ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
|
Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


По страницам православных изданий

ЭПОХА НОВОСТЕЙ

Сегодня мы живем в эпоху новостей. Мы ежедневно читаем, слушаем и смотрим новости, думая, что получаем из них информацию о себе и окружающем мире. Для миллиардов людей новости — это вообще единственный источник подобной информации.

Высшая и крайняя форма новостей, где имманентно присущая им пустота достигает максимума, — это телевизионные новости. Практически на каждом канале несколько раз в день выходят выпуски новостей, постоянно получая огромные рейтинги. Более того, существуют всем известные (не будем показывать пальцем) каналы, только новостями и занимающиеся. Совершенно естественно возникает вопрос — что в этом плохого и кому это выгодно?

Начнем с конца. Выгодно все это, естественно, самим дилерам-телекомпаниям, удовлетворяющим спрос подсевших на новости зрителей. Спрос же этот основывается на присущей человеку склонности к подглядыванию. Телезритель подглядывает за целым миром и чувствует свою причастность к большой настоящей жизни, не прекращающейся ни на секунду. Телевизионные новости являются признаком агонии цивилизации. Это крайняя степень деградации знания. Изначально знание понималось как результат познания человеком самого себя, окружающего мира и всей совокупности своих связей с ним. Впоследствии, где-то на рубеже XVIII века, знание стало пониматься как совокупность идей и умений, необходимых для производства определенного продукта. В XX в. знание пало до самой низкой из возможных отметок — оно превратилось в новости.

Телеканалы старательно поддерживают великий современный миф о важности новостей. Благодаря этому люди, владеющие телевидением, убивают сразу двух жирных похотливых зайцев: во-первых, создается огромная аудитория для рекламодателей — людей приучают несколько раз в день смотреть новости, а это покруче отдачи от любого сериала, а во-вторых, появляется очень действенный инструмент для нежного и вдумчивого промывания мозгов, так как новости (не всегда успешно) притворяются объективным изложением событий и фактов с минимальной их интерпретацией.

Для успешного управления большими массами людей всегда необходимо совпадение двух условий: само воздействие не должно осознаваться, но люди должны получать от этого процесса удовольствие. Новости с успехом сочетают в себе то и другое.

Люди, смотрящие новости, совершенно искренне полагают, что то, о чем им рассказывают, — важно. Человек действительно нуждается в получении информации. Точнее говоря, нуждается в знании, но ему постоянно подсовывают некие его суррогаты. Знание второго уровня, знание как технология, по крайней мере, является честным и выполняет свою функцию, помогая человеку добиться некоего, заранее определенного, результата. Насколько важен этот результат и есть ли вещи важнее его — это уже другие вопросы.

Что касается знания третьего уровня, или новостей, то они теоретически призваны давать информацию о состоянии окружающей его среды, с тем, чтобы человек мог принимать их во внимание и, возможно, влиять на них при достижении своих целей. Однако 99% получаемых телезрителем из новостей сведений не имеют к нему отношения и никак не могут быть им использованы.

При этом тот самый один процент информации, действительно существенный для человека, хоть и доходит до его сведения, но выдается за нечто не очень важное и в любом случае стоящее гораздо ниже в шкале ценностей настоящего гражданина, чем не имеющая к нему, по правде сказать, ровным счетом никакого отношения катастрофа или протокольная встреча на самом что ни на есть высшем уровне. Все это приводит к серьезной деформации мировосприятия и никак не способствует душевному здоровью человечества.

Кроме того, набор тем, фигурирующих в новостях, крайне ограничен — в сюжетах меняются только действующие лица, а часто одни и те же сюжеты; просто штампуются из года в год. В сущности, нет даже большой необходимости снимать новые кадры — из архивных материалов всего лишь годичной давности, которых, конечно, никто из зрителей уже не помнит, можно превосходным образом делать новые сюжеты, и, в той или иной степени, это даже изредка практикуется.

Как следствие, мир и происходящие в нем события отчуждаются от человека — так как единственным источником сведений о мире становятся новости, неинтересные и ненужные человеку, то и сам мир становится человеку неинтересен и не нужен, даже если сам человек еще этого не осознает.

Телевизионные новости здесь занимают совершенно особую нишу. Они по определению не могут донести до человека никакого знания, ибо являются квинтэссенцией телевидения вообще. Teлевидение же характеризуется мозаичностью изображения, складывающегося из множества точек, цветовых пятен, предпочтением, отдаваемым крупному плану перед общим, а также короткому действию перед долгим и отсутствием прямой логической связи между сюжетами, относящимися к разным временам и пространствам.

Информация, поданная подобным способом, не осознается телезрителем, а немедленно сворачивается в некий цельный миф, ибо именно так воспринимали мир первобытные люди. Таким образом, мир, создаваемый в сознании зрителя новостей, становится замкнутым миром без внутренней логики, но с обилием тактильных ощущений, — то есть с миром, крайне близким к существовавшему в сознании первобытного человека, миром, где нет места знанию.

Наша цивилизация умирает. Внешне все еще выглядит благополучно — сильные молчаливые люди закручивают что-то важное ключом на семнадцать, водят автомобиль "Жигули", пишут тезисы к послезавтрашнему докладу. Но вечером они включают телевизор и, не отрываясь, внимательно смотрят новости чужого и непонятного мира. Мы уже обречены, и вряд ли у нас осталось много времени.

А новостей на сегодня больше нет.

Молодежная газета «Покров», г. Екатерининбург

См. также: