ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | ВидеоE-mail


В 100-летнюю годовщину февральского переворота православные врачи почтили память Царской семьи

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

14 марта в Детской республиканской больнице состоялось очередное собрание Общества православных врачей Республики Карелия, в котором приняли участие руководитель отдела по взаимодействию с органами здравоохранения протоиерей Олег Скляров, ВРИО руководителя отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Вадим Антипин, доктора и волонтеры Общества, а также гости. Собрание было посвящено 100-летию февральского переворота и отстранения от власти Императора Николая II, которое произошло в эти самые дни ровно век назад. По случаю памятной даты секретарь Общества И.С. Скопец выступила с докладом «Николай II – хозяинъ земли русской».

Во вступительном слове Инга Сергеевна отметила:

«В связи со столетней годовщиной страшных событий 1917 года вновь актуальной стала тема революции и свержения монархии в Российской Империи. За прошедший век многое изменилось: опубликовано большое количество ранее секретных материалов, доказана или опровергнута подлинность ряда уже имевшихся документов, канонизированы последний Император Николай II и Члены Его Семьи, а сама Российская империя постепенно стала Россией, существенно уменьшив территорию, население, ресурсы и, увы, международный статус. И все же признать эту тему изученной еще долго не представится возможным. Свержение монархического строя в Российской империи остается одной из самых загадочных страниц истории нашего государства.

В 2000 году произошло ключевое событие: по решению Архиерейского собора прославлены в лике страстотерпцев Император Николай II, Императрица Александра Федоровна, Цесаревич Алексей Николаевич и Великие Княжны: Ольга, Мария, Татьяна и Анастасия. Казалось бы, Русь, Русская Православная Церковь и ее чада признали роль Государя, положительно оценили его фигуру в свете исторической перспективы, объявили убедительно доказанной мученическую кончину Царской семьи. И все же среди нашего народа, в том числе православных и даже, как ни странно, духовенства, личность Николая II оценивается неоднозначно. Одни готовы митинговать с плакатами в защиту чести Царской семьи, проходить многокилометровые крестные ходы и выступать с идеями о необходимости Всенародного покаяния перед Царем. Другие же, признавая легитимность канонизации, лобзая иконы членов Царской семьи, участвуя в памятных службах и молебнах Царственным страстотерпцам, странным образом сочетают эти религиозные акты с мнением о серьезных личных недостатках, граничащих порой с тяжелыми нравственными дефектами, в первую очередь, Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны. Если подход первых, идейно горячих людей, объясним особенностями их психологии, то вот со вторыми дело обстоит сложнее. Эти люди редко высказывают свое мнение, как правило, не навязывают его (не путать с активными антимонархистами!), и, кажется, ведут православный образ жизни. Можно придерживаться той точки зрения, что их мнение о Николае II является сугубо личным делом, тем более, что каноническое почитание внешне не нарушается. Но, с духовной точки зрения, это личное пренебрежение, уничижение святого, а тем более русского Царя, принесшего себя и свою семью в жертву за благо страны и народа, едва ли можно счесть безобидным. Такой подход приводит каждого подобного верующего к недостоинству ходатайства за него Царственных страстотерпцев. А, если учесть масштабы распространения подобного мнения, то это большАя часть русского народа. Имеем ли мы право молить Бога о благоденствии русского народа и нашей страны, о победе на супостаты и личном благополучии (которое осуществляется, в том числе, в рамках существующего социального строя, геополитического и экономического положения) при небрежении к своей истории и личном необоснованном поругании (пусть молчаливом) Царя-мученика и его Семьи?!

Необходимо также задуматься, что каждый из нас знает из конкретных фактов (а не сплетен!) о Николае II и откуда эти сведения. Большинство российских обывателей смутно помнят, что он был «безвольным Царем-подкаблучником, погубившим Россию», кое-кто вспомнит о ходынской трагедии и «кровавом» воскресении, а некоторые даже добавят, что монарх страдал алкоголизмом и был ленивым и малообразованным (!). Большинство этих сведений почерпнуты из пресловутых уроков истории в школе или институте и, конечно, давно не освежались и уж точно никогда не перепроверялись. Технически продвинутые пополняют свой «багаж знаний» на разного рода форумах и интернет-порталах, как правило, не задумываясь о правдивости, целях и источнике информации, которую нам столь активно предлагают. Теперешние взрослые получали образование в советское время или, по крайней мере, изучали учебники, подготовленные в этот период при помощи преподавателей истории, закаленных марксистко-ленинской идеологией и курсом атеизма. Из всех наук, по понятным причинам, идеологическая нагрузка максимально легла именно на историческую литературу. Это ни для кого не секрет. Конечно, свергнувшие монархию большевики, писали о том, что виноват в революции исключительно Царь, а пожелал и реализовал ее честно трудящийся народ. Временное правительство, а затем и большевики, конечно, лишь чудом и спасли положение и вывели страну на правильный идеологический курс. Расстрел Царской семьи всегда был наименее удобной для «правильной» интерпретации темой, но и с ней кое-как справлялись: от банального умалчивания, до признания убийства «самоуправством местных властей», а кто в пылу дебатов доходил и до обвинения Императора и в этом тоже (мол, все из-за его характера и политики). Дискутировать на эту тему можно бесконечно, и, результат будет зависеть не от объема и качества доказательной базы, а от идеологических взглядов каждого. Но то-то и удивительно, что взгляды-то теперь у многих «православные», а позиция по этому сложному принципиальному вопросу – нет. Целью сообщения является не попытка переубеждения или воспитания, а желание ознакомить добросовестного и честного читателя с фактами, которые для большинства людей, не занимавшихся подробно изучением истории Отечества, были ранее не известны».

Доклад сопровождал показ редких фотографий из личных альбомов членов Царской Семьи, которые в настоящее время хранятся в Государственном архиве РФ. Усилиями волонтеров Общества была организована небольшая экспозиция, посвященная Царственным мученикам. Желающие могли ознакомиться с книгами и фотоальбомами о Царственных Мучениках, приложиться к иконам и земельке из Ганиной Ямы, а также подержать в руках настоящие золотые червонцы эпохи Николая II.

После доклада к собравшимся обратился духовник Общества протоиерей Олег Скляров. Отец Олег подчеркнул большую важность благоговейного почитания святых Царственных Мучеников для русского народа. Особое значение приобретает такое личное благочестие для каждого православного врача, поскольку нравственный облик доктора – это не только его личное дело, но и та составляющая, которая формирует нравственно грамотного специалиста, который несет свет добра и милосердия ближним и не способен на формализм в своей профессии или столь распространенное в среде неверующих «профессиональное выгорание».

Помимо доклада на собрании были обсуждены рабочие вопросы, а также планы на ближайшее полугодие.

Общество православных врачей Республики Карелия, 2017 год

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru