ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | ВидеоE-mail


В Неделю 5-ю по Пятидесятнице митрополит Константин возглавил Божественную литургию в кафедральном Александро-Невском соборе

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

В воскресенье, 9 июля 2017 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, память Тихвинской иконы Божией Матери, Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин возглавил Божественную Литургию в кафедральном соборе святого Александра Невского города Петрозаводска.

Владыке сослужили штатные клирики Александро-Невского собора.

За богослужением пел хор соборного храма под управлением регента Евгении Корыхаловой.

По сугубой ектении митрополит Константин вознес молитву о мире на Украине.

После чтения Евангелия Владыка Константин обратился с архипастырским словом ко всем присутствующим: «сегодня, братья и сестры, мы с вами слышали очень знаменательное Евангельское повествование, в котором Иисус Христос исцеляет двух бесноватых людей в стране Гергесинской, что на берегу озера Генисаретского: «И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем» (Мф.8:28). Гробы в той местности представляли собой небольшие пещеры, вырытые в склоне горы, куда полагали тело умершего, заваливали вход в эту пещеру большим камнем так, чтобы собаки, лисицы, дикие звери не терзали тело умершего. В этих пещерах и жили бесноватые, не давая покоя местным жителям. Ночью они страшно выли, вопили, днем нападали на прохожих. Их сковывали железными цепями, но они в своем бесновании разрывали эти цепи».

«Иисус Христос проходил той дорогой и бесноватые, увидев Его: «закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф.8:29). В этой короткой фразе мы должны обратить внимание на два момента: фарисеи, саддукеи, учителя иудейские, зная пророчества и чудеса Христовы, не признавали Иисуса Христа Сыном Божиим, и даже ученики сомневались тогда еще в этом, и только бесы — падшие ангелы, которые знали всю историю мироздания, историю Вселенной, историю человеческого рода изначально, прямо называют Иисуса Сыном Божиим», — сказал владыка. «Ещё и другой момент: «пришел прежде времени мучить нас». Господь Иисус Христос исцелил этих бесноватых и они покорно сели у Его ног. «Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мф.8:30-34). Тогда Иисус Христос сел в лодку и отправился в свою сторону. Вот такое событие повествует нам Евангелие в этот день», — напомнил Его Высокопреосвященство.

«Что же нам важно знать в этой ситуации? – задался он вопросом. — Прежде всего, то, что это перекликается с нашими сегодняшними днями. Жители страны Гадаринской — гадаринцы были иудеями, а иудеи свинину не ели, они разводили свиней для продажи другим, имея с этого стабильный источник дохода. Точно так же и в наши дни производители наркотиков, торговцы сами не употребляют наркотики, и категорически запрещают всем своим участникам наркотрафика употребление товара, который предназначен только для продажи другим. Поэтому, когда свиное стадо бросилось с кручи в воду и утонуло, то гадаринцы уже забыли о том, что бесноватые не давали им спокойной жизни ни днем, ни ночью, ведь бывшие бесноватые уже покорно сидели у ног Иисуса Христа. Жителям той страны стало жалко потерянного стабильного дохода».

«Бесы — это падшие ангелы. Бог зла не сотворил. Ветхозаветные великие пророки Исайя, Иезекииль, Даниил объясняют нам немного личность Люцифера, или по-славянски Денницы, первого из ангелов по своему достоинству, который был сотворен Богом. Люцифер означает светоносный, светозарный, то есть та звезда, которая появляется на небосклоне перед восходам Солнца — Бога. Однако Люцифер, будучи наделен всеми достоинствами, так возгордился высотой своего положения, что этот Херувим стал хотеть быть таким как Всевышний Бог. Но не бывает двух Богов, Господь Творец один, Он сотворил все, в том числе и этого Люцифера. И Бог не уничтожает своего творения, но если творения исполнилось зла, то Он ограничивает это зло, действие этого зла в мире. Если бы Бог не ограничивал действие зла в мире, то как пишет великий учитель Церкви блаженный Августин. Земля и все живое на ней и часа бы не просуществовало, а было бы уничтожено демоническими, космическими силами зла», — выразил уверенность митрополит.

«Первое и необыкновенно сильное ограничение этого зла в космосе было ещё в доисторические времена, когда Люцифер совратил клеветой на Бога 1/3 ангелов и поднял бунт против Бога. Чем же он совратил этих ангелов, которые были сотворены добрыми? Прежде всего тем, что внушил им мысль, что якобы Бог сотворил их только для того, чтобы эти ангелы славословили Бога и воспевали ему Трисвятую песнь «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Якобы Богу было скучно одному и ему нужен был хор и будто бы только для этого он создал ангелов. Вот такую клеветническую ложную мысль, подбивавшую на бунт, забросил Люцифер в ангельский мир. И эти демонические «люциферианские» идеи постоянно циркулируют и в мировой человеческой истории бунтов и революций: «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим, кто был никем, тот станет всем». Это жуткий коварный обман, который ведет к гражданской войне, разрухе и смерти», — сказал владыка.

«Когда мы славословим Бога, мы тем самым вступаем в общение с Богом и питаемся его Божественной энергией, нетварным светом. Что же такое Слава Божия? Слава Божия означает совсем не то, что мы привыкли называть славой. Славу человеческую мы ещё можем назвать популярностью, «раскрученностью», известностью для всех. Слава Божия совсем иная. Вот как мы видим на некоторых иконах изображаются золотые сияющие лучи (для справки: Почаевская икона Божией Матери), или нимбы, или лучи света, исходящие от ликов Господа и святых – это сияние называется по-богословски славой. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Первое послание Иоанна 1:5). И когда мы славословим Бога, то мы вступаем в контакт с этим Божественным Светом, «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Св. Евангелие от Матфея 5:16). Нетварный свет это же и Божественная энергиея, и мы, образно говоря, славословя Бога, подзаряжаемся этой энергией. Подобно тому, как у всех нас сейчас есть мобильные телефоны, ноутбуки, которые имеют батареи, требующие регулярной подзарядки мощным электрическим током из сети. Точно так же и в храме Божием, который является местом особой благодати Божией мы, славословя Бога, подсоединяемся к этой Божественной энергии — Свету, и если человек молится в храме искренне, то он из храма выходит с просветленным лицом, воодушевленным, на подъеме, и это просветленное лицо, сияющее добротой и неземной радостью ещё пребывает какое-то время. Вот что значит славословить Бога, и вот что значит та гадкая клевета, которую Люцифер воздвиг на Бога. Поэтому святые и свидетельствуют о бесовских мрачных лицах. Все существующее в мире держится только одной Божественной энергией, Божественной благодатию», — подтвердил Его Высокопреосвященство.

«Второе очень сильное ограничение власти сатаны было нанесено уже пришествием в мир Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, — напомнил митрополит. — Мы знаем, что первое поражение демоническим силам зла нанес Архистратиг Михаил, и тогда треть ангелов, взбунтовавшихся против Бога, были низвергнуты и продолжили свою мерзкую подстрекательскую деятельность уже среди людей. Диаволом в виде змия были совращены Адам и Ева. Пришествие в мир Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ещё больше ограничило деятельность этих бесовских сил. Бесы, которые были в двух Гадаринских бесноватых, уже просят Иисуса Христа разрешения войти им хотя бы в свиное стадо».

«И наконец, третье сокрушительное и окончательное поражение бесовских сил будет во Второе и Великое Страшное пришествие Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, когда сатана — дьявол — красный дракон и вся треть падших ангелов-бесов будут заключены в аде и будут лишены всякой возможности спасенным людям причинять зло. А вся природа бесовская направлена исключительно на делание зла, больше ни на что они не способны. Зло напрямую, зло косвенное, зло через несколько шагов, как в шахматной комбинации, но в конечном итоге это всегда зло. Будучи низверженными в преисподнюю они лишатся возможности творить это зло людям, и лишение их этой возможности будет для них страшной мукой, а не то, что их будут там специально мучить. Как живому человеку, которому свойственно дышать, перекрыть доступ воздуха, то он мучительно умрет. Точно так же и для бесов невозможность творить зло людям станет жуткой мукой. Такая же мука будет и для злых людей, смысл жизни которых осуществлять зло, быть проводниками бесовской воли», — сказал владыка.

«Ещё мы должны помнить и другое, отцы, братья и сестры, то, что желание жить богато, часто преступным путем, как эти гадаринцы, разводившие свиней только на продажу, это желание, жадность затмевает любовь к Богу. И хотя они, конечно, не побили Иисуса Христа камнями, и не сделали ему ничего плохого, а только лишь просили, чтобы он отошел из их страны, поскольку без Него жители страны имели деньги, свиней, и им со свиньями жилось хорошо. То же бывает и в истории некоторых государств, и мы говорим о постхристианской эпохе. То же самое происходит и сегодня, хотя после изгнания бесов и выбора гадаринцев прошло уже две тысячи лет, но человечество и каждый из нас также стоит перед выбором. Что же мы выберем, — Христа или свиней? Если человек всю жизнь выбирает только свиней, то такой человек рано или поздно и сам превращается в свинью. Вот какой вывод мы должны сделать из сегодняшнего Евангелия. Дай Бог, чтобы мы, пребывая в Церкви Христовой, исполнялись благодати Божией, чтобы славословя Бога, мы питались Божественной энергией, и когда мы напитываемся, насыщаемся, наполняемся этой силой, то тогда все бесовские козни будут для нас немощными бесовскими дерзостями, потому что с нами Христос и его Пречистая Матерь во веки веков, аминь», — заключил митрополит.

После окончания богослужения владыка Константин еще раз обратился к присутствующим с кратким словом, в котором о возвращении в монастырь чудотворного образа Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская икона Богородицы, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. Написана, по преданию, евангелистом Лукой. В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезён в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приёмный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.

В 2004 году икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.Владыка Константин, тогда имевший титул Архиепископ Тихвинский, принимал непосредственное участие в возвращении иконы в Тихвин.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2017 год

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru