ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | ГостеваяОбъявления  | E-mail


О монашестве

Монахи суть те христиане, которые оставляют все, по возможности, земные занятия для занятия молитвой — добродетелью, выше всех добродетелей, чтоб посредством ее соединиться во едино с Богом, как сказал апостол: Прилепляяйся Господеви бывает един дух с Господом. А так как молитва заимствует свою силу из всех прочих добродетелей и из всего учения Христова, то монахи прилагают особенное тщание к исполнению евангельских заповедей, присовокупляя к исполнению заповедей, обязательному для всех христиан, исполнение трех обетов: нестяжания, послушания и безбрачия. Монахи жительством своим стремятся уподобиться жительству на земле Богочеловека: по этой причине святые иноки именуются преподобными.

Слова «монах», «монастырь», «монашество» произошли от греческого слова «монос», один. Монах — значит живущий уединенно или в одиночестве; монастырь — уединенное, отдельное жилище; монашество — уединенное жительство. Это жительство отличается от обыкновенного, всем общего жительства, — есть жительство иное, а потому в русском языке образовалось для него наименование иночества. Монах по-русски — инок. Слова «общежитие», «скит», «безмолвие», «отшельничество», «затвор», «пустынножитие» означают собою разные роды иноческой жизни. Иноческим общежитием называется сожительство более или менее многочисленного собрания иноков, имеющих общее богослужение, общую трапезу и одежду, находящихся в заведывании одного настоятеля. Безмолвием в скинии называется сожительство двух или трех иноков в отдельной келье, жительствующих по взаимному совету или по совету старшего, имеющих общую трапезу и одежду, отправляющих в течение пяти дней богослужение в келье, а в субботу и воскресенье приходящих к общественной службе в церковь. Отшельничеством называется жительство инока наедине. Когда отшельник пребывает неисходно в келье, находящейся в монастыре, тогда он называется затворником, а жительство его — затвором; когда же он жительствует в безлюдной пустыне, то называется пустынником, жительство его — пустынножитием.

Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины с такими же точно правилами, как и у монахов. С древности существуют женские монастыри.

Желающие вступить в иноческую жизнь должны прежде испытать свои силы (пройти искус) и тогда уже дать невозвратные обеты.

Монашество имеет три степени. Люди, проходящие предварительные испытания называются послушниками. Если они в течение долгого испытания оказываются способными стать монахами, то их облекают в неполное одеяние инока, с установленными молитвами, что называется рясофором, т. е. право ношения рясы и камилавки, чтобы в ожидании полного иночества, они еще больше утверждались на избранном пути. Послушник после этого называется рясофорным – это первая степень монашества.

Самое иночество заключает в себе следующие две степени, малый и великий образ (образ ангельского жития), который по-гречески называются малая схима и великая схима.

При вступлении в самое иночество, над монахом совершается последование малой схимы, в которой монах дает обеты иночества и ему дается новое имя. Когда наступает момент пострижения, монах трижды дает игумену ножницы, в утверждение своего окончательного решения. Когда игумен в третий раз принимает из рук постригаемого ножницы, то он, с благодарением Богу, постригает крестообразно волосы ему, во имя Пресвятой Троицы, посвящая его этим всецело на служение Богу. При пострижении произносится новое имя монаха, ставшего теперь мантийным.
На принявшего малую схиму надевают параман (параман — небольшой четырехугольный плат с изображением Креста Господня и орудий Его страданий), подрясник, пояс и рясу; затем постригаемый покрывается мантией — длинным плащем без рукавов. На голову надевается клобук, так называется камилавка с длинным покрывалом — наметкой. В руки даются четки — шнурок с нанизанными на него шариками для подсчета молитв и поклонов. Все эти одежды имеют символическое значение и напоминают монаху о его обетах. В заключение обряда дается в руки новопостриженному крест и свеча, с которыми он стоит всю Литургию до самого Св. Причастия.

Монахи, принимающие великую схиму, называются схимниками, они дают еще более строгие обеты. Им еще раз меняют имя. В облачении также есть изменения: - вместо парамана надевают аналав, на голову вместо клобука надевают куколь, покрывающий голову и плечи.

Монахи всех степеней могут быть рукоположены в священный сан и и составляют так называемое черное духовенство. Монашествующий диакон называется иеродиакон. Монашествующий священник – соответственно иеромонах. Если иеромонах возглавляет монастырь или много лет усердно служит Церкви, он может быть возведен в сан игумена и далее – в сан архимандрита.
Все епископы, архиепископы, митрополиты и сам Патриарх являются монахами.
Священнослужители, принявшие великую схиму, называются схи-игумен, схи-архимандрит и т.д.

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru