ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления  | E-mail


Храм покаяния

9 февраля 2007 года исполнилось 175 лет со дня освящения петрозаводской Александро-Невской заводской церкви, ныне – Кафедрального собора. Закладка здания будущей церкви состоялась в 1825 году, а спустя семь лет в день свт. Иоанна Златоуста, 27 января по старому стилю, епископ Олонецкий Игнатий (Семенов) освятил здание храма, возведенное на средства рабочих Александровского завода.

В последние годы появилось множество публикаций об основании и строительстве Александро-Невского храма. Однако немногие петрозаводчане знакомы с трагической страницей в его истории, связанной с закрытием заводской церкви в конце 1920-х гг.

Через 10 лет после революции в городе оставалось всего четыре действующих храма: кафедральный Святодуховский собор, Александро-Невская церковь и две небольшие кладбищенские церкви – Екатерининская и Крестовоздвиженская. В ноябре 1928 года газета «Красная Карелия» начала кампанию за передачу заводской церкви «под культурное учреждение». Газета сообщала о почти единогласном решении петрозаводчан закрыть храм. Но что на самом деле скрывалось за этими сухими официальными фразами? Ответ на этот вопрос содержат агентурные сводки местного ГПУ за 1929 год, хранящиеся в Национальном архиве РК. Они сообщают неофициальную информацию о настроениях населения, его отношении к закрытию церкви.

Как говорится в сводке, эта тема активно обсуждалась среди «обывательщины» и в среде рабочих, часть которых (преимущественно, старшего поколения) высказывалась категорически против передачи заводского храма под клуб. В разговорах упоминалось о том, что «церковь не государства, а заводских рабочих. Наши отцы и деды построили ее на свои деньги, и мы будем протестовать, почему нужна церковь под клуб, неужели не хватит средств выстроить для рабочих клуб».

Подобное мнение поддерживали даже некоторые коммунисты и комсомольцы: «Лучше бы исправдом распустили, а не церкви закрывали». Раздавались голоса и более радикально настроенных рабочих: «Не пощажу своей жизни, а церковь не будет отдана под клуб, все равно сожжем», «с первых же дней в клубе, переоборудованном из церкви, будет буза и кой-кому попадет, рабочие восстанут», «большевики – насильники, надо им Дом культуры, так пусть Ярвисало свой КарЦИК отдает под клуб». Представители заводской молодежи, названные в сводке ГПУ «зарецкими хулиганами», на вопрос об изъятии церкви, ответили, что им «все равно, что возьмут церковь под клуб, ближе трепаться ходить».

«Основная масса рабочих за закрытие церкви, часть смотрит безразлично и часть колеблется. Доводы за закрытие примерно таковы: церковь ничего не дает, клуб же нужен для просвещения масс. Все равно в церковь ходят отжившие люди, и считаться с их мнением нам не по пути, нам жить дальше», – подытожили составители сводки. Сегодня трудно сказать, насколько объективны подобные выводы, но очевидно, что между разными поколениями заводских рабочих по этому поводу произошел раскол.

Документы свидетельствуют о том, что против закрытия храма выступали и жены рабочих. Одна из них в декабре 1928 г. отправила в редакцию газеты «Красная Карелия» письмо за подписью «Несчастная». По понятным причинам оно не было опубликовано. Женщина тридцати трех лет с горечью писала о том, что из-за широкого распространения пьянства среди рабочих их семьи не имеют денег не только на кино или клуб, но зачастую и на продукты, поэтому живут впроголодь, «на хлебе и воде». Единственным утешением для женщин оставалась церковь. «И так много нас таких, – пишет автор, – и чтобы успокоить свою душу, найти где-либо себе покой, кроме церкви, негде. В церковь ведь мы можем придти в любое время, там дорога и двери открыты, а кто не хочет, может мимо пройти, а в клуб-то идти, ведь денежки надо, там с дверей не пропустят, а где у рабочих деньги на клуб, когда они с пивнушки не выходят. Закрывайте сначала кабаки и пивные, а потом церковь. Церковь никому вреда не сделала и в будущем не принесет». Однако с проблемами такого рода никто не считался.

Не удивительно, что большинство жителей города и заводских рабочих голосовали за закрытие церкви. В этот период в местной печати замелькали статьи, «разоблачающие» приходской совет Александро-Невской церкви. Члены общины до последнего боролись за свой храм, собирали подписи против его закрытия, обращались в местные органы власти. Но их усилия спасти старую церковь разоблачались в печати как «антисоветская агитация, фабрикация подложных документов». Газеты возмущенно шумели о том, что в церковном совете есть «бывшие меньшевики и участники контрреволюционных восстаний». Вполне понятно, что голос, отданный против закрытия храма, сразу зачислял его обладателя в «контрреволюционеры».

Тем не менее, кампания за закрытие храма было необходима власти, прежде всего, для «галочки», как показатель активной антицерковной политики на местах. На деле же разрешение вопроса о реконструкции церкви затянулось на несколько месяцев. Весной 1929 года выяснилось, что средств на это вообще нет, не знали и того, под какое учреждение приспособить храм. Под давлением местного ГПУ 21 июня Петрозаводский горсовет вынес, наконец, постановление о передаче здания церкви под промышленный отдел Краеведческого музея. 26 июня КарЦИК, несмотря на протесты верующих, утвердил данное решение, но переоборудование храма в очередной раз было отложено на длительное время, до середины 1930 года.

После закрытия храма его духовенство и прихожане перешли в кафедральный Святодуховский собор. Но, как оказалось впоследствии, закрытие заводской церкви было лишь прологом и репетицией к другой, более масштабной кампании. Накопленный властями опыт заставил их закрыть и переоборудовать Святодуховский кафедральный собор в более короткие сроки. К его постепенной ликвидации приступили сразу же после закрытия Александро-Невской церкви в декабре 1929 года. 28 февраля 1930 года кафедральный собор уже был недоступен для верующих, а в мае в нем открылась рабочая столовая.

Только спустя почти семь десятилетий в июле 1996 года над бывшей заводской церковью вновь установили кресты, а в июне 2000 года храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Некогда закрытая первой в Петрозаводске церковь после восстановления получила статус кафедрального собора и ныне является главным храмом всей епархии и достойным украшением города.

Надежда БАСОВА

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru