нашем приходе, и стал бы примером для селян. Однако, это возможно только при поддержке и понимании со стороны властей, так как необходимы помещения для длительного проживания – своего рода “православная гостиница”. Не зря же, еще не восстановив полностью монастырские храмы, насельники возрождающихся обителей в первую очередь строят гостиницы для паломников и трудников. Церковь можно восстановить только ВСЕМ МИРОМ. А невозможность проживания православных паломников в сельском приходе создают некоторую изоляцию прихода от православного мира. К сожалению, власти никак не понимают этого и не возвращают Церкви хотя бы малую часть отобранной у Нее собственности.

Одновременно переговорам с властями, не ожидая скорых результатов, которые очень и очень зависят от личности руководителя, необходимо предпринимать свои шаги. Более надежный и независимый от настроений властей путь, (хотя длительный), вырастить свою православную интеллигенцию, для которой жизнь прихода будет своей жизнью, а его проблемы – станут своими. Это и есть основная задача православной миссии в селе. То есть очевидный факт: дети в церкви это наше будущее, будущее прихода.

3. Откуда в сельской церкви дети

Первое время мы имели иллюзии, что дети постепенно, один за другим будут приходить в Церковь и оставаться в Ней. Их будет все больше и больше. Однако, скоро нас ждало разочарование. Ребенок заглядывал в церковь, удовлетворял свое любопытство, и на этом все кончалось, о воцерковлении и речи не было.

Откуда в церкви возьмутся дети? В городе их приводят родители. На селе в молодом приходе дети идут в церковь сами по своей тяге к новому, необычному, стремлению к чистому и возвышенному. Если в городе возможно какое-то время не афишировать среди одноклассников и педагогов все еще советской школы свои посещения церкви и таким образом избежать бестактных расспросов и насмешек, по крайней мере отсрочить их до более полного воцерковления семьи, то в деревне это невозможно, даже разовое посещение церкви с Исповедью и Причастием на завтра же становится известным всей деревне. Далеко не каждый способен понести такой подвиг исповедничества.

Попытки влиять на детей через школу остаются безуспешными, встречают интенсивное сопротивление со стороны администрации школы. Все чего нам удается добиться, – это поставить заслон для деятельности сект и развращенцев в школах прихода. Однако, защитив детей, мы не имеем возможности вести разъяснительную работу среди них и приводить православных по крещению к полноценной церковной жизни.

4. Православный детский коллектив. Специфика села

Отсюда возникает необходимость создания детского православного коллектива, который защитит воцерковляющихся детей в условиях непонимания со стороны родителей, школы и сверстников. Городская воскресная школа обычно объединяет детей из воцерковляющихся семей и имеет своей целью не только преподать объем знаний, но и создает православным детям соответствующий круг общения и, таким образом, решает проблемы подросткового воцерковления – ребенку трудно быть не таким как все. Таким образом, городская воскресная школа помогает православной семье, а семья поддерживает воскресную школу. В этом случае создание коллектива совсем не обязательно, важно просто познакомить православных детей друг с другом, а в дальнейшем дети будут встречаться за Богослужением при семейных посещениях церкви. (Такая практика нам знакома не понаслышке).

Задачи сельской воскресной школы значительно шире: создание детского православного коллектива “себеподобных”, тем более что все дети учатся в одной школе, восполнение нецерковности и неинтеллигентности семьи и, естественно, совместное воцерковление. Иными словами, сельская воскресная школа – одновременно и образовательное учреждение, и круг очень близких друзей, и семья, в которой священник добрый и строгий отец, а коллектив, в свою очередь, позволит создать в среде детей определенную систему ценностей. Хорошо, если у священника своих детей много, тогда они помощники в миссии и их личные качества общительность, доброжелательность играют свою огромную роль.

Исходя из этого, основная задача – создать коллектив комфортный для ребенка. Для этого мы с первых же занятий использовали методики коллективной творческой деятельности, наполняя их нужным содержанием. Не вдаваясь в подробности методических тонкостей (интересующиеся, без труда найдут соответствующий педагогический опыт вне Церкви), надо сказать, что методики работают прекрасно (дети-то и не догадываются, что мы их не только просто любим, а мы с ними работаем по определенным программам). В итоге мы получаем (и очень скоро) комфортный детский коллектив, в котором очень хорошо не только детям, но и нам.

5. Проблемы

Но были и проблемы. Много детей приходило “на любовь да ласку”, чтобы просто поживиться, а по возможности и обворовать. Это причиняет огромную боль. Мы принципиально не каждый раз поили детей чаем или давали какие-нибудь подарки, чтобы не формировать потребительскую психологию, не “заманивать”, но часто устраивали праздники с чаепитиями и сюрпризами.

Дети, которых мы очень любили от нас уходили: девочки в 14 лет – на дискотеки, а мальчики в 10 лет на футбол или в туризм, или не выдерживали девченочьего коллектива (точнее говоря, к этому плохо, с насмешками относились сверстники-мальчишки). К проблеме мальчиков в приходе мы еще вернемся.

Каждый уход был для нас не только болью, но и информацией к размышлению: чего им не хватает? Ведь мы же видим, что им хорошо. Такие девочки-мальчики сразу перестают здороваться, при встрече отводят взгляд еще недавно светившийся радостью, как бы чувствуя свою вину, предательство. Встретиться с нами взглядом было свыше их сил. Хотя посещение воскресной школы дело сугубо добровольное: хочешь – ходи, не хочешь – не ходи, мы не упрекнем, но совесть ... Так почему же они все-таки уходят даже вопреки голосу совести?

6. Деятельность

Коллектив не может жить без деятельности. Точнее говоря, коллектив рождается только в процессе совместной деятельности. Мы стали привлекать детей к миссионерским поездкам по приходу, на Рождество, например, наши дети ходили (и сейчас ходят) “славить Христа”. Так же, мы начали возить их в окрестные деревни и в детские дома на рейсовом автобусе с праздничными представлениями. Результат: дружба в общем деле, общие впечатления и некоторые преимущества перед другими детьми – кому не хочется поездить в хорошей компании, тем более, в сельской местности возможности для поездок детей очень ограничены. Причем, немаловажно, детское миссионерство – неоценимая помощь в проповеди Православия.

Вскоре у девочек, а их тогда было подавляющее большинство, появилась потребность петь. Так родился хор. Попытка привлечь преподавателя со стороны ( даже за оплату ) не увенчалась успехом. Так хором стала руководить наша тогда еще 14-летняя дочь. Теперь у нее уже 3 года стаж руководителя детского хора со множеством гастролей районного значения. Хор тоже очень украшал праздничные концерты. Детский коллектив без взрослого руководителя пел духовные песнопения в 2-3-х голосном исполнении.

7. Театральная студия

И все равно им с нами хорошо, но они почему-то уходят. Тут мы подошли к пониманию, что детский православный коллектив на селе должен быть не только комфортным, не только расширять возможности детей, не только делать общее дело. Он должен быть престижным среди детей, в их кругах. Мы вернулись к разработкам протоиерея Бориса Ничипорова и наконец то с ним согласились, на личном опыте убедившись, насколько важно ребенку быть значимым не только в своем узком кругу, но и быть членом авторитетной в обществе группы. Так в православной педагогике возникает совершенно не православное понятие – престижность. То есть коллектив не узкокелейный, не веселая компания, но коллектив который “звучит” в их детской среде. Футбол и карате – звучит, тур.секция – звучит, какой-нибудь рэп-данс – звучит, а православная воскресная школа – не звучит. В современном обществе есть определенные стереотипы, связанные с православной церковью и православной воскресной школой. Не удобно как-то друзьям сказать – засмеют. Так вот, мы не вправе сказать подростку: значит друзья плохие, меняй друзей. Мы должны “звучать” не хуже. И дело не в названии, а в роде деятельности.

Трудно сказать, что теоретическое осмысление поспевало за событиями. Просто мы работали исходя из нужд и потребностей наших детей, нашего прихода. Конечно же, и это осознание пришло через детей. Мы уж сказали о детской помощи в миссионерской практике в деревнях прихода, им, безусловно, это дело было по душе – нравится играть на сцене, нравится ездить по разным местам. Публика на селе непритязательна. Но мы ощутили, что можем лучше, чем “сойдет для сельской местности”. Тут нам оказался очень кстати наш удачный опыт по коллективной творческой деятельности и овладению соответствующими методиками. Нам очень помог молодой талантливый режиссер, который за время репетиций принял православную веру и крестился.

После первой удачи мы почувствовали, как изменилось отношение к нашему коллективу среди детей. Мы поняли, что теперь мы не имеем права обманывать ожидание нашего зрителя и просто обязаны показать что-нибудь не худшее прежнего. Так, за неполных два года мы поставили пять спектаклей, очень разнообразных по тематике, но безусловно православных. Очень украшает спектакли обилие музыки. То что мы не можем сказать сами, нам помогает договорить музыка, особенно духовный стих. Сценарии мы писали сами исходя из состава исполнителей. Но каждая новая постановка имела вполне определенную педагогическую задачу для коллектива. Ведь дети не могут просто играть – они проживают, вживаются в роль и в предложенный сюжет.

8. Спектакли

Рождество Христово мы встретили спектаклем “В Рождественскую ночь...” по мотивам народных сказок о Рукодельнице и Ленивице. Этот спектакль рассказал об основных христианских добродетелях: вере, смирении, незлобии и др. и о рождественском чуде, как награде за терпение. Конечно, наша рождественская история сильно отличалась от всех родственных сказок. Самым главным чудом и основной наградой кроткой падчерице стало не наказание злых и ленивых родственников, а искреннее раскаяние и желание исправиться у последних. Доброе сердце христианина не желает никому погибели, но всем спасения в вере и любви. Это была наша первая большая удача, удостоившаяся внимания прессы.

На Пасху мы поставили спектакль “Русь называют святой”. Само название говорит, что главная тема постановки – тема Родины. Именно патриотическую идею должны мы были донести до своего зрителя, а главное для наших воспитанников – артистов. Спектакль родился из состава исполнителей. Поскольку в то время у нас играли почти только девочки ( по крайней мере в главных ролях) значит идет война, а все богатыри либо убиты, либо в плену. Неужели Русь погибнет, если некому ее защищать? Простая девушка покорила сердце молодого царя словами: “Жена и мать должна растить сыновей – защитников Родины”. В основу сюжета легла небольшая сказка “Царица – гусляр”, рассказывающая о самоотверженной русской женщине. Главные слова прозвучали в конце: “Пока живут на земле такие женщины, не погибнет Святая Русь”.

Спектакль “Слово МАМА дорогое...” мы посвятили всем матерям, с любовью и благодарностью. Премьера его состоялась в “День пожилых людей”. Очень трогательная история о заповеди Божьей почитать своих родителей, о силе материнской любви, никого не оставляла равнодушным, многие в зале плакали. И так было на всех выступлениях. Детям спектакль говорил: “Любите, берегите, никогда не бросайте свою маму”. Молодых мам предостерегал: “Лелей дитя, и оно устрашит тебя”, а пожилых утешал: ”Молитва матери со дна моря вытащит”. Рефреном звучал духовный стих: “ Если мать еще живая, счастлив ты, что на земле есть кому, переживая, помолиться о тебе”...

К зиме заметно вырос и окреп младший состав воскресной школы, и уже нельзя было использовать молодой творческий состав только в массовых сценах. К Рождеству 2000 года появился большой спектакль “Волшебная сказка” по мотивам одноименной повести Лидии Чарской о детях конца 19-го века. Воспитательная задача этой постановки не только включить всю массу девочек и мальчиков в сценическое действие, но перенести современных подростков в атмосферу прошлого века с дамами и кавалерами, с манерами и церемониями, с православным мировосприятием. Наши ребятки, которым негде услышать учтивое слово, играли юных княжон, баронов, графов и генеральш. Наши мальчики и девочки, играя в бал прошлого века, в несколько пар танцевали на сцене менуэт. Конечно, им пришлось поработать над собой, внутренне подтянуться, чтобы войти в сценический образ. Немаловажной была и основная мысль спектакля: волшебная сказка не в роскоши и богатстве, а в семье, среди близких, где царят мир и любовь. Младший состав прекрасно справился со всеми детскими ролями, а старшие великолепно сыграли взрослых.

После “Волшебной сказки” юным артистам можно было уже доверить любую роль. Поскольку в составе исполнителей появилось достаточно мальчиков, мы посчитали важным вернуться к теме Руси, к теме защиты Отечества. Спектакль “Русь – земля богатырей” был поставлен по мотивам русских былин и был посвящен 55-летию Великой Победы. Сюжетные линии былин с трудом узнавали даже опытные филологи, поэтому всем было интересно. Для нас было принципиально важно, чтобы образ, воплощаемый на сцене, для юного артиста стал образцом поведения, поэтому ребята младшего возраста не играли отрицательных ролей, но только русских людей. Старшие, как более стойкие и испытанные, играли басурманок-великанш. Мы использовали существенную разницу в росте между возрастными группами наших воспитанников. Получился очень своеобразный эффект. По отзывам зрителей, в спектакле видна была не только древняя Русь, но злободневные проблемы современной России. Остро и понятно звучала тема Чечни в басурманском лукавстве, в простодушии и благородстве русского воина и самоотверженности русских матерей. Пустота идолопоклонства, язычества были с блеском осмеяны старшими исполнительницами. Спектакль получился очень красивым, в нем было место и смеху и слезам, но главное он рождал в душах чувство гордости за свою Православную Родину. Интересная деталь: за время репетиций ( каждый спектакль требует не менее 20 репетиций ) наши юные богатыри оставили навязанную телевизором привычку драться ногами.

На районном фестивале театральных коллективов в ноябре 2000 года мы показали сцену из последнего спектакля и стали лауреатами фестиваля.

Следующая педагогическая задача в театральной деятельности нашего коллектива была поставлена уже летом. Удалось найти подходящий сюжет. 2000-летие Рождества Христова мы встретили спектаклем “Плачущий ангел” по мотивам одноименного рассказа Г. Юдина и рассказа С. Лагерлеф “Святая ночь”. Конечно, пришлось многое изменить, привести в соответствие с поставленными задачами. Мы хотели сказать: во-первых, о себе, т.е. о сельских православных детях, о нашей жизни, о нашей дружбе, о нашей вере; во-вторых, о проблемах нашего прихода в абсолютно безбожном окружении, в частности, в связи со строительством новой церкви ( три года назад наша церковь сгорела ); о разрушении церквей в период гонений и последствиях; о неверии, как следствии невежества современного “образованного” интеллигента; а главное, прикоснуться к событиям Той Ночи, от которой начался новый отсчет времени.

Для нас эта постановка оказалась очень сложной, но очень важной. Мы сильно волновались, удастся ли красиво и с достоинством донести до зрителя столь серьезную проблематику. В творческом процессе возможны всякие неожиданности и 5-ти кратный успех не дает гарантий от дальнейших неудач, а звание лауреатов к чему-то обязывает.

Мы берем на сцену всех детей, которые ходили на репетиции, считая что все дети талантливы, только надо помочь им раскрыться. Так у нас в спектаклях принимало участие до 30 ребят. Иногда для появившегося в ходе репетиций человека мы сочиняли новую роль: благо сценарии свои. В этом случае тоже пришло много новых ребят, для которых мы ввели несколько массовых сцен.

Каждый спектакль мы сыграли 8-10 раз в разных населенных пунктах. Народу собирается очень много: все знают, что будет ярко, интересно. Чего мы добились?

Дети вели яркую, интересную, доступную для понимания проповедь Православия. И по самым скромным оценкам, каждый спектакль посмотрело 500-800 зрителей и, что особенно важно, в том числе и в маленьких деревнях.

Мы получили не только комфортный и работоспособный, но и престижный, уважаемый на всех уровнях (от властей до последних хулиганов) детский коллектив (о нас говорит радио и пишут газеты).

Теперь от нас не уходят. Напротив, уже у многих девчонок и мальчишек тайная мечта быть принятым в наш круг общения.

9. Вернемся к “проблеме” мальчиков

Девочки в 14 лет уходили на дискотеки, потому что по возрастным особенностям и по реалиям современных теле-видео-семей им необходимо общение с мальчиками, а воскресная школа не могла обеспечить им такое общение за неимением мальчишек. Таким образом, мы пришли к осознанию того, что феминизация православных воскресных школ создает предпосылки саморазрушения, а значит православное миссионерство на селе должно быть мальчишеским, т.е. направленным на мальчиков, это не только привлечет юных прихожан, но и сохранит юных прихожанок в церковной ограде.

Итак, что нужно мальчикам? Мальчикам не подходит вышивка. И даже выпиливание не для всех. Нас как раз больше всего и волнуют те, которым выпиливание не интересно, которые через 3-4 года стали бы пугать прохожих на темных улицах. Куда они от нас уходят? Футбол, туризм...

К этому времени в результате методичной работы в течение 4-х лет на приходе у нас в воскресной школе было 6 мальчиков – это дети прихожан и младшие братья учениц воскресной школы. Однако, мальчики не были вовлечены в общую деятельность, не было настоящего мужского дела, а в хоре они терялись среди девчонок. Руководитель известного хора детей-сирот из пос. Саракташ Оренбургской области Лидия Ивановна Заикина, при встрече нас надоумила. Надо попробовать с мальчиками работать отдельно – у мальчиков совсем другие песни, да и по возрастным особенностям мальчикам и девочкам трудно заниматься вместе (не зря же в прежние времена школы были раздельные). Первое же выступление мальчиков на концерте ко “дню инвалида” с солдатскими песнями имело большой успех и показало, что мы на правильном пути. К тому же, мы вовлекли их в театральную деятельность, что сильно сдружило наших девчонок-мальчишек. Теперь мы уже имели сильный детский коллектив, уважаемый в детской среде. К нам потянулись мальчишки, которые хотели бы играть на сцене и петь солдатские песни. Весной на Пасху мы сознательно вернулись к теме Святой Руси. В спектакле “Русь – земля богатырей” главными действующими лицами были именно мальчики – былинные богатыри.

Сейчас от нас не уходят. Наша воскресная школа стала кругом близких друзей с общей идеей и деятельностью. Мы не гонимся за численностью (сейчас сердцевина нашего коллектива – это около 25 ребят + столько же вокруг наших), но наши ребята заметны в селе. Это обычные дети, но немного лучше. Мы вместе молимся, вместе работаем, вместе отдыхаем, вместе ездим, вместе играем, ( а игр мы знаем много ). Все знают, что у нас дружные ребята и у нас всегда интересно. Все конфликты, ссоры кончаются у Креста и Евангелия в Таинстве Исповеди.

Мы видим, как один сильный коллектив меняет обстановку во всем населенном пункте и, в этой связи, возникают определенные предложения ко всем лицам, занимающимся воспитанием, ко всем руководителям детских коллективов. К этим предложениям мы еще вернемся.

Теперь, уже имея сильный дружный детский коллектив, наша главная задача – не потерять этих мальчишек (девчонок тогда тоже не потеряем) и через 3-5 лет наша церковь будет полна молодых людей и девушек, для которых Церковь – это не что-то отвлеченное и малопонятное, но Жизнь. Сейчас уже 2 наших воспитанницы – студентки, а еще несколько – старшеклассницы и для них Церковь уже стала неотъемлемой частью их жизни.

10. Воцерковление

Очень важной задачей сельской воскресной школы является воцерковление. Убедить детей без поддержки семьи, вопреки влиянию школы по воскресным дням ходить в церковь – это очень трудно, практически невозможно. Слишком много соблазнов: хочется поспать в выходной день подольше, или в лес сходить, или погулять, или... ну мало ли что еще. А тут два часа стоять не шелохнувшись и почти ничего не понимать... Тем более, хождение в церковь не в чести ни в школе, ни среди сверстников.

Мы считаем, что без церковных служб нам не воспитать наших детей достойными членами общества, ибо сама Церковь воспитывает лучше, чем любой родитель или педагог. Поэтому, нам необходимо, чтобы наши воспитанники регулярно молились вместе с нами и прибегали к живительным Таинствам Церкви. Однако, мы не разделяем обязательности посещения церкви по расписанию, как в Конаково, мы вообще против принуждения, так только детей разгоним, с нулевым результатом.

Остается убеждать детей, что жизнь христианина – это жизнь в Церкви, что тот, кто три недели не был в церкви, добровольно себя отлучает от Матери Церкви, что русский патриот, православный человек не может жить без Церкви и т.д. Убеждение – слишком слабый аргумент для слабовольных, избалованных “легкой пищей”: дискотеками и мультиками, подростков. Тем более, интеллектуальный уровень детей, у большинства из которых пьющие родители, весьма невысокий. Поднимать уровень интеллекта – это тоже наша задача и в этом без церковных Таинств не справиться. А в Церкви дети просто расцветают. По своим детям мы видим тот огромный творческий потенциал русского человека, если, конечно, он не пойдет по стопам отца-пьяницы. Мы просто обязаны сохранить ребят в лоне Церкви ради будущего России.

И в этом нам на помощь приходит созданный коллектив, в котором мы сами формируем систему ценностей. Каждому нашему воспитаннику скоро становится понятным, что желающему быть полноценным членом нашего коллектива надо ходить в церковь, у нас так принято. Не обязательность посещения, но обязательное благоговение при каждом посещении Церкви, богослужения – то к чему мы стремимся. Большое счастье православного педагога сказать в сердце:Се аз и дети яже даде ми Бог”, и наши дети дают нам это счастье.

Хотя, конечно, появляются новые проблемы. Как сохранить подростков в Церкви в течение нескольких лет, как укрепить коллектив? Детям необходима игра, романтика, героизм (часто уличные хулиганы становятся таковыми именно в поисках опасностей, риска) и мы просто обязаны дать им такую возможность и наполнить ее нужной нам, полезной для общества воспитательной идеей... Об этом позже.

А сейчас мы подошли к очень важному этапу в нашей жизни.

11. Лагерь “ Богатырская застава”

Из всего вышесказанного вытекает концепция нашего лагеря: лагерь “мальчишеский”, то есть немного военизированный и обязательно с высокой патриотической идеей. В основе концепции лежит задача православной миссии – показать Православие не как свод законов, а образ жизни, всю полноту ее и радость. Православная Церковь – это прежде всего любящая заботливая Мать, а Православные верующие – это не собрание угрюмых людей и не только богомольные старушки, а молодые, жизнерадостные люди, с которыми интересно и надежно (“можно пойти в разведку”).

Таким образом, нам удалось сломать стереотипы о Церкви и Ее членах у многих жителей “Богатырской заставы” (у учащихся нашей ладвинской “воскресной школы” ко времени лагеря этих стереотипов не было), построив сообщество, основанное на взаимной любви и взаимопонимании (в лагере жили 70 человек). Мы не проводили ни Библейских часов, ни бесед о Православии. Но молитва и участие в Таинствах Церкви являются неотъемлемой частью жизни православного христианина, и они были обязательными в лагере. С Божьей помощью удалось создать уютный мир. Лагерь “Богатырская застава” жил по методике коллективной творческой деятельности. Каждый день в лагере – яркий запоминающийся праздник, полный разнообразного творчества с большими возможностями для самовыражения. Дети формулировали состояние в лагере словом “СЧАСТЬЕ”. По приезде домой, как свидетельствуют родители, подростки (даже мальчики!) продолжают молитвенную жизнь, как это было заведено в “Богатырской заставе”, мамы с удивлением говорят о сыновьях, которые с гордостью, без стеснения носят православный нательный крест, а из режимных моментов для мальчиков самым-самым оказалось утреннее построение с поднятием Российского Флага.

Мы считали главной задачей сформировать в процессе совместного творчества активную жизненную позицию, ориентированную на служение Богу, Отечеству и людям. Отрадно, что после лагеря наши воспитанники оправдывают наши надежды, являясь организаторами, “заводилами” интересных, полезных дел у себя в классах. Там где творческая инициатива не подавляется педагогами, жизнь в классах заметно меняется. А что касается жизни нашего коллектива, то она значительно обогатилась: песни, игры, костры... – весь опыт “Богатырской заставы”. Наши воспитанники очень выросли.

При составлении программы лагеря учитывались закономерности развития новообразованных случайных детских коллективов в процессе активной созидательной совместной творческой деятельности. О лагере можно говорить много – это, несомненно, огромная удача, аналоги которой нам не известны, существенно изменившая отношение к нашему приходу в районе. Еще предстоит проделать глубокий анализ лагерной смены, ее насыщенной программы, проанализировать феномен “Богатырской заставы”, надолго покорившей сердца и детей, и взрослых. За проведение лагеря и в целом плодотворную педагогическую деятельность священник прихода отец Андрей был удостоен звания лауреата 2000-го года.

Патриотизм и нравственность, активная жизненная позиция, неравнодушие – это те качества, которые необходимы не только православному, но любому россиянину и должны быть ведущими мотивами в деятельности любого российского педагога.

12. Перспективы

На данном этапе наш долг донести нашу позицию по вопросам патриотического и нравственного воспитания до как можно большего числа педагогов района (качественно новые взаимоотношения с районными властями в связи с лагерем этому способствуют). Дело в том, что мы на деле убедились, насколько даже один сильный коллектив меняет микроклимат в малом населенном пункте, устанавливая свои ценности в среде подростков. Однако, как нам видится, другие детские коллективы пока не воспринимают всерьез нравственную и патриотическую идею, нам видится в этом недоработка и недопонимание педагогов. Для изменения ценностей в подростковом сообществе одного патриотически настроенного коллектива не достаточно. Нравственная и патриотическая идея, бесспорно, могут стать общей идеологической основой для оздоровления села. Однако требуются некоторые усилия для разъяснения позиций и координации действий педагогов разных направлений в малом населенном пункте.

Пока воспитательная работа с подростками и профилактика правонарушений проводится в виде бесед, она (работа) малоэффективна, т. к. у них, подростков, существует свой мир, со своими ценностями и они будут делать то, что принято у них. Сколько бы мы им не говорили: “ Курить нехорошо, воровать нехорошо...”, если на улице все принято “с точностью до наоборот”, то наши “воспитательные” беседы только “подольют масла в огонь”, добавят романтику риска в нежелательные поступки.

Единственная возможность оздоровить микроклимат, избавиться от правонарушений, сохранить жизнь и здоровье детей, уберечь их от опасных шалостей, от преступлений – это создать “моду” на нравственность, благородство, патриотизм, и.т.д., чтобы правонарушители остались в одиночестве и не в чести. Имея достаточное количество кружков, секций этого довольно легко добиться, просто обратив внимание каждого педагога на столь желанные для мальчишек нравственные устои русского общества. Пусть мальчики-патриоты из спортивных секций станут грозой для хулиганов, пусть сила спортсмена будет направлена на защиту слабого. Пусть ребята из музыкальной школы станут образцом интеллигентности, нравственности и любви к отечественной культуре. Пусть ребята-туристы покажут пример знания и любви к природе родного края и.т.д. Дети с радостью отказываются от чуждых российскому сознанию западных стереотипов. Ведь вполне естественно для человека любить свою Родину, а нравственные устои у русского человека заложены глубоко в подсознании. Преступление – это нарушение нравственного закона, таким образом, ломка менталитета, мировосприятия Русского человека – основная причина стремительного роста преступности. Это хорошо понимают враги Отечества и через СМИ насаждают чуждую идеологию и антипатриотические настроения среди россиян.

Мы не строим иллюзий о быстром взаимопонимании и взаимодействии со светскими коллективами. Но видим возможность постановки проблемы, например, провести “круглый стол” и надеемся найти союзников среди неравнодушных педагогов. К сожалению, таких не очень много, может быть, все еще мешает страх, впитанный за долгие годы гонений на Церковь, все еще где-то в подсознании таится образ врага-церковника, или глубокие разочарования последних десятилетий, после которых трудно кому-нибудь поверить, или недостаток мудрости и дальновидности... У нас есть опасения, что нежелание сотрудничать с Церковью у некоторых педагогов – это нежелание признать результативность православной педагогики и оправдание собственной бездеятельности невозможностью что-либо изменить в современном обществе. Педагог на то и педагог, чтобы вне зависимости от влияния семьи и улицы заложить в воспитаннике желаемые качества и жизненные ориентиры.

Церковь и школа имеют общие воспитательные задачи: растить высоконравственное, патриотически настроенное, здоровое и умное поколение. Сотрудничество принесет огромную пользу нашему Отечеству.

Надеемся на понимание и поддержку нашей деятельности со стороны властей, тем более, что можно довольно быстро получить хороший результат без материальных затрат. Одновременно, мы намерены развивать свою сеть кружков и секций с патриотической направленностью, привлекая к работе с детьми заинтересованных лиц.

Таким образом, в настоящий момент мы видим задачу православной миссии в сельской местности не только в распространении учения Православной Церкви, но и в возрождении деревни на основе традиционных для России, то есть православных нравственных устоев.

Елена МАЗАЕВА,
п. Ладва.
Республика Карелия.

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ, раздел ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НА ГЛАВНУЮ