ПРАВОСЛАВИЕ
В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской
епархии
Страница Архиепископа
| История | Храмы | Монастыри | Святые | Газета
"Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь
| Новости | Гостевая
| Объявления | E-mail
ДУША СТРЕМИТСЯ К ВЕЧНОСТИ
“Духовные силы я черпаю в книгах о новомучениках”, - сказала в беседе с нашим корреспондентом заслуженная артистка России и Карелии Валентина Матвеева.
- Когда я увидела Вас в церкви в
скромном платочке, вначале даже не поверила, что
– Вы известная актриса Петрозаводского
Музыкального театра. Расскажите, как Вы пришли к
Богу?
- В наше
время люди приходят к Богу часто через страдания.
Мне кажется, мой случай в этом смысле не типичен.
Уверена, что православные корни в нашем роду никогда
не обрывались, несмотря на
губительные 70 лет безбожия. Родом
я из среднего Поволжья. Моя мама из крестьянской, православной семьи,
в которой росло восемь детей.
Две мои тети (им сейчас 70 и 90 лет) глубоко религиозны с детства, всю
свою жизнь, несмотря на прежние запреты, они
ходят в церковь и соблюдают посты. Я помню, что в
бабушкином доме всегда был киот с иконами
Спасителя, Богородицы и обязательно Николая
Чудотворца. Перед образами висела лампадка с
маслицем, четверьговская соль (так говорили).
Помню, как моя бабушка молилась. Молитв я тогда не
знала, но еще с детства запали мне в душу слова:
антихрист, бесы, сатана. Ими деревенские бабушки
называли непослушных детей или непослушную
скотину. В моем детском представлении с ними было
связано что-то страшное и что-то очень плохое.
Мои родители были
педагогами. В церковь не ходили, но на Пасху в
нашем доме всегда пекли пироги и красили яйца.
Если Пасха совпадала с каким-нибудь светским
праздником, и мы уходили повеселиться, мама
всегда страдала от этого.
После окончания ГИТИСа, я
приехала в Петрозаводск и начала работать в
театре. Именно в это время я стала задумываться,
что же есть истина. Таким размышлениям я всегда
предавалась по дороге в театр. Тогда же я как-то
остро начала чувствовать природу. “Господи,
какое чудо эти зеленые листочки, солнце,
одуванчики, небо голубое! Какая радость-то!, -
думала я, - Не
может это быть просто так, ниоткуда”. Мне
открылось, что все это - Божье творение,
и от этого я была очень счастлива. Я шла по улицам
и славила Бога. Иногда я просила у Него прощения и
винилась перед Ним, если совершала ошибки.
- А как Вы пришли в храм?
- В то время церковь была для меня как какое-то другое
государство, что-то совершенно непонятное и
темное. Я воспринимала ее как музей, в который
можно было зайти с непокрытой головой, в брюках.
Причем, старушки в церкви были настроены, я бы
сказала, подозрительно
по отношению к подобным посетителям, и я
чувствовала себя там чужой. А священников я
воспринимала, как попов, и отношение у меня к ним
было негативное.
Но однажды я прочла в
газете интервью с нашим Владыкой Мануилом,
который был тогда архимандритом. Материал назывался
“Дорога к храму”. Эта статья все во мне
перевернула. Я поняла, что священники вовсе не
темные люди. Особенно меня удивили его интересы в
области литературы, увлечение русской классикой.
Я тут же купила книгу любимого им Мельникова -
Печерского. Многие высказывания архимандрита
меня просто потрясли. “Боже мой, какие
интересные люди служат в Церкви!”,- подумала я.
Тут же пришло решение
принять крещение. Меня поразили слова отца
Георгия Варги, крестившего нас: “Креститься-то
крестились, а в церковь мало кто ходить будет”. Я
тогда подумала: “Нет, я буду ходить” и стала
посещать воскресные богослужения. После каждой
службы Владыка говорил проповедь. Поскольку я
мало,
что знала о духовной жизни, каждая проповедь для меня
ставала открытием, на каждой я получала ответ на
волнующий меня вопрос. После службы я летала на
крыльях.
Поскольку я актриса и
областью моей профессии являются эмоции и
чувства, то, как я понимаю теперь, что вначале
богослужение воспринимала несколько
экзальтированно, эмоционально, словом, на
душевном уровне. До сих пор помню, с каким духовным подъемом впервые встретила в церкви
Рождество и Пасху. Потом я пела в церковном хоре,
и это было для меня настоящим счастьем. В семье
восприняли мое воцерковление замечательно. Моя
мама тоже стала прихожанкой
Крестовоздвиженского собора Петрозаводска.
- Известно, что св. Иоанн Златоуст (IV век) довольно резко высказывался о
театре и актерах-лицедеях. Изменилось ли Ваше
отношение к своей профессии после того, как Вы
узнали об этом?
- Прочла я об этом в
святоотеческой литературе, но не восприняла это
трагически. Я оправдывала себя тем, что известные, великие
актеры и певцы, Козловский, например, были людьми
верующими. Я пою красивую классическую музыку и
помогаю людям скрасить их горькие будни. Кстати,
некоторые священники считают, что для
современных людей театр может быть и полезен. Для
тех, кто еще не нашел себя в Церкви, театр может
стать ступенькой к
возвышенному.
- Не мешает ли Вам работа в театре
Вашей духовной жизни?
- Однажды у оптинского
старца Амвросия я прочла такое выражение: “В
сердце, в котором нет простоты – пустота”. Я
стремлюсь к тому, чтобы в сердце не было духовной
пустоты, но я работаю в театре, и пока не могу
обрести простоты. В моей деятельности
присутствуют дух соперничества: стремление сыграть роль лучше, глубже и
интереснее или моменты, связанные с тщеславием,
желанием нравиться. Сколько бы я не трудилась над
собой, но пока я в театре, преодолеть это невозможно.
Раньше было принято сиживать после спектаклей в
ВТО. Я ходила туда редко, мне это было не по душе. Я
никогда не любила пирушки и банкеты, по этому
поводу у нас с мужем бывали даже разногласия, он
меня долго не понимал. С юности моим идеалом были
тургеневские девичьи образы. Хотя я и раньше
старалась никому не причинять зла, но все же,
возможно, кому-то когда-то и дорогу перешла, и в чем-то была
эгоистична, и где-то была не права. Теперь я понимаю, что
во всех своих неудачах надо всегда винить себя, и
я со временем стала все чаще стала задуматься,
какая же я на самом деле. И поняла, что идеал
человек должен искать в Боге, а не в Лизе
Калитиной.
- Посещает ли храм Ваш супруг?
- Нет, он не ходит в
церковь, но это происходит, я думаю, от
непонимания. Я убеждена, что христианином вне
церкви быть невозможно. Когда по каким-то
причинам я редко бываю в храме, сразу ощущаю
безблагодатность своего существования. Мне
кажется, ошибка многих в предвзятом отношении к
священникам и церковным традициям. От некоторых
я слышу: “Я не могу пойти на исповедь к этому
батюшке по такой-то причине”. Что тут скажешь?
Я-то понимаю, что исповедь совершается пред
Богом, а священник только отпускает грехи. Люди, к
сожалению, не просвещены.
- Некоторые считают, что в церкви
богослужения служатся на непонятном языке и
хорошо бы, дескать, чтобы храме звучал
современный русский язык. Как Вы к этому
относитесь?
- Я не сторонник этого.
Если заменить церковнославянский язык на
русский, то исчезнет связь времен, корни
оборвутся. Те, кто ходят в храм постоянно или
желают проникнуться службой, для тех нет никаких
преград.
- Вы
проработали в театре 30 лет, что, на Ваш взгляд,
изменилось в нем, и что вас в
этих изменениях настораживает?
- Отдельно смотреть на
проблемы общества и театра невозможно. Все
взаимосвязано. Сейчас в театре увлечены внешними
вещами, формальными поисками. Актеры больше
играют, изображают, чем чувствуют. А наша русская
театральная школа славилась глубокими
переживаниями на сцене. Мы отошли от
отечественной традиции, и мне стало менее
интересно работать в театре. К
сожалению, в театр проник дух бесовщины, если так
можно сказать. Цель театра – сеять доброе,
вечное, а в некоторых постановках чувствуется
дух разрушения, и это страшно. К сожалению, очень
часто подобные вещи играются на грани вкуса. Мне
хочется верить, что и наши режиссеры,
и публика со временем поймут
гибельность своих нынешних пристрастий. С горечью
приходиться констатировать, что театр идет на
поводу не самой взыскательной и не самой
культурной публики.
-Что Вы предпочитаете смотреть по
телевидению?
- Прежде
всего, передачи о церковной
жизни. Люблю передачи о жизни великих людей, но,
конечно, не поп-звезд. Совершенно равнодушна к
американским боевикам. Мне нравятся советские
фильмы, но особой ностальгии по ним я все-таки не испытываю. Недавно
посмотрела отрывок из фильма “Идиот”, где князя
Мышкина играет Яковлев. Князь Мышкин - это,
наверное, по представлениям Достоевского, идеал
христианина. Я всегда любила Достоевского. До сих
пор с удовольствием читаю Бунина, особенно его
поэзию. Зарубежная литература трогала меня мало.
Люблю нашу классику и все то, что связано с
русской природой, русской деревней, русской
помещичьей усадьбой. Почему-то это всегда меня
волновало и вдохновляло. Иногда перечитываю
книгу о новомучениках российских. В ней
рассказывается о нашем страшном прошлом, но в
этой книге я черпаю духовные силы.
- Если бы Вам, в
силу каких-то обстоятельств,
пришлось расстаться с театром, как бы вы ощущали
себя? Некоторые воспринимают
это как трагедию
- Если бы это случилось
лет десять назад, не исключаю, что для меня это
было бы трагедией, но теперь, когда поменялись мои представления о многом и
изменились жизненные ценности, с уверенностью могу сказать, что с
уходом из театра жизнь для
меня не потеряет смысла.
- Известно, что наш театр построен
на месте кафедрального собора Святого Духа. Как
человек православный, Вы как-то
переживаете это обстоятельство?
- Мне известно, что там, где
находится парадный вход в театр, было кладбище. Знают и актеры, что наш театр построен
буквально на костях. Я не могу об этом не думать,
когда поднимаюсь по этим
ступенькам... Это печально и кощунственно.
Ирина Яковлева,
фото автора
См. также:
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru