ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления  | E-mail


21 марта 2006 г. – 615 лет со дня преставления преподобного Лазаря Муромского

Церковь Воскрешения Лазаря и ее строитель

Карелия обладает дорогой сердцу православного человека святыней – церковью, построенной руками прп. Лазаря Муромского. Эта небольшая деревянная церковь в честь Воскрешения Лазаря – самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России. Промыслом Божиим, благодаря сотрудникам музея «Кижи», она была сохранена в годы советской власти. «Художественно совершенный храм, несущий в себе все черты традиционного русского деревянного зодчества», «типично клетская церковь», – так восторженно пишут профессиональные оценщики русской старины – музейные искусствоведы.

Посеребренный временем храм с некой долей музейной искусственности поставлен на небольшом расстоянии почти у подножия прекрасного многоглавого Преображенского собора, построенного в 1714 году, и старинной деревянной Покровской церкви. На 324 года древнее двух легендарных храмов Кижского погоста, церковь Лазаря из Дома Божия превратилась для наших рациональных современников всего лишь в «жемчужину экспозиции» Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи», и, к сожалению, эта православная святыня до сих пор используется как туристический объект.

Описание жития строителя этой церкви, премудрого грека, прп. Лазаря, сохранилось в Олонецком патерике. Изданная единственный раз в 1910 году, эта книга в наши дни является библиографической редкостью. Житие повествует, что прп. Лазарь был пострижен в монахи в Константинопольском Высокогорском монастыре Афанасием Дискотом – «строителем многих обителей». Своего постриженика он благословил иконой Успения Божией Матери, прославившейся в Карелии великими чудесами. 8 лет Лазарь жил в Кесарии под руководством строгого ревнителя иноческой жизни, кесарийского епископа Василия.

XIV век, как известно, – эпоха Восточного Возрождения. В Византии на Афоне расцветает древнейшее учение исихастов, связанное с именами великих афонских подвижников – свт. Григории Паламы и прп. Григория Синаита. Трезвением и «умным деланием» называли этот созерцательный подвиг монашества. Исихазм был высшим проявлением духовной жизни Церкви. Он одухотворял «все культурные проявления жизни» Византии и был «душою православного Востока». Несомненно, что под его духовным влиянием находился и прп. Лазарь.

«Епископ Василий, – рассказывает Житие преподобного, – весьма желал побывать в Великом Новгороде, молва о котором широко была распространена по востоку». Чем же привлекал Византию столь далекий Новгород? Видимо, не в последнюю очередь и своим прекрасным каменным собором Святой Софии Премудрости Божией. Ведь Великая церковь древнего Константинополя тоже была посвящена Святой Софии.

Василий Кесарийский знал о путешествии в Иерусалим новгородского архиепископа Василия, которое тот совершил еще до своего избрания в сан епископа (1329 г.). Им тогда не довелось встретиться. Не суждено кесарийскому святителю и самому побывать «в славном вольном городе», о чем он явно сожалел. «Желая иметь подобие Новгородской иконы Софии, Премудрости Божией, – продолжает Житие, – он отправил священноинока Лазаря в Новгород с подарками к св. Василию, который и принял с любовию пришельца из дальней страны».

Что касается подарков, которые привез в Новгород прп. Лазарь, то в Житие, написанном со слов самого преподобного старцем Феодосием, пришедшим в Муромский монастырь со Святой Горы Афон и выбранным прп. Лазарем перед смертью своим достойным преемником, их содержание не раскрывается.

Но вот, что сообщает «Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых». Особо отметим, что эта книга связана с именем А.С. Пушкина, который на первое ее издание, вышедшее в 1836 году, опубликовал хвалебную рецензию. «В завещании своем Лазарь пишет, что послан был из Цареграда к Новогородскому епископу Василию (вероятно, когда сему владыке послан был от патриарха белый клόбук)».

О белом клобуке, посланном новгородскому архиепископу Василию Калике (1330-1352 гг.) рассказывается в «Повести», написанной в XVI веке посольским толмачом Дмитрием Герасимовым.

«Согласно «Повести о белом клобуке», – пишет в книге «Византия и Московская Русь» протоиерей Иоанн Мейендорф, – римский папа Сильвестр после обращения в христианство императора Константина получил от него в дар белый клобук. При императоре «Каруле» (т. е. Карле Великом, начавшем на западе религиозную полемику против Византии) и папе Формосе (891-896 гг.; его часто называют родоначальником схизмы), в Риме стали пренебрегать чудодейственной силой клобука. Последний православный папа послал клобук в Константинополь императору Иоанну Кантакузину и патриарху Филофею, который, предвидя грядущее падение Нового Рима, передал его Новгороду… Царь Иван IV в 1564 году передал право ношения белого клобука митрополиту Московскому — как главе русской Церкви. После 1589 года эта привилегия перешла к московским патриархам».

Более подробно об этом говорится в «Очерках истории Русской Церкви» А.В. Карташева: «31 декабря 1563 г. скончался митрополит Макарий. Перед избранием ему преемника, царь Иван IV позаботился закрепить за кафедрой московского митрополита два внешних преимущества, с недостачей которых не могли мириться царственное сознание Москвы. К избирательному собору епископов царь обратился с предложением: «отец наш и богомолец митрополит носит черный клобук, а прежние митрополиты чудотворцы Петр и Алексий – носили белые клобуки, как изображаются они на иконах. Последующие затем митрополиты носили уже черные клобуки, а почему были отложены белые клобуки, мы не нашли в писаниях. Новгородский же архиепископ, богомолец наш, носит белый клобук, и прежние новгородские архиепископы носили белые клобуки, по какому случаю, мы тоже не знаем из писаний… Между прочим, митрополит есть высший иерарх Русской Церкви, есть глава архиепископам, и он то не имеет преимущества перед архиепископами и епископами».

Дело в том, уточняет А.В Карташев, что покойный митрополит Макарий носил на митрополии белый клобук, как бывший новгородский архиепископ. «Указанные преимущества Макарию, митрополиту московскому, принадлежали только лично, потому что покоились на историческом основании, а не на юридическом, потому что не были связаны с правами митрополичьей кафедры».

Между тем в книге Н.К. Гаврюшина «Вехи русской религиозной эстетики» отмечается, что в 1667 г. Большой Московский Собор запретил писать святителей московских Петра, Алексия и Иону в белых клобуках, «коих они никогда не носили», выдвинув тем самым, по замечанию автора книги, «немаловажный принцип исторического реализма».

В свою очередь прот. Иоанн Мейердорф замечает, что «все более секуляризирующееся русское государство по-прежнему не любило этот символ» и «Петр Великий, упразднивший патриаршество, решил, что легче всего уничтожить символическое значение клобука, сделав его обычным элементом облачения: он даровал право ношения белого клобука всем митрополитам Русской Церкви и тем самым лишил его исключительности».

Вспоминается в Житии прп. Лазаря и святыня Софийского собора Великого Новгорода – икона Софии, Премудрости Божией. Этот древний образ до сих пор вызывает немало споров из-за своего не проясненного до конца символизма. Но именно его желал иметь Василий Кесарийский, пославший инока Лазаря написать копию со знаменитой новгородской иконы.

Икона была написана и послана в Византию, а сам Лазарь остался жить в Новгороде, сообщает Житие. «Вскоре умер его друг – святитель Василий Кесарийский. Незадолго до этого, в 1332 г., св. Василий Новгородский ушел на безмолвие, принял схиму и мирно почил. Лазарь сам спрятал его честная останки и много пролил слез, в короткое время лишившись обоих своих друзей – святителей Василиев, – говорится в Житии. – Приемник св. Василия св. Моисей с любовью отнесся к Лазарю и принял его в житье у себя, но Лазарь упросил его разрешить жить в обители Василия. Очень скорбел он в разлуке: думал было оставить Новгород и возвратиться в Грецию.

Но вот ему во сне явился св. Василей Новгородский и велел идти к озеру Онега, на большой остров, который и назвал «Муч-остров». Не обратил должного внимания на этот сон инок, и вот вскоре ему является во время сна св. Василей Кесарийский и говорит: «Помни, Лазарь, что сказал тебе Василий – (святитель) Великого Нова-Города, иди на указанное тебе место. У тебя будет большая обитель и ты соберешь много иноков».

Св. Лазарь удаляется в Олонецкий край на Онежское озеро и поселяется на острове Муч, который покупает у новгородского посадника Ивана Фомина. Позже сын посадника Феодор, согласно воле отца, возвращает преподобному сто гривен серебра, которые тот по настоянию родителей некогда взял с него, и дает св. Лазарю грамоту на вечное владение Муч-островом, Муромским озером и окрестными речками и островами. На эти возвращенные деньги и была поставлена церковь в честь Воскрешения Лазаря.

Прп. Лазарь испытывает гонения со стороны недоброжелательного местного населения, переживает пожар, уничтоживший его жилище, и на месте пепелища обретает чудом уцелевшую икону Успения Пресвятой Богородицы. По велению Божией Матери начинается возведение храма в честь Успения Богородицы. Его поставили на месте явления прп. Лазарю Божией Матери два печерских инока.

Своим подвижническим образом жизни, мудростью, любовью и состраданиям к людям святой Лазарь привел к вере полудикие племена лопарей, жившие по берегам Онежского озер. Благодатный старец привлек к себе сотни учеников. Основанный им около 1350 года монастырь стал со временем оплотом Православия в суровом северном крае. В нем он и почил в 1391 году в возрасте 105 лет.

«Монастырь рос быстро. Уже в 1419 году, по свидетельству новгородского архиепископа Симеона, посетившего тогда Обонежье, Муромская обитель входила в число самых крупных в округе. Среди местных жителей и паломников церковь Лазаря прославилась как чудодейственная исцелительница от недугов. В конце XIX века на средства местного лесопромышленника А. Н. Русанова над ней построили защитный футляр».

В годы советской власти древний храм долгое время стоял заброшенный в глухих местах Пудожского края. В 1954 году он привлек внимание известного советского архитектора А.В. Ополовникова, который в 1959 году его реставрирует. Но предварительно церковь разобрали, увязали в плоты и увезли на остров Кижи.

В наши дни эта православная реликвия является для верующего сердца живой свидетельницей тех источников, которые питали творчество строителей уникальных храмов Заонежья. На протяжении столетий жители края, строители его великолепных деревянных церквей, вызывающих трепетный восторг даже у наших неверующих современников, всегда хранили память о византийском монахе Лазаре, принесшем на Русь из Константинополя драгоценное наследие погибавшей великой империи – белый клобук Патриарха. К чудесной помощи святого они прибегали всегда.

Ольга СИДЛОВСКАЯ

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru