ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


В Неделю 22-ю по Пятидесятнице, апостола Иакова брата Господня по плоти, митрополит Константин совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе г. Петрозаводска

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

5 ноября 2017 года, в Неделю 22-й по Пятидесятнице, апостола Иакова брата Господня по плоти, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе г. Петрозаводска.

Его Высокопреосвященству сослужили, ключарь собора протоиерей Олег Скляров, секретарь Главы Карельской митрополии иерей Константин Павлюченко, протодиакон Владимир Морозов.

Богослужебные песнопения исполнил хор под руководством Татьяны Евсеевой.

По сугубой ектении митрополит Константин прочитал молитву о мире на Украине.

По запричастном стихе проповедь произнес протоиерей Олег Скляров.

После окончания литургии владыка Константин поздравил всех верующих с праздником и обратился с архипастырским словом:

Дорогие отцы, братья и сестры от всего сердца поздравляю вас и с прошедшим праздником Казанской иконы Божией Матери, Днем всенародного единства, когда мы вспоминали, что только ради того, что русский народ погрязший в грехах все-таки сохранил веру Православную, ради этого бесценного сокровища – хранения Православной веры Господь спас Русь в 1612 году от полного порабощения, от разграбления, от того, что это государство не ушло на свалку истории.

Господь наш Иисус Христос говорит: «Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее.» (Лк. XIV, 34-35).

Если соль теряет свою силу, то есть теряет свою сущность, по виду она та же, но сущность совершенно другая. Та же самая судьба и у России. Внешне все сохраняется, но по сущности без веры, без богатства Православия все это обречено на «выброс». Все это в глазах Господа нашего Иисуса Христа не представляет никакой ценности. А мы знаем даже из школьного курса истории были величайшие империи, которые достигали своего расцвета, захватывали огромные территории, а потом исчезали, и только те, кто хорошо учился в школе могут вспомнить название этих империй, существование которых длилось сотни, а то и тысячу лет.

Сегодня также мы слышали евангельское повествование от апостола Луки – притчу о богаче и Лазаре. Мы с самого начала должны обратить внимание, что бедный человек имеет имя, которое Церковь повторяет уже 2000 лет – Лазарь. А богатый человек без имени. Имя — это то, чем человек дорожит. Никакой человек добровольно не поменяет его на штрих-код, на какую-то цифру, а это то, чем занимались фашисты в концлагерях – номеровали заключенных. И вот – этот просто богач, человек, у которого есть слуги, вино, еда, дорогая одежда, порфир и виссон, но у него нет имени. Нет имени значит нет будущего.

Господь наш Иисус Христос для того, чтобы эта притча была более понятна специально заостряет все. Был человек одевался в порфиру и виссон – драгоценные ткани того времени, каждый день пиршествовал блистательно. Современные наши богачи так себя не ведут. Они одеваются так, чтобы быть неприметными в толпе. Они каждый день оберегают свое здоровье – блистательно не пиршествуют, соблюдают специально для них разработанные диеты, ходят в фитнесс-клубы. Часто бедный человек выглядит полнее этого стройного, подтянутого, респектабельного олигарха, который тем не менее является очень и очень богатым человеком.

Я за свои 60 с лишним лет часто встречался с очень богатыми людьми, и внешне вы их в толпе не увидите, они одеваются очень скромно и неприметно так, чтобы слиться с толпой и не привлекать к себе внимание.

Таким образом, уже то, что написано в Евангелие – одевался в порфиру, красную драгоценную ткань – этого уже нет. Нет и такого Лазаря, который сидел бы под воротами, чтобы псы лизали его гноящиеся струпья. Сейчас в наше время то же есть бедные люди, многие из них достойны всяческого сострадания, нашей помощи – погорельцы, например. Есть и такие, которые свое состояние спустили на пьянство. Еще хуже если увлекаются наркотиками, тогда начинают воровать из дома у своих матерей, бабушек, обворовывают своих ближних. Они нищие, может быть даже беднее того Лазаря, но достойны ли они сострадания.

В наше время, дорогие отцы, братья и сестры, богатый человек имеет не только банковские счета, но еще и природный ум, хитрость, везение. Кто-то очень начитан, кто-то имеет прекрасные артистические таланты, пишет художественную литературу, стихи. Каждому человеку Бог дал талант. Одному, как мы знаем из притчи о талантах, один талант, другому два, третьему пять или десять талантов. Господь спросит у каждого, как он распорядился своими талантами.

Лазарь по-видимому вел какой-то благочестивый образ жизни, так, как если бы он сидел и попрошайничал, потому что все пропил, то вряд ли Господь его поставил в пример нам и вряд ли пропойца был бы в раю на лоне Авраама. Видимо он вел очень благочестивый образ жизни, но земные неурядицы прошлись по нему так, что он остался ни с чем. Именно поэтому Господь нам называет его имя, хотя и тогда, как и сейчас и сто и тысячу дет назад пьяниц было предостаточно.

Чем же мы с вами богаты, а ведь не будем забывать, что притчи имеют универсальный смысл, поэтому читаются в храмах уже 2000 лет? Каждый из нас обладает каким-то богатством. Кто-то любит и прекрасно разбирается в музыке, он может научить ей других, может петь в церковном хоре, заниматься с детьми. Талантливые писатели, поэты могут организовывать кружки делиться своими литературными талантами с детьми, чтобы они не только писали мелом на заборах всякие ругательства, а и что-нибудь толковое смогли написать. Например, поздравление родителям к Пасхе или к дню рождения, что-нибудь хорошее, доброе, теплое. Люди, которые физически крепки могут учить детей физкультуре в различных юношеских секциях, для того, чтобы дети просто так не болтались на улицах. Врачи, а здесь у нас есть Общество православных врачей, свои знания, свои таланты, свою любовь к ближнему направляют на то, чтобы поехать по бедным вымирающим селам и там оказать безвозмездную помощь.

Но с чего мы начали сегодня рассуждения – о том, что в 1612 году, когда Русь уже была полуколониальной державой, уже не была независимой. О какой независимости можно говорить, когда в Москве поляки-иноверцы. Их отношение к нам хорошо известно. Даже сейчас спустя 70 лет после окончания Великой отечественной войны в Польше разрушают памятники советским войнам, которые освободили их от фашизма. Это отношение к памятникам, а какое тогда, в те средневековые времена, было отношение к живым. Тогда общество было на столько развращено морально, нравственно, политически, материально, что, как пишут историки, каждый хитрил против своего соседа, каждый предавал все, вся и всех, что только можно предать, и думал, что за счет хитрости и предательства он каким-то образом всплывет на верх, остальных претопит, а сам будет жить. Это было тяжко в глазах Господних. И вот, по молитвам преподобного Сергия, по молитвам сидящего в кремлевской тюрьме владыки Арсения, Богородица спасла народ русских. И причина этому только то, что Русь хранила веру Православную. Вот это на сегодняшний день наше самое большое богатство. И вот этой верой Православной, этим нашим по-настоящему богатством, которое мы уже храним тысячу лет, мы должны делиться со всеми нашими окружающими.

Вот чему учит нас эта притча. Храни и благослови вас всех Господь» - заключил Владыка.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2017 год

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru