ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления  | E-mail


Поющая православная Россия

Духовные стихи или духовные песни – этот жанр духовного творчества, фольклора, главными носителями которого были калики перехожие, – складывался в русской культуре на протяжении многих веков и отразил представления народа о христианской вере и связанных с нею нравственных основах жизни. Духовные стихи представляют собой собрание народной песенной поэзии, основанной на религиозных темах и сюжетах, в них народ отражал свое понимание Священного Писания и Священного Предания.

Один из самых известных сборников русских народных стихов, включающих в себя произведения, создававшиеся с XI по XIX века, назывался «Голубиная книга». Это название трактуется двояко: как книга «глубинная», т.е. мудрая, глубокая по содержанию и как книга, полученная от Святого Духа, символом которого в христианстве выступает голубь.

С конца XVII – XVIII века духовные стихи стали называть КАНТАМИ. В простонародье, во внецерковной среде они еще назывались Псалмами, в отличие от псалмов царя Давида, текст которых уже тысячу лет не меняется. Духовные же стихи – канты, псалмы – постоянно развивались, менялись, создавались новые. Чаще всего они не имели определенного автора, их создавал народ. Но некоторые авторы известны, например, Дмитрий Ростовский, живший в XVII веке. До наших дней дошли некоторые его стихи, положенные на музыку ….

На протяжении веков стиль духовных стихов сильно изменялся: в древности, до XVII века, это был былинный стиль; начиная с XVII-XVIII веков, духовные канты испытали сильное влияние западной музыки, а народные духовные песни практически не отличались от исполнения обычных народных песен. Начиная с середины XIX века, духовные стихи почитаются в фольклорных сборниках вместе с произведениями других жанров (былины, лирические и обрядовые песни). Раздел «Русские духовные стихи», существовал до революции в университетских курсах народной словесности и истории русской литературы и в многочисленных хрестоматиях для домашнего чтения, учебных пособиях для гимназий и других учебных заведений.

«…Русский фольклор без духовных стихов не может быть признан целостным явлением. Духовные стихи не представляют в нем изолированного круга произведений. Обращаясь в устном бытовании, они взаимодействовали с былинами, обрядами и историческими песнями, подвергаясь их влиянию, и сами оказывали значительное воздействие на них. История русского фольклора без духовных стихов, так же не полна, не полноценна, как история русской культуры без истории Православной Церкви» (Ф.М.Селиванов «Стихи духовные»). Последний из серии сборников представляющих общерусский репертуар духовных стихов назывался «Стихи духовные» и был издан в Санкт-Петербурге в 1912 году (составитель Е.А. Ляцкий).

Традиция вне богослужебного духовного пения жива и развивается и в наше время. Современными авторами сочиняются духовные стихи и канты, причем эти канты близки к традициям авторской или «бардовской» песни. Сегодня духовные канты приобретают новое значение, новый смысл. Для человека нецерковного они служат мостом – помогают ему войти в культуру Православия, культуру русской православной духовности.

Нынешнее общество секуляризовано, расцерковлено, и многие люди, когда заходят в храм, к сожалению, не все могут в нём понять. Не все имеют достаточно сил совершить подвиг – изучить богослужение, церковно-славянский язык, который очень близок к русскому. А духовная песня – это самая доступная форма для такого знакомства. Святые отцы говорили о том, почему духовные слова, например, слова Псалтири, мы кладем на музыку и поем. Потому что, когда слово объединяется со звуком, музыкой, оно быстрее и глубже касается души человека.

&Многим благочестивым, верующим православным людям духовные стихи порой кажутся непривычными. Традиция утеряна, и многие не знают, что до революции и в монастырях, и в миру православные верующие часто пели духовные стихи. Некоторым кажется – раз поют на русском языке и не в храме, значит, это баптисты. Но на самом деле, если прислушаемся к тем и другим песням, то услышим, что мотивы и смыслы их, образно говоря, совершенно разные. В протестантских, баптистских песнях в основном преобладают такие мысли: «как я люблю Бога, и какой я верующий», «как я горячо люблю Бога и своих братьев». А Православная Церковь учит несколько иному – тому, что первая ступень духовной жизни, предваряющая любовь, как высшую добродетель, – это смирение и видение своих собственных грехов. В православных песнях, духовных стихах отражен именно этот спасительный мотив.

Андрей ЛУКИН
г. Петрозаводск
Епархиальная газета «Сретение»

На снимке: вокально-инструментальный ансамбль Лукиных

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru