ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Праздники | Новости | Объявления  | E-mail


ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
СЕДМИЦА

Главная
 
Карельские святые
Календарь православных воинских праздников
 
Календарь
Церковные праздники
по месяцам:
 
Календарь Великого поста. Святая Четыредесятница. Суббота Акафиста. Страстная седмица
Правила поста. Пост - дар древний.
О трапезе в Великий пост
 
Церковные праздники > МАРТ   2015

1 МАРТА  память сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца. Святитель был выдающимся деятелем смутного времени. Овдовев, принял постриг в Московском Чудовом монастыре, а в 1589 году поставлен митрополитом Казанским. Новый святитель показал большое миссионерское усердие и заботливость о чистоте православия.
Став патриархом, многое сделал в упорядочении церковной жизни. Самой большой его заслугой стала борьба с Лжедмитриями (например, отказ короновать Марину Мнишек) и с польской интервенцией. С декабря 1610 года Ермоген начал рассылать грамоты, призывающие к всенародному восстанию против иноземных захватчиков. По сути после низвержения Шуйского патриарх оставался единственно законно избранным начальствующим человеком в стране. Находясь постоянно в руках врагов, он становился первым страдальцем за Землю Русскую. 17 февраля 1612 года священномученик Ермоген скончался в заключении от голода. Святейший сразу же стал почитаться как местный московский святой, а чудесные исцеления, подаваемые им, никогда не прекращались.
В этот же день  память вмч. Феодора Тирона. Святой мученик Христов Феодор Тирон был родом из Амасии Понтийской. Он служил в римской армии во времена великого Диоклетианова гонения, около 303 года. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу, где ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный вновь к правителю, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой предал свою святую душу Богу. Огонь не повредил тело святого Феодора.
Спустя 50 лет император Юлиан Отступник (361 - 363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор явился во сне архиепископу Евдоксию и повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом - коливо (кутью или сочиво).
В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим.

2 МАРТА —Преставление преподобного Космы на реке Яхроме в обители его
Преподобный Косма принял иночество в Киево-Печерском монастыре, но спустя некоторое время, по внушению свыше, оставил Печерскую обитель и отправился на реку Яхрому, где невдалеке от Суздаля основал Успенский монастырь. Избранный настоятелем обители, прп. Косма проводил самую строгую подвижническую жизнь, с любовью принимал странников и подавал благие советы и наставления ищущим спасения. Преподобный скончался в глубокой старости, в 1492 году. Многие исцеления у гроба его ознаменовали святость усопшего угодника. Мощи его захоронены под спудом в Успенской церкви основанной им обители.

3 МАРТА —  мч. Максима, прп. Евгения.

4 МАРТА   память святителя Льва Катанского. Он славился добротой и милосердием, имел дар врачевания и чудотворения. В те времена в Катанах жил чародей Илиодор, который поражал народ ложными чудесами. Прежде он был христианином, но отрекся от Христа. Святитель часто убеждал чародея отстать от злых дел и обратиться в истинную веру, но напрасно. Однажды Илиодор дошел до такой дерзости, что зашел в храм и вовремя Богослужения начал волховать, чем произвел сильнейшее смятение в народе. Видя беснующихся по повелению Илиодора людей, еп. Лев понял, что время кротких увещеваний прошло. Он вышел из алтаря, обвязал шею Илиодора омофором и вывел из храма. На площади святитель повелел развести костер и вступил в огонь с чародеем, удерживая его омофором. Илиодор сгорел в огне, еп. Лев силою Божией остался невредим.
Сегодня также – память преподобномученика Корнилия Псково-Печерского. Св. Корнилий родился во Пскове в 1501 году. Он принял монашеский постриг в юности, в небольшом Псково-Печерском монастыре, и в 28 лет стал его настоятелем. За годы игуменства преп. Корнилия обитель преобразилась: число братии увеличилось с 15 до 200 человек, были воздвигнуты величественные храмы и стены.В 1570 году обитель посетил царь Иоанн Грозный. Когда игумен Корнилий с крестом в руках вышел за монастырские ворота на встречу царя, тот, разгневанный ложным наветом на святого, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и сам на руках отнес тело преподобного в монастырь.

5 МАРТА — Вселенская родительская (мясопустная) суббота.
В этот день, как бы в последний день мира, Церковь приглашает своих членов на общую молитву обо всех умерших в вере от Адама до сего дня, и каждый из присутствующих молится не только о своих родных и близких сердцу, но и всех вообще христианах, в истинной вере скончавшихся. Именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ потому, что день субботы, как день покоя, по самому своему назначению наипримечательнейший для моления – упокоить умерших со Святыми.
Нынешним молением об упокоении усопших Церковь напоминает нам о неизбежной и для нас кончине и предстоящем нам от неподкупного Судии испытания, чтобы подготовить к подвигам предстоящего спасительного поста.
Сегодня также чествование Козельщанской иконы Божией Матери. Эта икона — итальянского происхождения, ее привезли в Россию придворные дамы императрицы Елисаветы.
В 19 веке икона принадлежала роду Капнистов и была их семейной святыней. Находилась она в селе Козельщине Полтавской губернии. Дочь владельца иконы, Мария, тяжело заболела; все попытки докторов вылечить ее были безуспешны, и родители отчаивались в спасении своего ребенка. Потеряв всякую надежду на врачей, и они, и дочь обратились со слезной мольбой к иконе Божией Матери, которая издавна почиталась чудотворной — и сразу же Мария почувствовала облегчение, а затем полностью выздоровела. Икону перенесли в церковь, где произошло еще несколько исцелений.

6 МАРТА воскресенье Неделя мясопустная, о Страшном суде. Два последних подготовительных к Великому посту воскресенья посвящены темам о начале и конце человечества и истории мира в том виде, в каком явлены они нашему человеческому опыту и восприятию: это, предпоследнее перед Постом воскресенье, погружает наше сознание в последние события истории человечества: второе пришествие на землю Иисуса Христа — судить живых и мертвых. Церковь подводит нас духовно к той последней грани, которая отделит царство истории от Царства Божия, время от вечности.
Обретение мощей мучеников, иже во Евгении. Во время гонений на христиан останки святых мучеников обычно погребались верующими в потаенных местах. Таким образом в Константинополе близ ворот и башни, называемых Евгениевыми, оказались погребенными множество тел святых мучеников, имена которых оставались неизвестными.
Когда на этом месте стали происходить чудесные исцеления, мощи святых были обнаружены и перенесены в храм, а в память об этом установили особое празднование. При этом одному благочестивому клирику, Николаю Каллиграфу, было в видении открыто, что среди этих мощей находятся останки святого апостола Андроника и святой Иунии, о которых апостол Павел упоминает в Послании к Римлянам.

7 МАРТА — начинается сырная седмица (МАСЛЕНИЦА).
Церковь постепенно готовит верующих к Великому посту, поэтому согласно Устава седмица перед ним является сырной, т. е. в эту неделю запрещается вкушение мясной пищи, дозволяется пища молочная, сыр, яйца, потому в народе эта неделя получила название масляной недели или масленицы.

8 МАРТА —  чествуется Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи. После того как по велению царя Ирода святому пророку Иоанну Предтече была отсечена глава (об этом повествуется в 14-й главе Евангелия от Матфея), эта святыня была тайно погребена на горе Елеонской в Иерусалиме. Много лет спустя, в IV в., при строительстве на этом месте церкви глава святого Предтечи была найдена — так свершилось ее первое обретение.
Строитель церкви благочестивый вельможа Иннокентий, опасаясь поругания святыни неверными, спрятал ее в том же месте. После его смерти святая глава была вновь найдена. Впоследствии ее обладателем стал священник–еретик, который скрыл святыню в пещере. На месте пещеры возник монастырь, и в 452 г. святой Иоанн Креститель явился во сне архимандриту обители и повелел обрести свою главу, указав место.

9 МАРТА — память святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского. Родился в Константинополе, происходя из знатного рода, святой Тарасий занимал весьма высокую гражданскую должность и был одним из лучших царских советников. За благочестивую жизнь и верность Православию он был единодушно избран в 784 году на Константинопольскую кафедру. Святитель был отцом нищих и сирот, утешителем скорбящих, защитником обиженных. С самого первого дня посвящения патриарх Тарасий ежедневно совершал Божественную литургию. Лишь тогда он перестал совершать богослужения, когда уже не смог подниматься с одра. И по своей кончине он боролся с нечистыми духами и победоносно побеждал их, многие получали исцеления от его гроба.
Так, например, одна женщина, страдавшая кровотечением, переодевшись мужчиной для того, чтобы войти в мужской монастырь, с верой коснулась гробницы святейшего Тарасия, взяла елей из лампады, висевшей над гробницей и тотчас же получила исцеление от своего недуга. То же делали и другие женщины, — и все исцелялись от своих недугов. Некий человек, видевший одним глазом, получил исцеление у гроба святого, после того как помазал свой невидевший глаз елеем из лампады. Один сухорукий, придя с верой, помазал елеем свою руку и получил исцеление. Много и других больных получали исцеление по молитвам святого Тарасия; исцелялись от своего недуга также и бесноватые.

10 МАРТА — память святителя Порфирия, архиепископа Газского. Родился будущий святитель около 346 года в палестинском городе Газе в богатой семье, давшей ему хорошее образование. На 25 году удалился в Египет, где принял иноческий постриг. Желая посетить Палестину для поклонения святым местам, Порфирий умолил своего знакомого довести его до Иерусалима, так как из-за постигшей его болезни не мог идти без посторонней помощи. В Иерусалиме святой Порфирий, несмотря на свою болезнь, ежедневно ходил по святым местам, поклоняясь Господу, когда же не мог идти, то ползал на коленях. Он получил чудесное исцеление на Горе Голгофе. В скором времени посвящен в пресвитеры, поставлен хранителем Честного Древа Креста Господня, а затем хиронисан в епископы Газы.

11 МАРТА — Память преподобного Прокопия Декаполита. Святой жил в области Десятиградия во Святой земле. Там он и спасался, предаваясь иноческим подвигам.
Вместе со своим сподвижником святым Василием и другими ревнителями Православной веры преподобный Прокопий мужественно противостал иконоборческой ереси. По приказу императора Льва Исаврянина преподобный был схвачен, предан жестокому бичеванию и брошен в темницу. Там он вместе со святым Василием томился до самой смерти царя-мучителя. После чего преподобные были выпущены на свободу.
Остальное время жизни святой Прокопий провел мирно, в иноческих подвигах, наставляя многих на путь добродетели, и скончался в глубокой старости.

12 МАРТА чествуется блаженный Николай Псковский, Христа ради юродивый, жил в XVI веке. Он совершил много чудес и знамений; но самой большой его заслугой перед жителями Пскова было спасение города от гнева царя Иоанна Грозного. Когда в 1570 году царь с опричниками вошел в город, чтобы разорить его, все жители города стояли на коленях и держали хлеб-соль. Юродивый Николай, как ребенок, сел на палочку и подъехал к царю со словами: «Иванушка, Иванушка, покушай хлеба-соли, а не христианской крови». Тем самым блаженный поучал царя, укоряя его за подозрительность и жестокость. После этого святому еще два раза пришлось иносказательно укорить царя; пораженный его поучениями, Иоанн Грозный оставил свое намерение и ушел из Пскова, не тронув города. Скончался блаженный Николай в 1576 году.

13 МАРТА  —  воскресеньеНеделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнание из Рая. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Последнее воскресенье перед Великим постом носит название сыропустная неделя. В этот день происходит заговенье на Великий пост, т. е. сегодня верующие прекращают есть сыр, масло и яйца.
Христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к «примирению с враждующими». Поэтому это воскресенье принято также называть Прощеным воскресеньем.
На этот день установлено празднование Девпетерувской иконы Божией Матери. Явлена в 1392 г. Один из древнейших списков с иконы находился в Николаевском храме с Батюшкова или Бататкова, Димитровского уезда, Московской губернии. Другой список был келейной иконой свт. Питирима и находился потом над его гробницей в тамбовском Преображенском соборе. Он прославился особенно в 1833 г., когда, по молитвам перед ним, одной женщине был возвращен ее муж, невинно заключенный в тюрьму.

14 МАРТА — начало Великого поста. Православная Русь свято чтила Великий пост. В этот день разом смолкали все песни, оскудевал только что ломившийся от вкусных и обильных яств стол. Принятый на себя, как подвиг, добровольно, для спасения души пост просветляет душу, дает новые силы и открывает путь на небо, к Богу. Потому так радостно откликается душа на призыв Церкви к покаянию.
 В 2016 г. Святая Четыредесятница продолжается с 14 февраля по 22 апреля, затем следуют Лазарева суббота (23 апреля), праздник Входа Господня в Иерусалим (24 апреля), далее Страстная седмица - с 25 по 30 апреля, а окончание поста наступает 1 мая, в великий праздник Светлого Христова Воскресенья.
На всем протяжении Великого поста по церковному уставу не разрешается вкушение мясной, молочной пищи и яиц, а есть рыбу можно лишь в дни великих праздников Входа Господня в Иерусалим. Мирянам в виде исключения разрешается вкушение рыбы и в другие дни Поста (см. О трапезе в Великий пост) На протяжении поста (за редким исключением) Божественные литургии совершаются лишь по субботам и воскресеньям, а значит, и младенцев (детей до 7 лет) причащают также только по субботам и воскресеньям. По средам и пятницам совершается особое последование - Литургия Преждеосвященных Даров.
На первой неделе Великого поста, с понедельника, 7 марта, затем во вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. Андрея Критского. Это торжественное и печальное творение, изумительное по глубине смысла и по красоте пения и слога. По окончании каждого стиха канона читается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Девять песен канона разделены по дням на четыре раздела и каждая приводит душу в трепет. «Душе моя, душе моя, восстани, что спишь? Конец приближается и будешь смущена. Воспряни от сна, и пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и все Собой наполняющий». Канон святого Андрея Критского — яркий пример того, как мало значит перевод богослужения со славянского на русский язык. Для человека, впервые пришедшего в храм и не бравшего в руки Библию, даже самый лучший перевод ничего не даст, потому что там главное не слова — а образы.
В этот же день — память прп. Мартирия Зеленецкого. Родом прп. Мартирий был из города Великие Луки. Десяти лет осиротев, воспитывался у священника, затем принял постриг. Желая уединенных подвигов, поселился на острове Зеленом, где впоследствии вырос Благовещенский монастырь.
Однажды прп. Мартирий был удостоен видения Богоматери, о чем он написал так: «Спал я в своей келье, и увидел во сне Пресвятую Богородицу в девичьем образе… Невозможно человеческому уму постигнуть красоты Ея, ни выразить языком… Очи Ея были полны слез. И вдруг стала Она невидима. Я подошел со свечою к Пречистому образу Одигитрии и понял, что истинно явилась ко мне Пречистая Богородица в том виде, как писана Она на иконе моей…»
Прп. Мартирий прославился даром исцелений. За 1,5 года до кончины вырыл себе могилу, поставил гроб, у которого со слезами молился. Мощи святого покоятся под спудом в Зеленецком монастыре.

15 МАРТА чествование иконы Божией Матери «Державная». Более 80 лет назад в подмосковном селе Коломенское была явлена икона Пресвятой Богородицы, со скипетром и державой — символами царской власти — в руках. По времени это совпало с насильственным отречением от престола Царя-мученика Николая II. Владычица Небесная дала знать русскому народу, что Сама управит пути его. Отшатнувшись от Нее в безумном ослеплении и впав в пучину бедствий, ныне мы смиренно молим Ее о спасении нашей Родины и народа.
Также в этот день чествуется память святителя Арсения, епископа Тверского. Святитель Арсений происходил из знатной и богатой тверской семьи. После смерти родителей он освободил всех своих рабов, имущество раздал бедным и принял постриг в Киево-Печерской Лавре. После он сделался архидьяконом и письмоводителем митрополита, а в 1391 году по просьбе князя и граждан возведен в сан епископа Тверского. Став епископом, Арсений усилил свои иноческие подвиги. В окрестностях Твери основал Желтиков монастырь и устроил себе там собственноручно каменный гроб, где и был впоследствии погребен (1409).
Св. Арсений уже при жизни был чудотворцем, и к нему стекались жаждущие исцеления. На одних больных возлагал руки, над другими читал молитвы, иных благословлял и кропил святой водой или помазывал елеем — всех исцелял он усердной молитвой к Господу.

16 МАРТА Волоколамской иконы Божьей Матери. Волоколамская икона Божьей Матери — список с Владимирской иконы из московского Успенского собора. Икона была привезена из Звенигорода в Успенский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого в 1572 году и торжественно принята игуменом Леонидом со всей монастырской братией.

17 МАРТА — благоверного князя Даниила Московского. Св. Даниил – четвертый, младший, сын Александра невского. Первый выступил против татар и взял в плен их союзника — князя Константина Рязанского, но поступил с ним как с гостем и отпустил с миром. Участвуя в междоусобных войнах, каждый раз успевал мирными разговорами предотвратить кровопролитие. В Москве Даниил основал первый монастырь в честь ангела своего, преподобного Даниила Столпника; перед смертью постригся в нем и завещал похоронить себя на братском кладбище (1303 год). Святому молятся об обретении своего жилища.

18 МАРТА — Обретение мощей блгвв. кн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев.
Иконы Божией матери "Воспитание".

19 МАРТА — Чествование икон Божией Матери «Ченстоховская» и «Благодатное Небо». Ченстоховская икона относится, по преданию, к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука. Во время разгрома Иерусалима римскими войсками бежавшие христиане сумели сохранить и эту святыню. В 326 г. ее получила в дар св. царица Елена, совершавшая паломничество по Святой Земле. В Русскую землю чудотворный образ был принесен основателем города Львова галицко-волынским князем Львом Даниловичем. Православная чудотворная икона была захвачена поляками в качестве военного трофея и стала национальный святыней католической Польши.
Образ "Благодатное Небо" находился ранее в Смоленске и был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389-1425). На иконе Божия Матерь изображена в полный рост, на левой руке Ее — Богомладенец. Ныне этот образ находится в иконостасе Архангельского собора Московского Кремля.

20 МАРТА — Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.
Это празднование было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 г., когда был принят догмат о почитании икон. Торжество Православия –– это торжество победы Церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры. По окончании Литургии в этот день положено совершать особый чин Торжества Православия, на котором Церковь, возглашая главные догматы, ею исповедуемые, молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. После этих молитв она отлучает (анафемствует) от себя непокорных сынов, зараженных еретическими заблуждениями и возглашает вечную память тем, которые до смерти остались в послушании Церкви, особенно же – святым защитникам Православия.
В этот же день чествование иконы Божией Матери "Споручница грешных". Икона Божией Матери «Споручница грешных» названа так по надписи, сохранившейся на ней. Этот образ в XIX веке находился между другими старинными иконами в часовне у ворот Никольского Одрина монастыря в Орловской губернии. В 1844 году от иконы произошло чудесное исцеление двухлетнего мальчика, страдавшего не поддающимися лечению припадками. Тогда же икону торжественно перенесли в соборный храм Никольского монастыря. В последующие годы, особенно во время эпидемии холеры (1847-48 годы), многие безнадежно больные, с верой притекшие к чудотворной иконе, заступничество Богоматери получили исцеление и возвратились к жизни.
Чудотворная икона с таким наименованием находится в московском храме свт. Николая в Хамовниках. Ей молятся при расслаблении и параличе.

21 МАРТА в эти великопостные дни Русская Православная Церковь празднует один из чудотворных списков иконы «Знамение» — Курско-Коренной. В марте 1898 года несколько злоумышленников, желая подорвать народную веру в чудодейственную силу Курской иконы, решились на святотатство — взорвать святыню. Во время всенощной в Знаменском соборе они незаметно положили к подножию иконы бомбу большой разрушительной силы с часовым механизмом. Во втором часу ночи раздался сильный взрыв, так что дрогнули стены монастыря. Испуганная братия монастыря поспешила в собор. Когда они вошли в собор, их взорам предстала страшная сила разрушения. Силой взрыва была разорвана чугунная позолоченная сень над иконой; тяжелое мраморное подножие в несколько массивных ступеней было снесено в сторону и разбито на несколько частей; массивный подсвечник был отброшен далеко в сторону. Находившаяся близ иконы окованная железом дверь была вся изломана и выперта наружу, а стена вокруг нее дала трещины. Все стены в окнах собора были выбиты.
И среди этого разрушения святая икона была целой и невредимой. Даже стекло на киоте осталось целым.
В этот же день чествуется память карельских святых — преподобных Лазаря (1391) и Афанасия (XV) Муромских, Олонецких. Святой Лазарь родился в Константинополе, жил в Новгороде, ушел на Онежское озеро, где на острове Муч (Муромском) основал монастырь. Много страдал от лопарей, побеждая их кротостью и чудесами. Прп. Лазарь был старшим современником Сергия Радонежского, он и земной свой путь завершил всего на год раньше, в возрасте ста пяти лет. В 1992 году началось возрождение Свято-Успенского Муромского мужского монастыря, полностью разоренного в годы советской власти.

22 МАРТА Память сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся (около 320). Все они были воинами и пострадали за веру во Христа в Севастии ( в Армении) при Ликинии, в 320 году. После убеждений все они были подвержены ужасным мучениям. Их поставили раздетыми в покрытое льдом озеро.
Это мучение было более непереносимо, потому что рядом находилась теплая баня. И лишь один из сорока воинов соблазнился и побежал к бане, но возле самого порога упал замертво. Один из стражей, пораженный мужеством страдальцев, уверовал во Христа и сам вошел в озеро. Тела мучеников после их смерти были сожжены и оставшиеся кости выброшены в воду. Через три дня все кости были собраны благочестивым Севвастийским епископом и положены в честном месте. Впоследствии, как свидетельствует Григорий Нисский, святые останки сорока мучеников были разделены по всей земле, чтобы каждая область получила от них благословение.
Сорока мученикам севастийским молятся о благополучном возвращении мужа из дальней отлучки. 

23 МАРТА чествуется преподобная Анастасия. Святая происходила из аристократической семьи Константинополя и пользовалась большим уважением императора Юстиниана (527-565). Рано овдовев, она тайно покинула мир и основала монастырь близ Александрии.
Через несколько лет император Юстиниан, также овдовев, решил найти Анастасию с целью жениться на ней. Чтобы скрыться от поисков, преподобная по благословению преподобного аввы Даниила скрылась в уединении в отдаленной пещере под видом евнуха и прожила в строгом затворе 28 лет. Лишь после мирной кончины авва Даниил открыл ее тайну. Мощи преподобной Анастасии в 1200 году были перенесены в Константинополь.

24 МАРТА — Память святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца. Святитель Евфимий жил в XV веке. Он был сыном новгородского священника, получил хорошее образование. На пятнадцатом году жизни Евфимий оставил мир и удалился в Вяжицкий монастырь, где вел строгую подвижническую жизнь. Позже он стал игуменом Богородицкого монастыря близ Новгорода.
В 1429 г. игумен Евфимий был посвящен в сан Новгородского епископа. Он много заботился об умножении и украшении церквей в епархии и о смягчении диких нравов своей паствы. По словам летописца, в Новгороде в то время не было правды и правого суда; являлись клеветники, давали ложную клятву и целовали крест; по селам были грабежи; тяжкие поборы княжеских чиновников угнетали народ. Святитель что было сил старался облегчить участь несчастных. Бедные получали от него помощь, угнетенные и скорбящие — защиту и утешение. Насколько святитель был кроток и милостив ко всем искавшим у него помощи, настолько он был строг к соблазнителям и обидчикам своих пасомых. И в таких случаях ни знатность, ни дары, ни уговоры, ни угрозы не могли поколебать его.
Среди пастырских забот святитель Евфимий никогда не оставлял и иноческих подвигов. За час до утрени он вставал на молитву, в храм приходил раньше всех. Зачастую всю ночь проводил в молитве. Всю первую седмицу Великого Поста святитель не вкушал пищи, во все же прочие недели — только один раз в день. Преставился святитель 11 марта 1458 г. в преклонных летах после недолгой болезни. Через шестнадцать дней его мощи были открыты нетленными и стали источником многих чудотворений.

25 МАРТА — Лиддской иконы Божией Матери. Когда св. апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали веру Христову в городе Лидде, ими был сооружен храм во честь Богородицы. Вернувшись в Иерусалим, они стали просить Пречистую посетить и благословить Лиддскую церковь. Пресвятая Дева ответила: "Идите с миром - там и Я с вами буду". Вернувшись в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворенный образ Богородицы; вскоре и Сама Матерь Божия пришла в церковь и даровала образу чудодейственную силу. Когда же во время Юлиана Отступника гонители христиан пытались стесать изображение со столба, оно не исчезало, а лишь все более углублялось внутрь. После этого о благодатном образе стало известно всему миру.
Вечером совершается стояние Марии Египетской.

26 МАРТА перенесение мощей святителя Никифора. Святитель Никифор состоял сановником при дворе византийской императрицы Ирины. Приняв монашество, он прославился своим благочестием и в 806 году был возведен на патриарший престол.
Святитель ревностно защищал почитание святых икон, боролся против еретиков-иконоборцев и с воцарением императора-иконоборца Льва Армянина в 815 году был сослан на остров Проконнис, где скончался в 828 году.
В 846 году мощи святителя Никифора обнаружили нетленными и благоухающими, после чего их перенесли в Константинополь.
Поминовение усопших.

27 МАРТА Неделя 2-я Великого поста. В это воскресенье совершается церковная служба в честь святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV в. Это один из самых почитаемых учителей Церкви. Великий подвижник горы Афон, он известен как защитник Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, который отвергал православное учение о благодатном свете, озаряющем внутреннего человека и не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом, другими подвигами самоотвержения. Учение св. Григория Паламы о нетварных Божественных энергиях существенным образом отличают православную мистику от западной. Православное монашество — на Афоне, в России, повсюду — питается наследием исихазма, защитником которого стал святитель Григорий Палама.
Феодоровской иконы Божией Матери. Этот образ Пресвятой Богородицы древнего происхождения, предание говорит о том, что написана она была евангелистом Лукой. Известна она с 1164 года. Первоначально стояла в часовне у города Китежа. Великий князь Георгий хотел перенести ее в город, но икона таинственно вернулась на свое место в часовне. Вокруг нее возник Городецкий монастырь.
Во время нашествия Батыя монастырь, как и все вокруг, был превращен в груду развалин. Однако святая икона не погибла и вновь явилась 16 августа 1239 года.
Младший брат Александра Невского Василий Костромской (впоследствии князь Владимир) в этот день был на охоте. Преследуя зверя, он заблудился в лесу. Пробираясь сквозь чащу, он вдруг увидел на сосне икону Пресвятой Богородицы. Князь попытался снять икону, но она поднялась высоко на воздух. Пораженный князь, вернувшись в город, рассказал духовенству и народу о чудесном событии, и все двинулись в лес. Там они увидели икону на прежнем месте и пали перед ней на колени, моля Царицу Небесную даровать городу явленную святыню. Священники сняли икону с дерева и на руках отнесли в соборный храм, посвященный священномученику Феодору Страилату, В тот день, когда князь охотился в лесу, многие жители Костромы видели воочию, как богато одетый воин, обликом схожий с Феодором Стратилатом, шел по городу к соборному храму, неся на руках образ Царицы Небесной. Поэтому и икона была названа Феодоровской.
Перед этой иконой молятся о помощи в трудных родах.

28 МАРТА   перенесение мощей мч. Агапия с ним семи мучеников.

29 МАРТА    свт. Серапиона, архиеп. Новгородского

30 МАРТА память св. Алексия, человека Божия. Преподобный Алексий родился в Риме, в семье благочестивого вельможи. Он желал оставить мир и служить Богу, но родители настояли на его женитьбе. Тогда Алексий после женитьбы тайно покинул дом и, попав в Эдессу, стал вести там жизнь нищего на церковной паперти.17 лет спустя он вернулся в Рим, никем не узнанный, стал жить при доме родителей, проводя ночь в посте и молитве. Извещенный Господом о скорой кончине святой записал в хартии о своей жизни и просил прощения у своих родителей и невесты. Лишь найдя после смерти святого эту хартию, родители узнали, кто на самом деле жил в их доме. От мощей святого произошло много чудес.

31 МАРТА — память свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского.

На главную

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru