ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления  | E-mail


Обители Карелии

К 90-летию со дня кончины матушки Вриенны (Чистяковой) (1847 – 1919 гг.) – первой игумении Ладвинского монастыря Олонецкой епархии

Внутренний вид храма Кирико-Иулиттинского монастыря

Бывший Кирико-Иулиттинский монастырь в с. Ладва. 1937 г.

Никольский храм в с. Ладва (не сохранился)

Ладвинский Боголюбский Кирико-Иулиттинского женский монастырь как самостоятельная обитель был зарегистрирован в 1903 году. Его первая игумения матушка Вриенна (в миру Варвара Чистякова) происходила из крестьян Санкт-Петербургской губернии. В списках сестер Боголюбской Кирико-Иулиттинской обители за 1903 год сохранились сведения о 56-летней настоятельнице Вриенне. Значит, родилась она в 1847 году. Грамоте обучалась в Санкт-Петербургской патриотической школе. В монашество была пострижена в 1866 году, в 19-летнем возрасте, в Новгородском Десятинном женском монастыре архимандритом Исайей. В 1874 году ее определили в число сестер этой обители, а через десять лет она была облечена в рясофор, то есть стала мантийной монахиней.

В Десятинном монастыре матушка проходила разные послушания: клиросное – пела во время богослужения в монастырской церкви, библиотекарши; свечницы – продавала свечи и принимала записочки в иконной лавке; казначеи – отвечала за финансовое положение обители; благочинной – назначала сестер на послушания и проверяла выполнение работ. Благочинная – правая рука настоятельницы, ответственная за всех сестер обители во время исполнения ими различных послушаний. Должность хлопотная и не очень-то благодарная, ведь при распределении монастырских обязанностей всем не угодишь. На такое место, как правило, благословляли самых опытных и уважаемых монахинь.

В 1888 году матушка Вриена была уволена от должности благочинной. Один год она провела в Новгородской Рдейской пустыни, но в 1890 году по личному прошению вернулась в свою обитель – Десятинный монастырь. И вновь в середине 90-х – с 1895 по 1897 гг. несла послушание благочинной.

В самом начале XX столетия в Олонецкой епархии возникла новая женская обитель, устроенная на средства благотворителей. Располагалась она рядом с древним богатым карельским селом Ладва, жители которого и стали главными жертвователями на новый монастырь. Жизнь женской общины началась еще в 1900 году, но официальный статус обитель получила только через три года. Настоятельницей нового Боголюбского Кирико-Иулиттинского монастыря монахиню Вриенну назначили 25 июня 1903 года. 17 августа Олонецкий епископ Анастасий возвел монахиню Вриенну в сан игумении. Торжество посвящения состоялось в Крестовоздвиженской церкви города Петрозаводска.

Монастырь, в котором матушка Вриенна стала настоятельницей, был небольшой, но уютный и любимый многими богомольцами. Сестры обители несли особое послушание призрения и благотворительности нуждающихся жителей близь лежащих деревень, учили детей, а при необходимости могли оказать медицинскую помощь страждущим. Особое внимание уделялось женщинам, мужья которых большую часть года работали вдали от дома, на различных промыслах, чтобы прокормить свои часто многодетные семьи.

Число сестер в монастыре было невелико, но все они жили согласно и старательно работали на пользу родной обители. Многие поселянки находили в обители духовную помощь, утешение, получали дельные советы, как вести хозяйство и ладить с мужем, как воспитывать детей без отца. В монастыре было хорошо организованное хозяйство: скотный двор и огород. Монастырская летопись сообщает, что монахини охотно делились семенами и обучали навыкам культурного земледелия всех желающих. Кроме того, при обители была небольшая школа грамоты для девочек.

В обители была своя церковь, построенная на средства ладвинского купца В.Ф. Кипрушкина, освященная во имя святых мучеников Кирика и Иулитты, а в ней особо почитаемый образ Пресвятой Богородицы «Боголюбской», который был принесен из Новгорода купцом Р.Н.Красновским. В храме служил священник Виктор Матвеевич Братолюбов.

После революции, в 1918 году богоборческая власть поспешила закрыть монастырь. Имущество его было разграблено, монастырские владения, построенные на купеческие и крестьянские деньги, реквизировано в пользу государства. 28 мая Петрозаводский уездный земельный комитет рассмотрел дело об изъятии у Ладвинского женского монастыря земли. Землю отобрали и в бывшей обители открыли семенное хозяйство, которое вскоре благополучно развалилось.

Матушка игумения Вриенна подобных перемен не перенесла. В 1918 году она умерла от переживаний за судьбу дорогой ей обители, настоятельницей которой она была без малого пятнадцать лет. Ее заменила Александра (Трошенкова), насельница обители с 1900 года, экономка, а затем и последняя игумения.

Т.В. СОРОКИНА,
зав. Архивным отделом Петрозаводского епархиального управления

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru