ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | ВидеоE-mail


Святыни Кафедрального собора

Общая информация | История | Святой покровитель храма | Святыни | Фотогалерея | Сферическая панорама | Видеозаписи | Аудио

Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская»

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезничал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский привез икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Владимирская икона Пресвятой Богородицы чествуется несколько раз в году(3 июня, 6 июля, 8 сентября). Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября в память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан достиг пределов рязанских, взял город Елец и направился к Москве. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!»

В то время как верующие встречали икону и молились о защите от завоевателей, подступивший к Москве хан Тамерлан во сне увидел Богородицу, приказавшую ему оставить пределы Руси, что он и сделал. В память о чудесном избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле в Москве, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (ст. ст.) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Величание

Величаем, величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

*   *   *
Икона Собор Карельских святых

3 июня Русская Православная Церковь чествует Собор Карельских святых – ангелов-хранителей нашего северного края. В церковном календаре он называется Собором и празднуется во всех храмах России, но особенно торжественно в Карелии.

В Александро-Невском кафедральном соборе освящен придел во имя Собора Карельских святых. Рядом с ним в киоте находится особо чтимый в Карелии новонаписанный образ. Взирая на эту икону сонма святых, в земле Карельской просиявших, верующие обращаются к ним с молитвой как к своим благодатным помощникам.

Церковь хранит живую память о святых подвижниках нашего северного края: святом Александре Свирском, преподобных отцах наших Сергии и Германе Валаамских, Афанасии Сяндемском, Геннадии и Никифоре Важеозерских, Лазаре и Афанасии Муромских, Александре Ошевенском, Адриане Ондрусовском, Корнилии Палеостровском, Елисее Сумском, Ионе Яшезерском, Кирилле Челмогорском, Ионе Клименецком, Варлааме Керетском, Зосиме, Германе и Савватии Соловецких и многих других, которые своими великими духовными подвигами благоукрасили Карельскую землю.

Удивительны пути этих подвижников, ушедших от мира в глухие пустынные места сурового северного края. Они основали множество монастырей, ставших очагами назидания и утешения для страждущих. Преподобные были миссионерами, осваивавшими пространства Карелии не мечом, а крестом, кротостью и любовью, и теперь предстоят вечно за нашу землю у престола Божия.

Велика сила христианской праведности! Даже несмотря на десятилетия страшного разорения церковной жизни, насильственного искоренения веры в нашем христианском крае память о святых угодниках Божиих сохранилась в людских душах, в глубине которых всегда горела любовь к высшей правде. Теперь заветные имена духовных светильников земли Карельской постепенно возвращаются в жизнь современных людей.

 

Тропарь Карельским святым

Кондак Карельским святым

Величание Карельским святым

*   *   *
Мощевик с частицами мощей Киевских и других святых

В 2007 году, в год 780-летнего юбилея крещения карелов, в Александро-Невский собор были доставлены святые мощи Киевских и других чудотворцев: свт. Игнатия Брянчанинова, прп. Илии Муромца, прп. Моисея Угрина, прп. Серафима Саровского, прп. Нестора Летописца, св. вмч. Пантелеимона. Они положены в красивый мощевик, устроенный на пожертвования прихожан собора. Святыня выносится для поклонения верующим во время праздничных служб.

В свое время в Петрозаводске тоже пребывал мощевик с частицами мощей Киевских чудотворцев. На следующий год после учреждения в 1828 году Олонецкой епархии по распоряжению Святейшего Синода в Петрозаводск были привезены частицы святых мощей семидесяти трех Киевских и Новгородских чудотворцев.

Во времена жесткого насилия отрекшихся от Бога строителей нового общества плащаница была осквернена. Частицы святых мощей разорители рассыпали по Соборной площади и затоптали, а кованую серебряную плащаницу перелили в слиток.

*   *   *
Икона святой великомученицы Варвары

17 декабря празднуется память великомученицы Варвары, одной из самых почитаемых на Руси святых.

В Петрозаводске икона св. Варвары есть в Александро-Невском соборе, Екатерининской церкви, а в Крестовоздвиженском соборе пребывает образ великомученицы с частицей ее мощей.

Св. вмц. Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) в знатной языческой семье. Ее отец Диоскор, рано лишившись супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить общения с христианами, он построил для дочери замок, откуда девушка выходила только с разрешения отца.

Когда пришло время выдать отроковицу замуж, многие богатые, знатные женихи просили у Диоскора руки девушки. Но целомудренная девушка отказалась от брака. Отец, решив повременить с ее замужеством, уехал из дома по неотложным делам. Варваре он предоставил свободу, надеясь, что, познакомившись с замужними или обрученными женщинами, она изменит свое отношение к браку.

Но надежды Диоскура не оправдались: промыслом Божиим Варвара познакомилась с христианским священником, который рассказал ей об истинном Боге и научил вере. Он совершил над девушкой таинство Крещения. Узнав об этом, отец Варвары пришел в ярость и предал дочь императору Максимиану на мучение.

Святую Варвару жестоко пытали, требуя, чтобы она отказалась от христианской веры и поклонилась языческим богам. Ночью в темнице святой деве явился Сам Спаситель и, ободрив, уврачевал ее раны. Видя такое чудо, одна христианка Иулиания открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа. Святых подвергли новым, еще более бесчеловечным пыткам. Оставаясь верными Христу, мученицы были обезглавлены, святую Варвару казнил сам Диоскор. Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратившая его тело в пепел.

Один христианин похоронил останки мучениц с подобающей честью в городе и устроил над ними церковь, в которой от мощей святых мучениц произошло много исцелений. В VI веке мощи св. вмц. Варвары были перенесены в Константинополь. Через шесть столетий дочь византийского императора Алексея Комнина княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев. Там святыня находится и теперь – в кафедральном соборе святого князя Владимира. Часть мощей - палец – хранится в Москве, в церкви имени святой великомученицы на Варварке.

*   *   *
Икона святая мученицы Татианы

Св. мученицу Татиану считают покровительницей студентов. Как свидетельствует история, среди московских престольных праздников Татьянин день – именины Татьян и праздник студентов Московского университета, отмечаемый 12 января по старому стилю (25-го – по новому), – был особенным.

Икона св. мученицы пребывает в кафедральном соборе во имя св. блгв. кн. Александра Невского.

Святая мученица Татиана была дочерью богатого римлянина, воспитавшего свою дочь в христианской вере. Когда Татиана достигла совершеннолетия, она не пожелала выходить замуж, а решила посвятить себя служению церкви. За добродетельную жизнь была назначена диакониссой Римской церкви. В этой должности она с усердием ухаживала за больными, посещала темницы, помогала неимущим, стараясь постоянно угодить Богу молитвами и добрыми делами.

Святая мученица пострадала во время гонения на христиан при малолетнем императоре Александре Севере. Ее схватили и привели в капище Аполлона, где принуждали принести жертву языческому идолу. Отказавшись, святая Татиана была подвергнута жестоким пыткам, однако твердость ее веры была непоколебимой. Во время мучений она только молилась, чтобы Бог просветил ее мучителей, и Господь услышал молитву праведницы.

По ее молитве трижды разрушались статуи языческих богов. Мучения, которым подвергали святую Татиану, либо не причиняли ей вреда, либо за ночь следы их бесследно исчезали, или сами мучители страдали от ударов, наносимых невидимой рукой. Потрясенные стойкостью святой, ее мучители открыто обращались ко Христу, превращаясь из палачей в мучеников за Христа. Голодный лев, выпущенный на святую Татиану на арене цирка, начал ласкаться к ней, не причинив ни малейшего вреда.

Знамения силы и истины Господней, явленные в мученичестве святой Татианы, многих привели к вере во Христа, тогда испуганные гонители осудили мученицу на казнь мечом. Вместе с ней был казнен и ее отец.

*   *   *
Икона блаженной Матроны Московской

Блаженная Матрона Московская, память которой совершается 2 мая, одна из наиболее почитаемых недавно канонизированных святых. Иконы блж. Матронушки, как ласково называют верующие святую, пребывают в Александро-Невском соборе, в Сретенском и Екатерининском и храме во имя вмч. Пантелеимона Петрозаводска.

Еще до рождения Матроны мать решила отдать ребенка в приют, так как семья была в страшной нужде. Но во время беременности она увидела вещий сон. Дочь явилась матери в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за Божие знамение, женщина отказалась отдать дочь в приют. Матрона же родилась не просто слепой, у нее глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне.

Благодать, почившая на святой, проявилась в дарах молитвы, духовного рассуждения, прозорливости. К ней рано стали обращаться за советом — сначала местные жители, а затем и приезжие из других мест. Св. Матрона была немногословна, терпима, сострадательна и участлива к людям, ищущим ее помощи. Она всегда помогала — кому советом, кому исцелением и требовала при этом только одного — веры во Христа. Сама она неустанно молила Господа, пребывая в «сидячем положении», так как в семнадцать лет у незрячей святой отнялись ноги.

Блж. Матрона учила жить с молитвой, не осуждать близких, видеть свои грехи и прощать чужие. Она учила быть сострадательными к убогим и немощным, относиться со вниманием к церковной службе. Не придавать значения снам, так как «сны бывают от лукавого», не ходить к гадалкам: «они одно вылечат, а душу повредят». Учила не выделяться среди других людей, особенно не злоупотреблять темной одеждой, лишь бы подчеркнуть свою набожность.

Блаженная старица Матрона почила сном праведницы в 1952 году. Рака с ее мощами находится в левом приделе московской церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Ежедневно сотни паломников приходят поклониться святым мощам и попросить помощи в разных бедах и нуждах. При жизни св. Матрона как-то сказала: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет... Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я во всем буду помогать и всех услышу».

*   *   *
Икона блаженного Фаддея Петрозаводского

Более 300 лет назад пришел Фаддей Петрозаводский на Петровские заводы и стал для местных жителей светом в окошке.

Блж. Фаддей принял на себя очень трудный подвиг служения Богу – юродство Христа ради, то есть обличение пороков мира путем нестандартного поведения. Он носил власяницу и тяжелые вериги. Зная подвижническую жизнь старца, люди просили его молитв и давали святому милостыню, но деньги блаженный раздавал нуждающимся. Каждый, кто обращался к нему за поддержкой, получал утешение.

Со страниц старинного жизнеописания святого Фаддея Блаженного перед нами предстает образ милосердного, бескорыстного, прозорливого и мудрого человека, а также раскрывается сокровенная часть души самого царя. Своенравный Петр Первый прислушивался к советам и замечаниям Фаддея, как бы порой ни задевали они его гордыню. Благодаря знакомству с Петром I Фаддей защищал бедных от произвола чиновников.

В Петрозаводске блаженный почитался со дня своей кончины. В часовню над его могилой на Соборной площади люди совершали паломничество не одно столетие. Для петрозаводчан она была святыней, о ней помнили даже тогда, когда могила старца была поругана и уничтожена в годы лихолетья.

В последнее десятилетие память о Фаддее Блаженном вновь возвращена нашему городу. Усердием священника Константина Савандера собраны исторические материалы, связанные с именем старца. После изучения их в Синодальной комиссии по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Фаддей Петрозаводский был причислен к лику местночтимых святых 26 октября 2000 года. В Верхнем Олонце возведен единственный в Карелии храм во имя блж. Фаддея Петрозаводского.

Подробнее с житием блаженного можно ознакомиться в сборнике «Святой Фаддей Петрозаводский» (составитель – священник Константин Савандер), который был переиздан приходом Александро-Невского кафедрального собора ко дню чествования блаженного.

Тропарь Блаженному Фаддею Петрозаводскому

Кондак

Величание

*   *   *
Икона священномученика Николая Богословского

4 ноября 2004 г. православные Карелии впервые  чествовали память священномученика Николая. В этот день в Александро-Невском кафедральном соборе был совершен чин канонизации святого. 25 марта 2004 года на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II протоиерей Николай Богословский был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века от Петрозаводской епархии.

Священномученик Николай Богословский родился 3 мая 1875 года в селе Паяницы Петрозаводского уезда Олонецкой губернии в семье священника Иоанна Богословского. По окончании Казанской Духовной семинарии в 1897 году он был рукоположен во священника и служил до 1918 года, когда поступил в Казанскую Духовную академию, которую к тому времени, несмотря на начавшиеся гонения, сумел сохранить ее ректор, епископ Анатолий (Грисюк).

В 1921 году о. Николай окончил академию, но служить в храме стал только с 1925 года — сверхштатным священником Свято-Духовского кафедрального собора в Петрозаводске. В 1926 году отец Николай был возведен в сан протоиерея, 30 октября 1929 года утвержден штатным священником собора. В этом же году храм закрыли, и все его духовенство перешло служить в церковь во имя великомученицы Екатерины. Здесь отец Николай прослужил до 1937 года, когда было арестовано все духовенство храма. Священники обвинялись в создании контрреволюционной группы церковников. Протоиерея Николая забрали 31 августа и заключили в тюрьму в Петрозаводске.

Допросы начались сразу же после ареста и продолжались в течение двух месяцев. Только Богу ведомо, что пришлось пережить в условиях неволи и мучительств протоиерею Николаю, но он не подписал ни один из тех протоколов следствия, в которых следователь требовал признания в выдвинутых против него обвинениях в контрреволюционной деятельности. «Участником контрреволюционной организации я не являюсь и о существовании такой организации мне ничего неизвестно», – заявил отец Николай. 2 ноября 1937 году тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Богословский был расстрелян 4 ноября 1937 г. и погребен в общей безвестной могиле в пригороде Петрозаводска.

Тропарь священномученику Николаю Богословскому

Величание

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru