ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


В день Святой Троицы митрополит Константин совершил Литургию в кафедральном соборе святого Александра Невского

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

27 мая 2018 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), митрополит Петрозаводский и Карельский Константин возглавил Божественную Литургию в кафедральном соборе Александра Невского.

Его Высокопреосвященству сослужили штатные клирики собора.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Роман Чадаев.

По окончании Литургии Владыка совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв.

Затем митрополит Константин поздравил присутствующих с праздником Святой Троицы, днем рождения Церкви:

«Этот праздник завершает богослужебный круг всего нашего года, который начинается с праздника Благовещения, когда в храмах поют: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает…» (тропарь праздника Благовещение Пресвятой Богородицы). Тогда Бог Слово, Второе Лицо Пресвятой Троицы воплощается. При рождении Христа через девять месяцев 7 января происходит Его явление в мир. Также и Церковь существовала во времена Иисуса Христа, но даже когда Апостолы были собраны на тайную вечерю в Сионской горнице, там было только 12 человек. Таким образом, Церковь существовала, но была сокрыта.

Как Иисус Христос после Благовещения 9 месяцев был сокрыт от мира и был явлен только в Рождестве, так и Церковь явила себя открыто в день Пятидесятницы, когда Святой Дух зримым образом в шуме ветра, в явлении огненных языков сошел на Апостолов, и они вдруг стали говорить на различных языках мира. Тогда произошло рождение, явление во вне Церкви. Такова была сила Святого Духа, которая дала Апостолам и нам их приемникам сил противостоять козням дьявольским уже 2000 лет во исполнение слов Христовых: «Создам Церковь мою и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16:19).

Благодать Святого Духа передается и в таинствах именно со дня Пятидесятницы. Именно с этого дня стали возможны все таинства во имя Отца, Сына и Святого Духа начиная от таинства Крещения и заканчивая таинством Священства. Таким образом, благодать Святого Духа обеспечивает преемственность благодати Церкви. Христос вчера, сегодня и завтра Один и Тот же, меняемся только мы в силу возраста, экономического и социального положения. Мы можем сегодня верить в Бога, но, если завтра случится какое-либо искушение, а вера будет слабой, человек говорит: «Я теряю веру». Бывает и наоборот, человек был неверующим, завтра может обрести веру, потому что вера, данная нам как залог в день нашего крещения, динамична и может умаляться или возрастать в силу нашей готовности следовать за Христом.

Дай Бог, чтобы благодать Святого Духа, которую мы сегодня ощутили давала нам силы следовать за Христом! С Праздником дорогие мои!» - закончил Владыка.

Пятьдесят дней после Пасхи, до дня Святой Троицы мы носим в сердцах особое радостное настроение, поэтому Святая Церковь отменяет земные поклоны, которые являются символом покаяния и совершались сугубо великим постом. Со дня же Пятидесятницы, за неделю до Петрова поста, после особых молитв праздничной вечерни мы снова возобновляем коленопреклонение.

*****

День Святой Троицы – День рождения Церкви

Двойное название этого двунадесятого праздника указывает на его дохристианские истоки (как и в случае с праздником Пасхи). Рождение собственно христианского праздника Святой Троицы произошло, как считают историки, в конце мая 30 г. н. э. и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы; поэтому наш календарь сохраняет оба термина. Само же название «Пятидесятница» (греч. Пэнтэкостэ) имеет формально хронологическое происхождение и не выражает существа чествуемого события, но означает лишь то, что праздник совершается через пятьдесят дней после Пасхи (как у евреев, так и у христиан).

Что же произошло в Иерусалиме в пятидесятый день после Воскресения Христова, и почему этот день называют днем рождения Церкви?

После Вознесения Господа с горы Елеонской апостолы вернулись в Иерусалим. Прошло десять дней, и наступил праздник Пятидесятницы. Ученики и Богоматерь, как и повелел им Иисус Христос, – пишет евангелист Лука в своей книге Деяний апостольских, – «были единодушно вместе. И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святого, и начали говорить на других языках» (Деян.2:1-4).

Иерусалим же был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Они услышали этот неожиданный шум, подобный шуму бури и надвигающейся грозы, пришли в смятение и поспешили к дому апостолов. Их изумлению не было конца, когда они увидели простых галилеян, вдохновенно вещавших на разных языках. Более того, для каждого из них проповедь апостолов звучала на его родном языке! Чтобы подчеркнуть это чудо многоязычия, апостол Лука нарочито приводит длинный список народов со всех концов Римской империи, включая и отдаленные окраины.

Настало время исполнения древних пророчеств, – обращается к собравшимся апостол Петр, – Мессианское Царство уже основано, а Иисус из Назарета, распятый «руками беззаконных», воскрес. Именно Он, отвергнутый ослепленной националистическим безумием толпой, и есть обетованный Мессия, – цель и смысл всей ветхозаветной истории ожидания. Дух Божий, излившийся в мир, просветит разум каждого, желающего стать «гражданином» Его Царства. Для этого нужно лишь покаяться и принять крещение «во имя Иисуса Христа», получив при этом «дар Святого Духа» (Деян. 2:38).

Это Мессианское Царство, смысл которого стал понятен самим апостолам лишь в эти минуты, отныне пребывает в мире в образе Церкви Христовой. Само же слово «Церковь» (по-гречески – Экклесиа) означает «Собрание», а чудо понимания апостольской проповеди является знамением ее вселенского призвания, так как слушатели происходят из всей Вселенной (Ойкумены, или Экумены), как называли тогда Римскую империю. Трагическое разделение народов, происшедшее некогда у Вавилонской башни, приходит к концу: Бог «всех призвал к единству», – как поется в кондаке праздника.

Итак, почти две тысячи лет тому назад, в день еврейской Пятидесятницы, мир воспринял тайну Триединого Бога: Ветхий Завет знал Единого Бога, положившего основание Ветхозаветной Церкви; Сын, воплотившись на земле, создал Церковь Нового Завета; Дух Святой открыл ее историческое время и действует в ней «до скончания века». Поэтому праздник ее рождения именуется Днем Святой Троицы.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской Епархии, с использованием материалов сайта Азбука.ру 2018 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru