ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | ГостеваяОбъявления  | E-mail

ДУША СТРЕМИТСЯ К ВЕЧНОСТИ

mat.jpg (7448 bytes)“Духовные силы я черпаю в книгах о новомучениках”, - сказала в беседе с нашим корреспондентом заслуженная артистка России и Карелии Валентина Матвеева.

        - Когда я увидела Вас в церкви в скромном платочке, вначале даже не поверила, что – Вы известная актриса Петрозаводского Музыкального театра. Расскажите, как Вы пришли к Богу?
       
- В наше время люди приходят к Богу часто через страдания. Мне кажется, мой случай в этом смысле не типичен. Уверена, что православные корни в нашем роду никогда не обрывались, несмотря на губительные 70 лет безбожия. Родом я из среднего Поволжья. Моя мама из крестьянской, православной семьи, в которой росло восемь детей. Две мои тети (им сейчас 70 и 90 лет) глубоко религиозны с детства, всю свою жизнь, несмотря на прежние запреты, они ходят в церковь и соблюдают посты. Я помню, что в бабушкином доме всегда был киот с иконами Спасителя, Богородицы и обязательно Николая Чудотворца. Перед образами висела лампадка с маслицем, четверьговская соль (так говорили). Помню, как моя бабушка молилась. Молитв я тогда не знала, но еще с детства запали мне в душу слова: антихрист, бесы, сатана. Ими деревенские бабушки называли непослушных детей или непослушную скотину. В моем детском представлении с ними было связано что-то страшное и что-то очень плохое.
        Мои родители были педагогами. В церковь не ходили, но на Пасху в нашем доме всегда пекли пироги и красили яйца. Если Пасха совпадала с каким-нибудь светским праздником, и мы уходили повеселиться, мама всегда страдала от этого.
        После окончания ГИТИСа, я приехала в Петрозаводск и начала работать в театре. Именно в это время я стала задумываться, что же есть истина. Таким размышлениям я всегда предавалась по дороге в театр. Тогда же я как-то остро начала чувствовать природу. “Господи, какое чудо эти зеленые листочки, солнце, одуванчики, небо голубое! Какая радость-то!, - думала я, - Не может это быть просто так, ниоткуда”. Мне открылось, что все это - Божье творение, и от этого я была очень счастлива. Я шла по улицам и славила Бога. Иногда я просила у Него прощения и винилась перед Ним, если совершала ошибки.

        - А как Вы пришли в храм?
        - В то время церковь была для меня как какое-то другое государство, что-то совершенно непонятное и темное. Я воспринимала ее как музей, в который можно было зайти с непокрытой головой, в брюках. Причем, старушки в церкви были настроены, я бы сказала,
подозрительно по отношению к подобным посетителям, и я чувствовала себя там чужой. А священников я воспринимала, как попов, и отношение у меня к ним было негативное.
        Но однажды я прочла в газете интервью с нашим Владыкой Мануилом, который был тогда архимандритом. Материал назывался “Дорога к храму”. Эта статья все во мне перевернула. Я поняла, что священники вовсе не темные люди. Особенно меня удивили его интересы в области литературы, увлечение русской классикой. Я тут же купила книгу любимого им Мельникова - Печерского. Многие высказывания архимандрита меня просто потрясли. “Боже мой, какие интересные люди служат в Церкви!”,- подумала я.
        Тут же пришло решение принять крещение. Меня поразили слова отца Георгия Варги, крестившего нас: “Креститься-то крестились, а в церковь мало кто ходить будет”. Я тогда подумала: “Нет, я буду ходить” и стала посещать воскресные богослужения. После каждой службы Владыка говорил проповедь. Поскольку я мало, что знала о духовной жизни, каждая проповедь для меня ставала открытием, на каждой я получала ответ на волнующий меня вопрос. После службы я летала на крыльях.
        Поскольку я актриса и областью моей профессии являются эмоции и чувства, то, как я понимаю теперь, что вначале богослужение воспринимала несколько экзальтированно, эмоционально, словом, на душевном уровне. До сих пор помню, с каким духовным подъемом впервые встретила в церкви Рождество и Пасху. Потом я пела в церковном хоре, и это было для меня настоящим счастьем. В семье восприняли мое воцерковление замечательно. Моя мама тоже стала прихожанкой Крестовоздвиженского собора Петрозаводска.

        - Известно, что св. Иоанн Златоуст (IV век) довольно резко высказывался о театре и актерах-лицедеях. Изменилось ли Ваше отношение к своей профессии после того, как Вы узнали об этом?
        - Прочла я об этом в святоотеческой литературе, но не восприняла это трагически. Я оправдывала себя тем, что известные, великие актеры и певцы, Козловский, например, были людьми верующими. Я пою красивую классическую музыку и помогаю людям скрасить их горькие будни. Кстати, некоторые священники считают, что для современных людей театр может быть и полезен. Для тех, кто еще не нашел себя в Церкви, театр может стать ступенькой к возвышенному.

        - Не мешает ли Вам работа в театре Вашей духовной жизни?
        - Однажды у оптинского старца Амвросия я прочла такое выражение: “В сердце, в котором нет простоты – пустота”. Я стремлюсь к тому, чтобы в сердце не было духовной пустоты, но я работаю в театре, и пока не могу обрести простоты. В моей деятельности присутствуют дух соперничества: стремление сыграть роль лучше, глубже и интереснее или моменты, связанные с тщеславием, желанием нравиться. Сколько бы я не трудилась над собой, но пока я в театре, преодолеть это невозможно.
Раньше было принято сиживать после спектаклей в ВТО. Я ходила туда редко, мне это было не по душе. Я никогда не любила пирушки и банкеты, по этому поводу у нас с мужем бывали даже разногласия, он меня долго не понимал. С юности моим идеалом были тургеневские девичьи образы. Хотя я и раньше старалась никому не причинять зла, но все же, возможно, кому-то когда-то и дорогу перешла, и в чем-то была эгоистична, и где-то была не права. Теперь я понимаю, что во всех своих неудачах надо всегда винить себя, и я со временем стала все чаще стала задуматься, какая же я на самом деле. И поняла, что идеал человек должен искать в Боге, а не в Лизе Калитиной.

        - Посещает ли храм Ваш супруг?
        - Нет, он не ходит в церковь, но это происходит, я думаю, от непонимания. Я убеждена, что христианином вне церкви быть невозможно. Когда по каким-то причинам я редко бываю в храме, сразу ощущаю безблагодатность своего существования. Мне кажется, ошибка многих в предвзятом отношении к священникам и церковным традициям. От некоторых я слышу: “Я не могу пойти на исповедь к этому батюшке по такой-то причине”. Что тут скажешь? Я-то понимаю, что исповедь совершается пред Богом, а священник только отпускает грехи. Люди, к сожалению, не просвещены.

        - Некоторые считают, что в церкви богослужения служатся на непонятном языке и хорошо бы, дескать, чтобы храме звучал современный русский язык. Как Вы к этому относитесь?
        - Я не сторонник этого. Если заменить церковнославянский язык на русский, то исчезнет связь времен, корни оборвутся. Те, кто ходят в храм постоянно или желают проникнуться службой, для тех нет никаких преград.

      - Вы проработали в театре 30 лет, что, на Ваш взгляд, изменилось в нем, и что вас в этих изменениях настораживает?
        - Отдельно смотреть на проблемы общества и театра невозможно. Все взаимосвязано. Сейчас в театре увлечены внешними вещами, формальными поисками. Актеры больше играют, изображают, чем чувствуют. А наша русская театральная школа славилась глубокими переживаниями на сцене. Мы отошли от отечественной традиции, и мне стало менее интересно работать в театре. К сожалению, в театр проник дух бесовщины, если так можно сказать. Цель театра – сеять доброе, вечное, а в некоторых постановках чувствуется дух разрушения, и это страшно. К сожалению, очень часто подобные вещи играются на грани вкуса. Мне хочется верить, что и наши режиссеры, и публика со временем поймут гибельность своих нынешних пристрастий. С горечью приходиться констатировать, что театр идет на поводу не самой взыскательной и не самой культурной публики.

        -Что Вы предпочитаете смотреть по телевидению?
        - Прежде всего, передачи о церковной жизни. Люблю передачи о жизни великих людей, но, конечно, не поп-звезд. Совершенно равнодушна к американским боевикам. Мне нравятся советские фильмы, но особой ностальгии по ним я все-таки не испытываю. Недавно посмотрела отрывок из фильма “Идиот”, где князя Мышкина играет Яковлев. Князь Мышкин - это, наверное, по представлениям Достоевского, идеал христианина. Я всегда любила Достоевского. До сих пор с удовольствием читаю Бунина, особенно его поэзию. Зарубежная литература трогала меня мало. Люблю нашу классику и все то, что связано с русской природой, русской деревней, русской помещичьей усадьбой. Почему-то это всегда меня волновало и вдохновляло. Иногда перечитываю книгу о новомучениках российских. В ней рассказывается о нашем страшном прошлом, но в этой книге я черпаю духовные силы.

        - Если бы Вам, в силу каких-то обстоятельств, пришлось расстаться с театром, как бы вы ощущали себя? Некоторые воспринимают это как трагедию
        - Если бы это случилось лет десять назад, не исключаю, что для меня это было бы трагедией, но теперь, когда поменялись мои представления о многом и изменились жизненные ценности, с уверенностью могу сказать, что с уходом из театра жизнь для меня не потеряет смысла.

        - Известно, что наш театр построен на месте кафедрального собора Святого Духа. Как человек православный, Вы как-то переживаете это обстоятельство?
       - Мне известно, что там, где находится парадный вход в театр, было кладбище. Знают и актеры, что наш театр построен буквально на костях. Я не могу об этом не думать, когда поднимаюсь по этим ступенькам... Это печально и кощунственно.

Ирина Яковлева,
фото автора

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru