ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Праздники | Новости | ГостеваяОбъявления  | E-mail


В чужом монастыре со своим уставом побывали вытегорские милиционеры

Расположенный на восточном берегу Онежского озера, на узкой полоске земли между двумя озерами — небольшим Муромским и обширным Онежским, Муромский Успенский мужской монастырь в наши дни один из самых труднодоступных на Севере: с одной стороны монастырская территория ограничена протокой, соединяющей оба озера, а с другой к нему подходят топкие болота.

Кроме природных условий, затрудняющих восстановление обители, проблемы усугубляются еще и тем, что здания монастыря, официально переданного Русской Православной Церкви в 1991 году, до последнего времени у местной власти числились нежилыми, и его насельники вынуждены были жить в них без положенной регистрации. Это и стало одной из причин чрезвычайного происшествия, случившегося в монастыре 11 ноября 2003 года.

В этот день монастырская братия, готовясь к вечерней службе, услышала нарастающий шум машины. К братскому корпусу подъезжал УАЗик, внезапное появление которого на монастырской территории крайне удивило иноков. Наместник монастыря, иеромонах Иоанн накануне уехал в Пудож на строящееся подворье обители, и навстречу неожиданным гостям поспешил иеромонах Тарасий. Его встревожило то, что вышедшие из машины пятеро мужчин были пьяны. Из распахнутых дверей автомобиля неслась громкая, веселая музыка. Нежданные гости явно не собирались считаться с тем, что находятся в особом месте — монастыре. Представившись сотрудниками Вытегорской милиции, они потребовали у монахов документы. Обитель внезапно оказалась в осаде стражей порядка соседней, Вологодской области, к которой не имела никакого отношение. Группа захвата обвинила монахов в укрывательстве уголовников.

У отца Тарасия, предъявившего удостоверение священника Петрозаводской и Карельской епархии, вытегорские милиционеры угрожающе потребовали паспорт. «Он в Пудоже, — объяснял иеромонах. — Там я пребываю постоянно, а в монастыре я — временно». Под конвоем его привели в келию благочинного монастыря — иеромонаха Макария, где милиционеры уже собрали всю монастырскую братию, и стали допрашивать. Они усадили отца Тарасия на стул поближе к включенной лампе, яркий свет которой направили в его лицо. Размахивая перед несопротивляющимся иеромонахом оружием, сотрудники милиции объявили, что заберут его с собой. «А какое я имею отношение к Вытегре?» — спросил удивленный отец Тарасий. «Не твое дело, — ответили ему. — На месте разберемся».

Милиционеры допросили всех восьмерых человек, пребывавших в тот момент в монастыре, записав каждого на кинокамеру и, недосчитавшись двух послушников, которые из-за разных монастырских послушаний оказались вне стен обители, потребовали у монахов показать все жилые помещения обители. И как горячо не убеждали те, что в здании, которое они хотят обыскать, уже с лета никто не живет, вытегорские стражи порядка настойчиво продолжали свои поиски. Они стали рыться в личных вещах насельников, и, обнаружив у одного из послушников строительный нож, забрали его, как холодное оружие. Отец Макарий попытался объяснить нежданным гостям, что находятся они на святом месте — территории древнего монастыря, где надо вести себя достойно, где нельзя ругаться матом. Сумбурный разговор сотрудников милиции с братией, не отзывавшейся на грубое насилие, продолжался более трех часов.

Монахи решил, что с налетчиками необходимо поговорить серьезно, поскольку на людях, представившихся им сотрудниками милиции, соответствующей формы не было, и машина была не милицейской. Они попросили вытегорцев, по-прежнему ждущих, когда, наконец, к ним приведут двух отсутствующих в обители послушников, тоже показать свои документы. «А у нас их нет, — ответили те, трезвея, — они на перерегистрации». «Тогда, чем вы докажите, что вы сотрудники милиции? — не отступали монахи. — А, может быть, вы бандиты?». «А, может быть, мы рыбаки, — защищались незнакомцы, — а вы у нас сети, может быть, украли, и вообще мы из ФСБ». В конце концов, оказалось, что только у одного следователя имелось служебное удостоверение.

Узнав, что послушников до сих пор нет, один из милиционеров снова разбушевался: «Вы мне все уже надоели, — кричал он монахам. — Вас всех надо перестрелять». И только основательно протрезвев, вытегорские стражи порядка, наконец, покинули обитель.

Чтобы защитить обитель от подобного беззакония, наместник монастыря иеромонах Иоанн (Зюзин) подал в Пудожскую милицию исковое заявление. Его сначала передали в Вытегорскую прокуратуру, а затем — Пудожскую. Налетчикам на Муромский монастырь пришлось, защищая честь мундира, кривить душой: дескать, в обитель на соседней территории заехали они по пути, с самыми благочестивыми намерениями, желая принять в нем святое крещение…

В конце концов, после недолгого разбирательства уголовное дело постановили не возбуждать, а вынесли короткое административное решение: если вытегорским милиционерам в Муромском монастыре кого-то и потребуется проверить, то заниматься этим разрешается только под надзором местных правоохранительных органов, то есть вместе с пудожской милицией. «В чужой монастырь, — напомнили пудожане своим соседям народную мудрость, — нельзя лезть со своим уставом». А местная власть решила передать монастырю в Пудоже Александро-Невский храм, при котором устраивается подворье обители. Здесь и будут, наконец, регистрироваться насельники Муромского Успенского монастыря. Ну а монахи обидчиков своих простили сразу же.

Ольга СИДЛОВСКАЯ.

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru