ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


К 25-летию православного центра во имя св.прп. Александра Свирского

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

4 декабря далекого 1993 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась официальная регистрация православного духовно-просветительского центра «Журавка» как республиканского общественного объединения.

История появления православного центра регионального масштаба в городе Петрозаводске воистину уникальна. В то непростое постсоветское время, благодаря усилиям и внутреннему горению одного человека, в нашем городе за несколько лет была проделана огромная работа для созидания православного духа у людей — людей, которые искали Бога, но не знали, куда идти и к кому обратиться: еще слишком жива была в памяти атеистическая запугивающая пропаганда, которая поставила мощнейший внутренний барьер между человеком и Церковью. Нужна была посредническая общественная организация между народом и Церковью, которая могла рассказать людям о Боге и о красоте христианства, подготовить их к самому важному событию их жизни – таинству Крещения. Так, по воле Божией, в городе Петрозаводске появляется Дом русской православной общественности «Журавка». Но обо всем по порядку в интервью с настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в поселка Шуя протоиереем Геннадием Кузькиным — человеком, благодаря которому в нашем городе началось духовное сеяние как в детской среде, так и среди взрослых.

— Отец Геннадий, то, что Вам удалось сделать в нашем городе для воссоединения с Церковью простого и не очень простого народа в лихие 90-е — это настоящее чудо! Расскажите, как такое было возможно?

— Во-первых, время было другое. Тогда народ был такой горящий, так держались за церковь! Сохранились протоколы наших первых заседаний. Человек говорит: «Я, конечно, не верующий, но вот я пришел. Меня интересует просвещение». То есть шли к нам писатели, главный редактор Карельского радио, коллектив газеты «Карелия» в полном составе, художники. И простой народ. Время было тяжелое — начало 90-х. Денег нет, жилось трудно, а народ что-то искал. Народ надеялся, что церковь поможет, что в церкви они найдут отдушину. А Церковь отдалили от народа. Службы совершаются, требы, а людей никто не просвещает.

С другой стороны, надежды ложные у многих были. Вот жена думает: муж пьет, пойду поставлю свечку, вернусь домой, а муж трезвый! То есть вот такие представления были. А в церкви нужно трудиться, иногда до конца жизни. Вот почему я пригласил Вас именно сюда? (в часовню Петра и Павла. – Прим. авт.) Вот если бы не было православного центра «Журавка», не было бы этой часовни. Люди, которые к нам потянулись — они хотели что-то делать! И это, пожалуй, самое главное — общее дело. Уже на втором заседании «журавкинцы» решили построить часовню. Сначала хотели срубить часовню где-нибудь на берегу озера своими руками. Но Владыка Мануил нас уже вразумил на эту часовню. Кстати, в этом году исполнилось 20 лет со дня освящения часовни Петра и Павла. Это произошло 16 августа 1998 года. Вот здесь у нас стенд подготовлен к юбилейной дате. А все, что Вы видите вокруг этой часовни, прекрасный парк, озеленение — это все было сделано вручную. Тут такие фундаменты были, бараки военных лет, все это ломами разбирали, выкорчевывали. Какой был труд тяжелый! А сейчас какой парк вокруг — яблони, шиповник, кусты сирени!

— А с чего все началось? Вы же тогда не были в священном сане. Откуда у Вас, у мирского человека, возникала такая мысль создать православный центр?

— Сейчас-то я уже абсолютно уверен, что нас ведет Господь, и абсолютно все, что происходит, — мы тут почти не причем. Господь действует.

А если говорить о личном, то воспитание очень повлияло, семья в первую очередь. Мы воспитывались на примере своих родителей, которые всячески оказывали помощь — во время войны, в послевоенные годы. Трудно было, труднее, чем в 90-е годы. Я видел их доброту к людям. Мы воспитывались не церковно, поскольку нельзя было церковно воспитывать, но по-христиански. Мама всегда благословляла нас на добрые дела. Тихое, спокойное воспитание было. Много детей у нас было. Ко всем с любовью, с терпением. Все мы трудились и были приучены к труду. И поэтому когда о церкви стали чуть-чуть говорить — меня это заинтересовало. Просто пока появился интерес.

Ну а потом — дело случая. Поскольку я в то время был строителем (хотя моя первая профессия — это учитель) в Пудоже, моем родном городе, у меня оказалось строение, более ли менее пригодное. Мне, хотя я сам уроженец Пудожа, с этим строением делать было нечего, и я решил отдать его церкви. А вот дальше все было уже не от меня. Пошел я в Петрозаводске в Епархию. Она в то время располагалась при Крестовоздвиженском соборе в крестильном доме. Спрашиваю у дежурного: «Где здесь можно главного попа найти?» Дежурный меня за такое слово чуть было не поколотил. Спрашивает: «Что тебе надо? Зачем пришел?» Я отвечаю, так, мол, и так, из Пудожа. А он мне отвечает, что у епископа как раз пудожский священник сейчас на приеме. И пообещал нас познакомить, когда тот выйдет от Владыки. Представьте, пудожский священник оказался в тот же день и в тот же час в епархии! Это был отец Михаил Жаков, сейчас он игумен Евстафий, под Санкт-Петербургом служит. Нас познакомили, отец Михаил меня обнял, в Пудож увез, на службу пригласил. Ну и после нашего знакомства все время держал меня в поле своего зрения, а я помогал его приходу, чем мог. Поэтому я периодически ездил к отцу Михаилу в Пудож.

— А в каком храме служил отец Михаил?

— В храме Серафима Саровского. Кстати говоря, этот храм один из первых возродился в Карелии. А до его возрождения в Карелии действовало всего три храма: Крестовоздвиженский, Екатерининский и Никольский в городе Сортавала. И вот один из первых после атеистического времени возродился храм во имя прп. Серафима Саровского в Пудоже. Затем отец Михаил познакомил меня сначала с секретарем епархии отцом Тихоном, впоследствии Владыкой. А потом и с Владыкой Мануилом состоялось знакомство.

Я был маленький бедненький предприниматель небольшой строительной фирмы и строил в то время кафе. То есть денег живых не было, но были подручные материалы, которые нужно было во что-то вкладывать. Построили кафе, Владыка Мануил его освятил. Проработало оно 4 дня. Ведь одно дело построить, другое — всем этим заниматься, торговля и все прочее. Я понял, что это не для меня. И через 4 дня мы его закрыли. Появилась мысль, подо что же использовать помещение. И вот тут вдруг создали мы Дом православной русской культуры «Журавка».

Изначально у «Журавки» было такое название — Дом православной русской культуры. По благословению правящего архиерея на первой стадии у нас в «Журавке» было просто общение. Мы собирали писателей, журналистов, художников по вопросам просвещения. Почти сразу возникла идея издания духовно-просветительского православного журнала «Журавка». Такой журнал мы издавали несколько лет. Потом постепенно состав совета изменялся. Кто-то уходил, кто-то приходил. Но тем не менее, на первой стадии было абсолютное большинство тех, кто в храм может быть просто случайно заходил. Это была наша русская интеллигенция.

Потом начались занятия. Было несколько взрослых групп обучения: 1-й, 2-й , 3-й курсы! Сам Владыка Мануил с первого дня приходил и проводил занятия на 2-м и 3-м курсе. Затем и детские группы появились. Любопытный факт, что те, кто пришел в «Журавку» на занятия из простых людей, абсолютно все пошли в храм и остались в церкви. И до сих пор многие из них здравствуют и являются активными прихожанами.

Затем мы стали ходить по школам. Я буквально всех директоров школ знал. Мне в этом помогло то, что я был строителем, и моим единственным заказчиком было Управление образования города Петрозаводска. То есть я ремонтировал школы старого образца на 400 человек. Потом и побольше школы попадались. И поэтому я как подрядчик был знаком со всеми директорами школ и с начальником Управления образования. Это как-то совпало. Но опять же — это совпадение откуда?

— А в школы Вы для чего шли?

— В школы мы шли, чтобы русскую православную культуру продвигать. Мы мечтали о создании православной классической гимназии. И мы буквально писали такие письма главе республики, главе города о том, что нужно воспитывать детей на русских традициях. Речь не шла о религии как таковой. Речь шла об основах православной культуры, чтобы воспитание зиждилось на основе русской традиции.

Мы готовили в «Журавке» учителей. Мы тогда уже организовывали курсы для будущих учителей основ православной культуры. На этих курсах и наш покойный Владыка проводил лекции. Также приглашали священнослужителей и богословов из Санкт-Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, преподавателей из Санкт-Петербургской Духовной академии. То есть готовили потенциальных учителей ОПК. То, что сегодня происходит, к великому сожалению, мягко говоря, скверно. Большинство учителей основ православной культуры неверующие люди. Большинство не знают, что такое Православие. Что уж и говорить, если в институте на курсах повышения квалификации учителя не узнали икону «Троица» прп. Андрея Рублева!

А тогда было очень много вариантов учебников разработано, потому что при Патриархе Алексии II в 7 регионах России основы православной культуры преподавались во всех школах. Причем инициатива шла снизу. Это означает, что преподаватели были готовы. Первые 10 лет актив «Журавки» принимал участие во всех Рождественских чтениях в Москве. И вот на Рождественских чтениях в течение 7-8 дней организовывали специальные занятия для преподавателей. Семинары проводили.

— Отец Геннадий, православная классическая гимназия реализовалась в Петрозаводске?

— Мы ездили изучать опыт в Гатчину, Приозерск и уже были на полпути создания. С начальником управления образования съездили в Архангельск, там уже был Владыка Тихон. Посетили Антониево-Сийский монастырь, чтобы как-то дух поднять. А потом нашу следующую встречу передали заместителю начальника управления образования. И начались дебаты, мол, школа — это учреждение государственное и так далее. Мы стали предлагать другие варианты. Нам нужно было найти помещение. В конце концов, был создан координационный совет по взаимодействию между Петрозаводской и Карельской Епархией и Министерством образования Карелии. Владыка и министр образования Г. Разбивная были сопредседателями.

Владыка поручил мне представлять Епархию. На этом координационном совете мы встречались несколько раз. Я приходил с преподавателями, которые были готовы к работе. И в конце концов, нам дали школу № 4. Вот вам школа — что хотите там, то и делайте! А чего хотим? Когда дело встало за тем, чего хотим, то оказалось того нельзя, этого нельзя. Но тем не менее, 9 лет школа проработала: с 1-го по 7-й классы 9 лет преподавались основы православной культуры, духовная музыка, православная живопись. Все это проводилось за счет дополнительных занятий. И одновременно учили учителей, проводили с ними курсы.

В Министерстве образования поняли, что они дали нам волю. Они-то думали, что мы ничего сделать по итогу не сможем. А оказалось, и родители нашлись, которые хотели своих детей учить в этой школе. У нас был автобус, и мы со всего города детей собирали на занятия. Ведь школа-то такая была одна на город. В Минобре стали думать, как же теперь этот процесс, это дело ликвидировать. И начали давить на директора школы. А мы директора школы уже покрестили, он в храм стал ходить. Стали на него давить средним баллом. А мы-то брали всех детей, от которых в других школах отказывались, разгильдяями и тунеядцами называли. А к нам они шли, потому что к ним с любовью относились. Но средний балл, действительно, у нас был ниже. Тройки, четверки, реже пятерки. В конце концов, директора уволили. 9 лет проработала «Школа православной культуры». У нас даже часовня была — класс полностью под нее был выделен. Владыка освящал эту часовню. Каждую неделю начинали с молитвы.

— Батюшка, а Вы что преподавали в этой школе?

— Я проводил занятия по Закону Божию. Но главное было в том, что все преподаватели школы были или стали верующими людьми. Моя задача была работать с преподавателями, выдавать им необходимые пособия. Обстановка в школе играет очень большую роль! Родители, бабушки детей из 4-й школы потом сами приходили креститься, потому что видели, что их ребенок становился лучше.

— Отец Геннадий, то есть Вы параллельно занимались и в Доме русской православной культуры «Журавка», и курировали деятельность «Школы православной культуры» («Школа с этнокультурным (русским) компонентом образования») на базе 4-й школы?

— Мы и в 6-ю школу пытались основы православной культуры привнести, сотрудничали с двумя интернатами, детскими домами. То есть налаживали работу с образовательными учреждениями, школами. Кроме этого, организовывали крестные ходы по городу в течение почти 10 лет. Крестные ходы совершали почти каждый месяц.

— А куда?

— От Крестовоздвиженского храма к часовне Петра и Павла, в Пудоже — от Серафимовской церкви до поклонного креста на месте древнего Троицкого собора, вокруг Соборной площади Петрозаводска. Крест видели там? Это мы его ставили по благословению Владыки. Ходили от одного креста к другому, где храмы раньше стояли.

— То есть инициатором крестных ходов тоже был центр «Журавка»?

— Да, православный центр «Журавка». У нас «Журавка» то до сих пор действует.

— Правда?

— Да. У нас нет помещения в городе, мы теперь в Шуе встречаемся. Но «Журавка» до сих пор работает.

— Батюшка, а почему «Журавка»?

— «Журавка» — это речка в Пудоже, где я родился и в которой я купался.

— То есть название навеяно детскими воспоминаниями?

— Слово «детское» здесь не подходит, наверное. Это воспоминание о Родине, о малой Родине. Я езжу на малую Родину 2 раза в год, посещаю могилы родных. Я считаю, что связь с Родиной, с историей — это очень важно. Легче всего сказать «Я люблю весь народ». А ты конкретного человека любишь? Который пришел весь грязный, голодный. Так же и «Я люблю Россию». Ну, ты любишь Россию, а место, где ты родился, чтишь? Помнишь? Все ведь с малого начинается. Потом уже большое.

— А речка Журавка еще существует? Не заросла?

— Нет, не заросла, но обмелела. А раньше можно было нырять.

— Отец Геннадий, а переименование улицы Урицкого в проспект Александра Невского — это тоже была инициатива «Журавки»?

— Тут уже не одни мы, но мы провели инициативу, привлекли общественность. Обращались с письмами. В 1999 году проспект получил свое нынешнее название, а в 2000 году патриархом Алексием II был освящен после реставрации собор Александра Невского.

— Замечательно! Батюшка, скажите, а когда Вы поняли, что Ваш путь — это путь священника? Как это произошло?

— Я этого никогда не понимал (смеется. — Прим.авт.) Так, значит, строили мы часовню Петра и Павла. И вот 16 августа 1998 года после освящения на крыльце Владыка мне говорит: «Надо бы тебе быть священником». Я тогда это воспринял, как если бы мне сказали «надо бы тебе в космос лететь». А я физически не подготовлен к полету, и морально. Я тогда ничего не ответил. А Владыка потом со мной так поработал, что уже через год... Но опять-таки — все от Господа. Ведь как все совпало — и моя строительная фирма тогда обанкротилась. Я написал прошение Владыке быть чтецом на клиросе Крестовоздвиженского собора. Через два месяца после этого Владыка меня уже во диаконы рукоположил, а еще через месяц во священники. Неделя стажировки и в Шую!

— То есть Ваше рукоположение совершилось в 1999 году?

— Да.

— Отец Геннадий, почему Вы решили имя изменить? До рукоположения Вы были Евгением Степановичем.

— Нет, имя изменить я не решал. Я в крещении Геннадий. Поэтому рукоположили по имени крещения. Вообще меня папа Евгением по ошибке записал. Меня всегда Геной называли. А когда в армию пошел, там уже по документам выяснилось, что не Гена, а Евгений. И потом уже по документам официально стал Евгением Степановичем.

— А в каком году Вас крестили?

— Меня мама тайно крестила в младенчестве в Пудоже. Священники все были расстреляны, один дьякон остался. Дьякон крестил меня в церковной сторожке. А потом уже здесь Владыка Тихон, тогда отец Тихон, миропомазание совершил.

— А кто Ваш небесный покровитель с таким именем?

— Геннадий Цареградский (святитель Геннадий, патриарх Цареградский, V век. — Прим.авт.). Кстати, в его житии написано: построил храм Рождества Иоанна Предтечи. И меня направили в храм Рождества Иоанна Предтечи. Вернее, меня направили в Шую! В Шуе согласно летописи первый храм был построен в 11 или 12 веке, точно неизвестно, но это был храм Рождества Иоанна Предтечи. И в память об этом храме, но уже на новом месте Владыка благословил устроить новый храм в честь пророка и крестителя Господня.

Место в Шуе очень древнее. Древнее Олонца и тем более Петрозаводска. Здесь был Шуйский погост, который объединял поселения вплоть до Заонежья. Тогда это была территория Новгородских владений. Мы вот в этом году только завершили очистку места, на котором стояли древние храмы Шуйского погоста. На месте одного из храмов, когда мы пришли 19 лет назад, свинарник был. И вот только в прошлом году удалось договориться о его сносе. Сейчас общими усилиями занимаемся расчищением. Мусор собрали, теперь его нужно вывозить. Открыли кладбище — 5 веков захоронений. Так что думаем на том месте часовню ставить. Второй храм не нужен, хватает для поселка одного.

— Отец Геннадий, получается, Вы настоятель храма в Шуе и часовни Петра и Павла?

— Нет, в часовне я не настоятель на данный момент. Эта часовня приписана теперь к собору Александра Невского. Конечно, когда она была построена, я много лет был старостой часовни, ее хранителем. А сейчас она официально прикреплена к кафедральному собору. Настоятель собора, протоиерей Иоанн Тереняк благословляет мне здесь совершать раз в неделю акафист иконе Божьей Матери «Державная». И как минимум два раза в год служу здесь Божественные Литургии: 12 июля на Петра и Павла и 16 августа — в день освящения часовни. Все-таки молебен — это одно, а Литургия помогает дух поддерживать. И кадеты сюда приходят. Я с 2008 года по указу Владыки Мануила окормляю кадетскую школу. У нас там была создана часовня во имя св. благ. кн. Александра Невского и св. прав. воина Феодора Ушакова.

— Батюшка, а люди, помогавшие в создании православного центра «Журавка», как-то сейчас поддерживают Вас?

— Я когда стал священником, пришел в деревню, надо храм строить. А в деревне помощи нет. Нужно делать одно, второе, третье. И конечно, весь актив «Журавки» мне помогали. Помогали строить, потом на службы стали приезжать. Деревенские люди в первый раз приходят в храм, не знают, как перекреститься. Поэтому смотрели на приезжих, учились. Некоторые бывшие предприниматели мне до сих пор помогают. Один из них у меня алтарник уже почти 15 лет. Поэтому связь есть, конечно же. Приветствуем друг друга при встрече, обнимаем. На престольный праздник человек 60 приезжает из города, кроме своих прихожан. Но самое главное, православный центр «Журавка» помог мне как священнику в становлении приходской жизни здесь, в Шуе. Поскольку всегда приезжают, в чем-то помогают. А деревенские смотрят на них и тоже подключаются.

— Отец Геннадий, центр во имя св. прп. Александра Свирского — это продолжение «Журавки»?

— «Журавка» никуда не делась, наш центр до сих пор существует, и 4 декабря после праздничной Литургии будет встреча друзей «Журавки», отметим 25-летие. Центр во имя св. прп. Александра Свирского появился как бы на материальной базе «Журавки». И это хорошо, что в нашем городе есть такие центры. Я знаю, что у вас там деятельность кипит. Валентина Александровна Калачёва недавно рассказывала кадетам о вашем центре, как у вас там все интересно. И слава Богу!

— Батюшка, а что бы Вы пожелали православному центру по случаю юбилейной даты?

— Я бы пожелал, чтобы каждый занимался тем, к чему призван Богом. И исполнял это дело хорошо и ответственно. Ну а сколько лет еще Господь ссудит поддерживать деятельность центра — нам неведомо. Если Богу будет угодно, православный центр будет жить и работать. На все Его Святая воля. В этом я убежден.

Справка

Протоиерей Геннадий Кузькин, 15.08.1941 г.р. Уроженец дер. Каршево Пудожского р-на. В священном сане с 1999 года. Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в пос. Шуя, духовник Карельского кадетского корпуса имени Александра Невского. Отец Геннадий известный в Карелии храмостроитель. За его плечами строительство храмов Рождества Иоанна Предтечи в пос. Шуя, прп. Серафима Саровского в пос.Мелиоративный, Святых Царственных мучеников в пос. Новая Вилга, Архистратига Божия Михаила в пос.Чална, прп. Ионы Яшезерского в колонии №9, начало строительство храма Казанской иконы Божьей Матери в микрорайоне Кукковка; часовен свв. апп. Петра и Павла в Петрозаводске, свв. Равноапп. Константина и Елены в Прионежском р-не, прп. Серафима Саровского в Н.Вилге, свт. Николая Чудотворца в Верховье, Всех Святых в земле Русской просиявших в пос. Шуя, св.блг.вел.кн. Александра Невского в Кадетском корпусе, иконы Божьей Матери «Скоропослушница» на станции Шуйская.

Наталья Мурашова

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru