ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
|
Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


На месте древнего храма — пляж…

Деревня Машезеро, расположенная недалеко от Петрозаводска, в XVIII — начале XIX века пользовалась у петрозаводчан особой популярностью. Сюда приезжали и приходили многочисленные паломники, чтобы помолиться в древней Ильинской церкви. Сегодня Машезеро известно всего лишь как дачный поселок. Будет ли в этом прекрасном, щедро украшенном природой и святом месте восстановлен потерянный храм? Об этом корреспондент «Сретения» Ирина Татарина беседует со священником Константином САВАНДЕРОМ.

— Да, это место имеет очень богатую религиозную историю. Преподобным Иосафом, бывшим игуменом Александро-Свирского монастыря здесь была основана Ильинская обитель. В 1563 году по благословению архиепископа Новгородского и Псковского Пимена он построил храм во имя святого Пророка Илии. Согласно косвенным данным, святой возродил монастырь, бывший в запустении. Но эта информация пока проверяется.

— Сохранились ли еще какие-либо сведения об этой древней обители?

— Ильинский монастырь располагался на острове. В нем было два храма (зимний и летний) — во имя Василия Великого и в честь святого пророка Илии и колокольня. Это был очень красивый архитектурный ансамбль и живописный погост. Позже на берегу озера построили третий храм — во имя прп. Серафима Саровского. Из-за гидротехнических преобразований, проводимых Петром I, уровень воды в озере повысился, и площадь Ильинского острова, на котором находился монастырь, сократилась. Церковь Василия Великого решено было перенести на берег. Но нам до сих пор неизвестны ни его местоположение, ни его дальнейшая судьба. Ильинский храм сгорел в 1978 году, а церковь св. прп. Серафима в 1939.

— Какими святынями обладал монастырь?

— В Ильинском храме находилась древняя икона св. Пророка Илии. По преданию, она приплыла по реке Машезерке на камне, который сохранили, но после того, как многочисленные паломники стали откалывать от него мелкие кусочки и уносить с собой для лечения, вмонтировали в пол часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Многим верующим камень помогал от зубной боли. Где он теперь – никто не знает. Сегодня местонахождение хранившегося в Машезерском монастыре старинного образа неизвестно. Возможно, икона святого пророка Илии в Екатерининской церкви, соответствующая по размерам святыне Ильинского храма, и есть именно тот самый образ.

Великой святыней Машезера был и древний медный шестиконечный напрестольный крест с надписью «Сей крест во граде Ростове, во Авраамеевом монастыре, Св. Иоанном Богословом дан преподобному Авраамию победити идола Велеса при князе Владимире». Упоминает о нем летописец, бывший при машезерской церкви с 1871 года.

&#— Отец Константин, а что известно о дальнейшей судьбе этого святого монастыря?

— Трудно сказать что-либо о состоянии хозяйства, которым обладала обитель изначально. Упоминается только, что в 1582 году «приходили немецкие люди войною, и монастырь воевали, и старцев побили, и церковное строение их монастырское поимали…». В живых никого не осталось. Поэтому так мало сведений сохранилось о прп. Иосафе. После окончания военных действий, когда эта часть территории Карелии отошла к России, обитель возобновили. По рукописям Ивана Долгорукого, в 1628 году в монастыре были два храма, колокольня, келейный корпус, ему принадлежали пашни и небольшая деревня на берегу озера. Позже, в 1764 году, при императрице Екатерине, Ильинскую обитель закрыли, лишив всех владений. Церкви бывшего монастыря стали приходскими. В них служил один священник, как правило, без диакона.

— Дачный поселок Машезеро зимой становится безлюдным, а летом отдыхающие в нем петрозаводчане все свое свободное время проводят в основном на огородах…

— Дело в том, что сейчас очень многие пожилые люди сдают свои городские квартиры и живут на даче. Поэтому приблизительно 100 человек в Машезере находятся постоянно. А летом количество жителей деревни достигает 4 тысяч человек. Из-за сельскохозяйственных работ многие из верующих в воскресный день не успевают посетить церковь в городе. И очень переживают из-за этого. Если храм в Машезере будет построен, то прихожане, как и полагается, день Господень, воскресенье и церковные праздники, будут начинать со службы в церкви, а во второй половине дня займутся своим огородом. Пока же в деревне на месте разрушенного храма устроен пляж. И это осквернение святого места пора уже прекратить. Ведь на поруганных алтарях нормальной жизни не построишь.

— Почему возрождение храма начато именно на этом месте?

— Сначала предполагалось воздвигнуть храм на острове, где раньше находился монастырь. Но при современной экономической ситуации в Руской Православной Церкви это оказалось крайне сложным делом. Как я уже упоминал, на берегу озера в Машезере в 1904 году построили храм во имя св. Серафима Саровского. Место, где он когда-то стоял, в наши дни пытались застроить дачами. Но, Слава Богу, ничего из этого не получилось. Именно здесь мы и решили возродить храм по старому образцу.

— На каком этапе находится сейчас его строительство?

— Уже поставлен сруб, завершается также строительство 10-метровой колокольни с шестью колоколами. Затем будет поставлен шатер и сделана отделка. На втором этаже храма планируется разместить библиотеку и складское помещение. Архитектурно новый храм повторит прежний образец. Но будут и новшества — церковную главку планируется покрыть позолотой, а крышу – синим материалом. Даст Бог, года через два в новом храме мы будем уже служить панихиды и молебны. Но повторю, возрождение церкви зависит и от наличия финансовых средств, и от желания самих машезерцев.

— Происходят ли какие-то особые события при возрождении храма?

— Тяжело болевший раб Божий Василий, когда почувствовал себя лучше, решил исполнить свою давнюю мечту – построить в Машезере храм. И Господь дал ему возможность поработать во славу Божью. Буквально сразу же мы совершенно случайно встретились с ним в Александро-Невском соборе, и до того, как болезнь снова обострилась, Василий успел собрать приходской совет и оформить документы …

И еще. В тот день, когда было назначено приходское собрание, проходившее под открытым небом, лил сильный дождь. Я уже сомневался, состоится ли оно. Но как только люди собрались в назначенном месте, ливень прекратился, а когда разошлись, непогода разразилась с прежней силой. Неизвестной была судьба строительства храма и тогда, когда трагически погиб машезерский житель Андрей, поставивший первых три венца храма. Но по горячим молитвам машезерцев в скором времени у нас появились благотворители из «Мехколонны № 46» и ЮКЭС, а бригада плотников срубила сруб почти бесплатно.

Я помогал снабжать стройку материалом и однажды, идя по старой дороге в «Мехколонну № 46» с очередными платежными документами, задумался над тем, где взять семь кубометров досок. Вскоре меня догнал новенький джип. Я проголосовал, и, как ни странно, машина остановилась. По дороге выяснилось, что водитель, везущий меня в Мехколонну, — директор лесопилки. В этот же день вечером мы получили необходимый материал бесплатно. Таких случаев я могу назвать множество. Это свидетельствует о том, что строительство храма угодно Богу.

Предполагается возрождение монастыря или только храма?

— Конечно, хотелось бы возродить обитель и увидеть ее действующей. Это уже как Бог даст и по благословению нашего архипастыря. Нужно совершить еще немало трудов, необходимо и огромное желание людей. Будем молиться. Время все покажет, пока же наша главная задача – возвести часовню прп. Серафима Саровского. Но если удастся восстановить всю церковь, и люди захотят построить на острове храм св. Ильи Пророка, тогда возможно и устройство в будущем небольшого монастыря.

— Какие трудности возникают при строительстве новой церкви?

— В основном, финансовые. Растет стоимость строительных работ и материалов. Она уже выражается десятками тысяч. А пожертвования небольшие — всего 1-2 тысячи в месяц. Поэтому строительство продвигается очень медленно. Но, тем не менее, мы очень благодарны тем, кто нам помогает, и молимся за них. Нужно отметить старание Николая Григорьевича Власова — старосты прихода, который постоянно следит за стройкой. Люди хотят возродить утраченные машезерские святыни. Но одних хотений мало… Поэтому обращаюсь к читателям «Сретения». Дорогие братья и сестры, желающие внести свою лепту в возрождение духовной жизни в Машезере, вы можете оставлять свои пожертвования в специальной кружке, установленной в Александро-Невском соборе.

Фото Ирины Ларионовой

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru