ПРАВОСЛАВИЕ
В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской
епархии
Страница Архиепископа
| История | Храмы | Монастыри | Святые |
Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь
| Новости | Объявления | Видео | E-mail
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР.
ИСТОРИЯ УСТРОЕНИЯ СОБОРНОГО ХРАМА
Общая информация | История | Святой покровитель храма | Святыни | Фотогалерея | Сферическая панорама | Видеозаписи | Аудио
* * *
* * * ПОЧЕМУ СОБОР НАЗВАН В ЧЕСТЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО? С именем св. князя Александра Невского история нашего города связана со времени его основания. Святой считался небесным покровителем новгородских земель, в состав которых входили карельские погосты. Был он и небесным покровителем светлейшего князя Александра Меншикова – первого генерал-губернатора Ингерманландской губернии, в ведение которого входили и Петровские заводы. Видимо, поэтому в первом православном храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла, построенном на берегу Онежского озера одновременно с Петровским заводом, один из приделов был освящен во имя св. князя Александра Невского. К тому же, по древнему преданию, в город, в котором есть действующий храм во имя св. благоверного князя Александра Невского, никогда не войдет враг.В честь князя Александра Невского, покровителя ратных дел, по указу императрицы Екатерины II в июле 1774 года название «Александровский» получил и новый завод, построенный в Петровской слободе выше старого по течению реки Лососинки. Указ императрицы вышел в год, когда Россия отмечала 50-летие перенесения мощей св. Александра Невского в Александро-Невский монастырь, возведенный на берегах Невы, на месте первой победы князя над шведами. ПОЧЕМУ РЕШИЛИ СТРОИТЬ НОВЫЙ ХРАМ И ГДЕ? Служители и мастеровые Александровского завода, который лил пушки для защиты Отечества, по воскресеньям и праздничным дням ходили в Троицкую церковь, находившуюся возле Зарецкого кладбища, рядом со старой Крестовоздвиженской церковью. Храм был ветхим и маленьким, поэтому решили построить новую заводскую церковь, каменную. На старинном плане города Петрозаводска, составленном в 1785 году и утвержденном князем Михаилом Долгоруковым, уже отмечено место для новой заводской церкви в слободке, по правому берегу реки Лососинки, недалеко от Александровского завода. В начале XIX века общество Александровского завода обратилось к Новгородскому епископу (до 1828 года в Олонецкой губернии не было самостоятельной епархии, духовная власть находилась в Новгороде) с просьбой о разрешении построить новую заводскую церковь. Благословение было получено, и в 1808 года фундамент нового храма был заложен около старой Троицкой церкви на Зареке. Но строительство прервала война 1812 года. Сначала церковь решили строить на пожертвования мастеровых и служителей завода. Таково было условие Новгородской духовной консистории (митрополит Новгородский Амвросий благословил на постройку «не инако как на доброхотноскладчинную»). В фонд строительства новой каменной церкви на протяжении нескольких лет из жалованья мастеровых высчитывали по две копейки с рубля. В документах Александровского завода сохранились списки служителей и мастеровых, в которых записано, кто и сколько пожертвовал на строительство церкви. Значительные суммы передали горные чиновники и купцы. Существует предание, что во время своего посещения Петрозаводска и Александровского завода в 1919 году император Александр I пожертвовал на новую церковь 30 тысяч рублей. Его примеру последовали богатые горожане и купцы. 25 апреля 1825 года из Департамента горных и соляных дел, которому подчинялся завод, пришло разрешение на строительство новой заводской церкви, а 27 июля того же года было получено благословение от Преосвященного Серафима, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского. Место для новой церкви выбрали рядом с заводом, в центре Голиковки. Оставалось найти архитектора с недорогим проектом. Многие известные русские архитекторы конца XVIII – начала XIX века сотрудничали с Александровским заводом, и горное начальство по очереди обращалось к В. Стасову, В. Гесте, О. Монферрану и другим. Необычным был вариант В. Гесте. Будучи активным сторонником использования чугуна в архитектуре, он предложил проект с чугунными колоннами и другими деталями из металла, которые предполагалось отлить на Александровском заводе. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР. НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЙ ПРОЕКТ МАЛОГО ИСААКИЯ В ПЕТРОЗАВОДСКЕ? (Версия Николая Кутькова, газета «ТВР-Панорама», 1998 год)
Бетанкур вел и другой грандиозный проект – сооружение огромного ярмарочного комплекса в Нижнем Новгороде. И тоже при участии Монферрана. Генплан и общий вид проекта впечатляют: окруженные каналом торговые павильоны, административные здания в ансамбле с большим собором на главной площади… Все это выглядело красиво и гармонично. К Монферрану директор Олонецких горных заводов А. Фуллон обратился, когда на рабочем столе архитектора лежали чертежи нижегородского собора. По-видимому, именно так оказались в Петрозаводске копии планов и фасадов церкви, подписанные рукой придворного архитектора. Эти чертежи в августе 1819 года продемонстрировали посетившему Петрозаводск императору Александру I. Однако через год-два из-за конструктивных просчетов строительство Исаакиевского собора остановили. На несколько лет архитектор попал в опалу. Это обстоятельство заставило Бетанкура скрывать участие Монферрана в нижегородском проекте. Авторство последнего было открыто лишь спустя 150 лет! А до этого проект нижегородского собора (кстати, воплощенный в 1822 году) оставался безымянным. Возможно, петрозаводская церковь должна была стать точной копией нижегородского собора. В этом убеждает, во-первых, несоответствие петрозаводского проекта финансовым возможностям Александровского завода. Строительство оценивалось в 200 тысяч рублей, а завод располагал всего 16 тысячами. Во-вторых, собор в Нижнем Новгороде был рассчитан на 3 тысячи прихожан, а в Петрозаводске – на полторы тысячи. Так что, если бы Монферран разрабатывал новый проект, то по крайней мере постарался бы уменьшить его и удешевить. Впрочем, при своей огромной загруженности oн едва ли стал бы отвлекаться на оригинальный проект церковного здания для небольшого городка. Исследователи его творчества утверждают, что к 1820 году Монферран создал в России только два проекта церквей – Исаакий и нижегородский храм, поэтому нет серьезных оснований считать петрозаводскую церковь его самостоятельным третьим проектом. Возможно, чертежи для Петрозаводска когда-нибудь найдут в архивах. Тогда и будет окончательно ясно, какой проект Александро-Невской церкви рассматривал Александр I летом 1819 года. Фуллон, вероятно, рассчитывал на царскую благосклонность и, как следствие, получение недостающей суммы из казны. Но Александр, осмотревший бедные рабочие кварталы Зареки и Голиковки, посчитал такой пышный проект непосильным для казны. По сути, Монферран предлагал миниатюрный Иссакий в окружении одноэтажной застройки. ЧЕЙ ПРОЕКТ ЛЕГ В ОСНОВУ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОЙ ЦЕРКВИ? Разрешение на строительство заводской каменной церкви пришло из Департамента горных и соляных дел, в ведении которого находился Александровский завод, 25 апреля 1825 года. 27 июля того же года было получено благословение Преосвященного Серафима, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского. В феврале 1826 года была учреждена особая комиссия для руководства работами по строительству церкви. Ее председателем стал управляющий Олонецкими горными заводами Адам В. Армстронг, а наставление о деятельности комиссии составил горный начальник Александр Фуллон. Был объявлен конкурс проектов будущей церкви, на который свои работы представили три архитектора: Кваренги, Гесте и Постников. Победил проект Александра Ивановича Посникова, который служил в Санкт-Петербурге в Департаменте горных и соляных дел. Александр Иванович Посников (1766 - 1830) известен как автор проекта Колонного зала Горного института – одного из лучших интерьеров периода классицизма. Он же выполнил большинство работ по реконструкции института в 1820-е годы. Среди других его построек в Петербурге Крестовоздвиженская церковь на Лиговском проспекте с эффектной многоярусной колоннадой и павильонами-часовнями. Проект заводской церкви, предложенный Посниковым, предельно прост. Пятикупольный храм, тип которого особенно активно разрабатывался зодчими Петербурга. Основной объем здания был увенчан куполом на высоком барабане, опоясанном полуциркулярными окнами. Храм имел три четырехколонных портика, гладкие, лишенные какого-либо декора стены. Гармоничностью своих пропорций он должен был уверенно «держать» все окружающее пространство и был прекрасно виден из центра города. В дальнейшем, когда храм был построен, даже бывшая Круглая площадь фактически ориентирована не столько на завод, лежащий в низине, сколько на заводскую церковь, на ее купола, первоначально покрытые зеленой краской. В деле строительной комиссии сохранился документ с датой торжественной закладки нового заводского храма – 22 июля (по ст. ст.) 1826 года. После молебна по случаю тезоименитства ее величества вдовствующей императрицы Марии Федоровны, говорится в нем, «священники Петропавловского собора со святыми хоругвями в сопровождении членов комиссии, многих заводских и городских граждан отправились к месту строения новой каменной церкви, где, соединившись со священником Троицкой Зарецкой церкви, прибывшим с такою же церемонией, отслужили торжественное молебствие». Речь после него произнес священник Троицкой церкви Яков Рождественский. Затем от горного начальника были доставлены медная золоченая доска, медали и серебряные деньги нового чекана. На доске имелась надпись «Основание храма сего во имя св. благоверного князя Александра Невского положено в лето рождения Христова 1826 в 24 июнь (видимо, торжественную закладку предполагалось провести на месяц раньше, но почему-то произошла задержка. – прим. Авт.), в благополучное царствование благочестивейшего самодержавнейшего великого государя императора Николая Первого, по благословению преосвященного митрополита Серафима, при горном начальнике Александре Фуллоне, по плану архитектора Посникова, попечением особо учрежденной комиссии, из суммы, назначенной на построение блаженной памяти государем императором Александром Первым и пожертвованной усердием к благолепию дома Господня служителями Александровского пушечного завода». Памятные медали были отлиты в честь двух императоров – в память скончавшегося в Таганроге Александра Первого и в честь царствующего Николая Первого. На двух серебряных и двух бронзовых медалях с портретами императоров были выбиты: дата кончины Александра – «ноябрь 19 день 1825» и «Наш Ангел на небесах», а под изображением Николая Первого – «1826 год». Медали и деньги поместили в специальный свинцовый ящик, в который многие из присутствовавших на торжественной закладке положили золотые и серебряные монеты. Крышки запаяли, и ящик положили в углубление, выдолбленное в мраморной доске, положенной в основание церкви против главного алтаря, к востоку. Нишу закрыли гладкой плитой и замуровали до самого цоколя. Так произошла закладка Александро-Невского горнозаводского храма. Однако богатый традициями деревянного зодчества Петрозаводск не имел своих мастеров каменного дела. Их пришлось искать, и по предложению Посникова пригласили Пьетро Карло Мадерни, уроженца итальянской Швейцарии. В 1826 году Мадерни прибыл в Петрозаводск и до 1828 года был «при смотрении каменных работ», что и «исправлял с отличнейшим усердием». Работавшие в России Руска, Жилярди, Адамини, еще один представитель рода Мадерни, известный скульптор-декоратор Мадерни, происходит из этих мест. В послужном списке Мадерни значится, что он служил архитектором у графа Милорадовича, строил училище путей сообщения, долгое время был при должности каменных дел мастера при строительстве различных учебных заведений. Строили церковь ярославские каменщики и местные крестьяне. Купола покрыл железом присланный из Петербурга мастер Черняев с холмогорскими кровельщиками. Малярные работы в храме, законченные к 8 сентября 1831 года, выполнили мастер малярного цеха из Санкт-Петербурга Викула Ефстафьев и крестьянин из Костромской губернии Тимофей Козьмин с артелью. На отделке храма трудились и местные мастера из городских жителей и крестьян. Денег на строительство не хватало, и казна выделила весьма значительную сумму для завершения работ. КАК УСТРАИВАЛОСЬ БЛАГОЛЕПИЕ ХРАМА? КОЛОКОЛА. Церковь была уже почти готова, когда встал вопрос, где взять для нового храма колокол? По этому поводу заводской священник Яков Василевский обратился к Преосвященному Игнатию, епископу Олонецкому, с ходатайством о перенесении из старой Троицкой церкви в новый храм 53-пудового колокола, перелитого в 1813 году в г. Белозерске из старых разбитых колоколов. Разрешение было получено, и колокол перенесли.Колокольня Александро-Невской церкви помещалась в четырехугольной башне на южной стороне. На деревянных балках висели восемь колоколов различного веса: 157 пудов (пуд – 16 кг) 34 фунта (фунт – 400 г), 53 пуда (из Троицкой церкви), 18 пудов 22 фунта, 10 пудов 22 фунта, 5 пудов 12 фунтов, 2 пуда 4,5 фунта, один пуд 5,5 фунта и восьмой колокол весил всего 21 фунт. ИКОНОСТАС. К 26 августа 1830 года на заводской столярной фабрике в основном завершилось устройство церковного иконостаса. Им занимались казенные столяра под руководством иконостасного мастера кексгольмского мещанина Алексея Боброва. Но продолжались эти работы еще и в 1831 году. Над резными деталями и позолотой для Александро-Невской церкви трудились Сергей Куликов и позолотчик Терентий Козьмин. Деревянные позолоченные вещи для Святого Престола и иконостаса строящейся церкви изготовил крестьянин Петрозаводского уезда Шуйской вотчины, приписной к Олонецким заводам, Андрей Петров. ИКОНЫ (версия Николая Кутькова, «ТВР-Панорама»). Написание икон в 1829 году поручили состоявшему при заводе унтер-шихмейстеру I класса Александру Чижову, учившемуся в Академии художеств, который изъявил желание сделать это «лучшим мастерством и за умеренную плату». Причем писать их он должен был не по старинным канонам – темперой на липовых досках, а на обычном холсте маслом. Заказаны были не оригинальные творения, а копии икон лучших столичных церквей. Свой подряд Чижов выполнил точно в оговоренный срок, и к концу лета все 52 иконы были упакованы в несколько ящиков и приготовлены к отправке в Петрозаводск. Перевезти их из Петербурга предполагалось традиционным водным путем, для чего была зафрахтована сойма петрозаводского мещанина Сохина. 12 сентября она вышла в осеннее Онего. Несколько часов судно ходко шло вдоль западного берега озера, за островом Голомянным показались на горизонте дымные султаны заводских домен Александровского пушечного. Еще часа полтора такого хорошего хода – и сойма благополучно пришвартуется к заводскому причалу. Но... не дошла она до мыса Сайнаволок, как из открытого озера налетел неожиданный шквал. Парусную сойму почти мгновенно положило набок, и через несколько минут среди вскипевших волн мелькали лишь бочки, ящики да мокрые головы путешественников. Людей-то удалось спасти, а вот самый главный груз судна – драгоценные ящики с иконами, стоившие казне более 15 тысяч рублей, унесло в озеро. В Андому или Повенецкoe Онего, никто определенно не мог сказать, потому что ветер за сутки не один раз менялся. Заводские власти попытались ответственность за пропажу, а значит, и за возвращение ее, возложить на Сохина. Но тот твердил одно: «Знать, на то была Божья воля!» Заводу пришлось спешно искать иконы. 10 дней унтер-шихтмейстер Верзнев и мастеровой Самсонов на маленьком паруснике бороздили штормовое озеро, опрашивали рыбаков и купцов в прибрежных селеньях. И уже когда надежды совсем не осталось, на одном из маленьких островов у входа в Кижские шхеры нашли те самые ящики. Открыли крышку, а из-под мокрых стружек на них глянули строгие глаза святителя Николая – покровителя путешественников и мореплавателей. Целы оказались все иконы, онежская вода ничуть их не испортила, не отслоились, не потрескались и не потускнели краски. Комиссия распорядилась выдать за находку денежную награду и приказала начать работу по устройству иконостаса. До освящения храма оставалось чуть более двух месяцев. Едва художник Чижов, покрывший высохшие иконы дополнительным слоем лака, уехал в свой Петербург, в строительную комиссию пришло письмо от Олонецкого епископа Игнатия. «Не раз и прежде изъяснялся я вам, милостивый государь, – писал Владыка, – о принятии в рассуждение сего предосторожности. Сами совершенно знать изволите состояние здесь народа не только в окрестностях, но и в самом городе, относительно чувствительности его для самых малых предметов...» О чем же вел речь епископ Игнатий? О некоторых деталях икон для заводской церкви: положение пальцев благословляющих рук на изображении Спаса, непокрытые волосы и лоб Богоматери, неприкрытое одеянием тело младенца Иисуса. Ссылка членов комиссии на точность копий и отсутствие каких-либо нареканий на оригиналы этих образов в столичных церквах, похоже, только усугубила дело. Петербург в данном случае не был образцом для подражания. Даже среди мастеровых, купцов и мещан было много тайных и явных старообрядцев. А те, кто еще колебался между Православием и старой верой, в любой момент могли отшатнуться от Церкви под влиянием чего-то непривычного в обрядности или иконописи. Епископ Игнатий наверняка знал о скандале, который имел место в Спасском соборе, построенном по проекту и расписанном по эскизам знаменитого Монферрана, специально для Макарьевской ярмарки в 1822 году (который в свое время предполагался и для осуществления в Петрозаводске). Местные и приезжие, в т.ч. и олонецкие, купцы отказывались молиться на «немецкие» иконы и толпились в приделе, где было несколько старых образов. Сопротивление прихожан было так велико, что именно в начале 1830-х годов иконостас Спасского собора был полностью переписан по эскизам В. Стасова. Скорее всего, именно этого и опасался владыка Игнатий. Он не призывал целиком переписывать иконостас. Речь шла о небольших поправках, без которых об освящении церкви не могло быть и речи. Члены комиссии, среди которых, кстати, более половины были протестанты, исчерпав весь запас возражений, согласились с требованиями Церкви и как раз под новый, 1832, год оплатили всю стоимость работ по переделке картин (около 400 рублей). К 1831 году усилиями различных специалистов и на средства в основном от пожертвований храм был достроен. Освящен он был в конце января 1832 года, в день Иоанна Златоуста, первым Олонецким архиепископом Игнатием (Семеновым). Названа Александро-Невская церковь в честь Александра I. Церковь имела два придела – святителя Николая Мирликийского и Живоначальной Троицы. Первым священником Александра-Невского храма стал Иаков Васильевич Васильковский, кандидат богословия, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии. Около ста лет храм был центром духовной жизни мастеровых и служителей Александровского завода. 17 января 1888 года при Александро-Невской горнозаводской церкви на средства священника о. Василия Нименского и пособие от Олонецкого епархиального совета была открыта церковно-приходская школа для детей заводских служащих и мастеровых.
КАК ПРОХОДИЛА РЕКОНСТРУКЦИЯ СОБОРА? ПЕРЕДАЧА ХРАМА ЦЕРКВИ. 15 июня 1990 года Совмин КАССР издал распоряжение о передаче исторических зданий на бывшей Круглой площади (в наши дни площадь В.И. Ленина) Министерству культуры для Карельского краеведческого музея. Но здание церкви музей смог освободить только в 1993 году. ОСОБЕННОСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ. Восстановление памятника архитектуры первой половины XIX века, главной святыни православной Карелии и украшения нашего древнего города, продолжалось почти семь лет, столько же, сколько храм и возводился (с 1825 по 1832 год). Большую помощь Петрозаводской и Карельской епархии в его реконструкции оказало Правительство Карелии. В 1993 году были разобраны межэтажные перекрытия, а осенью 1994 года АО «Лад» получило заказ на реставрацию храма. Строители провели обследование здания и разработали проект реставрации. Задача состояла в том, чтобы не только восстановить один из высоко ценимых исторических памятников общероссийского масштаба, но и превратить скромную заводскую церковь в кафедральный собор. Уже на стадии проектирования и в ходе строительства требовалось сочетать современные технические достижения с полным сохранением первозданного архитектурного облика церковного здания, построенного в классическом стиле. Внутри храма была своя не менее важная задача – не нарушить великолепную акустику. Предстояло также кое-что добавить или смонтировать заново, строго соблюдая соразмерность деталей с целым и даже по мелочам не отступая от стиля. Была установлена специальная конструкция в виде барабана. Центральный купол был приподнят, хотя прежний купол был как бы более «приземлен». Одновременно с восточной стороны к зданию пристроили недостающий четвертый портик. Судя по сохранившимся старым чертежам, такой портик проектом был предусмотрен, поскольку вместе с тремя остальными он образовывал крест (если смотреть сверху), в XIX веке он так и не был построен, не хватило средств. К 20 мая 2000 года общестроительные работы были почти завершены. Для решения проблем финансового характера в завершение устройства иконостаса была создана инициативная группа, которую возглавил заместитель Председателя Правительства РК Б. Г. Житний. По мнению специалистов, храм во имя св. Александра Невского – один из самых больших соборов, сохранившихся до наших дней на Северо-Западе России.
Многие жители города и республики внесли посильную помощь, жертвуя на восстановление храма. В 1996 году на восстановление собора петрозаводчане пожертвовали около 39 миллионов рублей. Были и особо щедрые дарители: национальный банк «Карелия», муниципальный банк «Онего», АО «Электросвязь», АО «Карелхлебосервис». Некоторые организации принимали непосредственное участие в строительных работах. Военнослужащие Карелии выполнили ряд столярных работ для храма. Шефство над реставрацией храма взяли на себя Госкомитет по строительству и Петрозаводская мэрия. На завершающем этапе реконструкции храма большую финансовую помощь оказали Правительство Республики Карелия во главе с С.Л. Катанандовым, мэрия Петрозаводска во главе с А.Ю.Деминым и Попечительский совет. ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ. В дни памяти св. благоверного князя Александра Невского сначала около храма, затем в его стенах совершались молебны, которые возглавлял епископ Петрозаводский и Карельский Мануил. 9 мая 1995 года, в день 50-летия Победы, в стенах храма впервые после разрухи был совершен торжественный молебен, с этого времени началось активное возрождение храма-памятника. В дни Святой Пасхи Христовой в апреле 1999 года в соборе впервые после 70-летнего перерыва было отслужено торжественное Пасхальное богослужение. ВОССТАНОВЛЕНИЕ БЛАГОЛЕПИЯ ХРАМА
КОЛОКОЛА. 29 июня 1999 года после водосвятного молебна, совершенного епископом Петрозаводским и Карельским Мануилом, на звонницу храма были подняты восемь колоколов, от 7 кг до 1,5 т, изготовленных по специальной старинной технологии на воронежском заводе «Вера». Это единственное в России специализированное предприятие, на котором отливались колокола и для музея «Кижи». Самый большой из колоколов соборного храма, весом 1200 кг, получил название «Александровский». На нем отлиты имена пяти жертвователей, оплативших изготовление и доставку колоколов в город. Десятилетиями молчавший храм вновь обрел свой неповторимый голос – переливчатый колокольный звон, призывающий людей открыть сердца Богу, чтобы преодолеть нестроения, переполнившие нашу сегодняшнюю жизнь. ИКОНОСТАС. Проект иконостаса выполнен членом-корреспондентом Международной академии наук Ж.М. Вержбицким и петрозаводским скульптором М.П. Коппалевым. Украшен он был мастерами и иконописцами художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». 3 июня 2000 года, в день празднования иконы Божией Матери «Владимирская», Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил Александро-Невский кафедральный собор и преподнес в дар петрозаводчанам Владимирскую икону Божией Матери, почитающуюся ныне святыней соборного храма. С началом реконструкции Александро-Невского собора – исторического и архитектурного памятника города – общественность Петрозаводска обратилась к городской власти с просьбой вернуть старое название проспекту Урицкого. Одна из частей этой улицы, проходившей около заводского храма, вплоть до 1918 года называлась Александровской. После многолетней дискуссии в средствах массовой информации в июне 1999 года, во время празднования Дня города, проспекту было дано имя св. блгв. кн. Александра Невского. Подготовила Ольга СИДЛОВСКАЯ |
См. также:
© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской
епархии
При
использовании данного материала просьба давать
ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской
епархии, http://eparhia.karelia.ru