ѕ–ј¬ќ—Ћј¬»≈ ¬  ј–≈Ћ»»
»нформационный портал ѕетрозаводской и  арельской епархии

—траница ћитрополита | »стори€’рамы | ћонастыри | —в€тые | јрхив
Ѕеседы о ѕравославии |  алендарь | Ќовости | ќбъ€влени€ |  E-mail


—удьбы православных подвижников ѕетрозаводской и  арельской епархии в годы репрессий

‘отографии раскрываютс€ при нажатии мышкой на миниатюры.
ѕри использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Ѕасова Ќ. ј.

—о времени крещени€ –уси –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь не знала массовых гонений, которые давали бы основание к масштабным канонизаци€м св€тых. «а дев€ть веков к лику св€тых было причислено около 380 подвижников. XX век стал временем, когда тыс€чи архиереев, св€щеннослужителей и верующих прославили √оспода мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в лагер€х, тюрьмах и ссылках . ¬ последние годы в епархи€х –усской ѕравославной ÷еркви проводитс€ больша€ работа по просмотру т.н. Ђцерковныхї следственных дел, пока нельз€ говорить о ее завершении ни в одной из них. ¬ ѕетрозаводске  омисси€ по сбору материалов к прославлению православных подвижников ѕетрозаводской и  арельской епархии работает с феврал€ 2001 г.  ак и по всей –оссии, в  арелии в годы гонений множество духовенства и мир€н подверглось гонени€м за веру.

Ѕорьба в ———– с ÷ерковью началась в 1917 г., прин€в массовый характер уже в 1918 г., после выхода декрета Ђќб отделении ÷еркви от государстваї, и продолжалась в различных формах на прот€жении всего периода существовани€ советской власти. ¬ 1937-1938 гг. по стране прошла волна массовых репрессий, в том числе, против духовенства и верующих. ∆изнь в тот период контролировалась инспекторами по наблюдению и негласными осведомител€ми Ќ ¬ƒ. ѕо любому доносу св€щеннослужители подвергались аресту. ќбвинение, как правило, предъ€вл€лось по Ђполитическойї 58-й статье Ц в антисоветской агитации, контрреволюционной де€тельности и пр.

Ђ–епрессии в  арелии, Ц пишет известный исследователь этой темы ». „ухин, Ц проходили по общим планам ÷ентра, на основе решений ÷  ¬ ѕ (б) и приказов Ќ ¬ƒ ———–ї.  ак и всем республикам и област€м ———–, республике сверху был отпущен свой специальный Ђлимитї, который было необходимо выполнить. ». „ухин в своей книге называет следующие цифры: в 1937 г. Ђлимитї в общей сложности предполагал репрессировать 3700 человек (2800 Ц I категори€, расстрел; 900 Ц II категори€, лишение свободы).

ќгромные масштабы репрессий в  арелии родились, по данным ». „ухина, из двух агентурных разработок, заведенных районными отделени€ми Ќ ¬ƒ еще в 1936 г. Ёти разработки получили названи€ Ђѕовстанцыї и Ђƒиверсантыї. –еализаци€ первого началась в июне 1937 г. ¬се районные отделени€ Ќ ¬ƒ включились в соревнование по борьбе с Ђповстанцамиї. ¬ рамках этого дела арестовывались различные категории Ђконтрреволюционеровї: троцкисты, эсеры, меньшевики, в их числе оказалось и духовенство. —амое большое число св€щеннослужителей, по сведени€м ». „ухина, было репрессировано в «аонежском, ѕудожском,  емском, ќлонецком районах. ¬сего в ходе этой операции было арестовано: св€щенников, диаконов, монахов Ц 63 человека, Ђцерковниковї Ц 124 человека, сектантов Ц 28 человек.

—амым Ђпередовымї в борьбе с врагами народа оказалс€ «аонежский райотдел (–ќ) Ќ ¬ƒ: на территории «аонежского района находилось большее, по сравнению с другими районами республики, количество духовенства и действующих храмов. ¬ этом райотделе еще с 1927 г. существовала агентурна€ разработка Ђ„удотворцыї, котора€ спуст€ дес€ть лет (в рамках разработки Ђѕовстанцыї) была реализована под названием Ђ÷ерковникиї (в результате было репрессировано 60 человек из более, чем 500 репрессированных жителей района).

јресты производились сотрудниками «аонежского –ќ Ќ ¬ƒ без предъ€влени€ обвинительных материалов, лишь на основании справок местных сельсоветов. —правки-характеристики на тех, кого планировалось арестовать, председатели сельсоветов писали под диктовку начальника райотдела милиции, в его кабинете. —огласно установившейс€ практике, арестованным не давали читать протоколы допросов. ¬ них оперативными работниками вносились показани€, Ђизобличавшиеї обвин€емых, с признани€ми собственной вины и именами Ђсообщниковї. ¬ результате круг лиц, подлежавших аресту, расшир€лс€. ƒл€ того, чтобы получить подпись под документом, следователи зачитывали лишь подлинные показани€, опуска€ сфальсифицированные. «ачастую начальник «аонежского отделени€ Ќ ¬ƒ заранее писал протоколы допросов, содержащие признани€ во всех предъ€вл€емых обвинени€х от имени тех арестованных, которые еще ни разу не были на допросе. —ледственна€ практика в  арелии те годы ничем не отличалась от общеприн€той. √енеральным прокурором ———– ј. ¬ышинским был сформулирован тезис о том, что признание обвин€емым своей вины €вл€етс€ главным доказательством. »менно на этом Ц на Ђвыбиванииї признаний Ц строилось все Ђследствиеї 1937 г. ¬ работе с арестованными примен€лись избиени€, угрозы, издевательство, допрос Ђстойкаї, непрерывный допрос, фальсификаци€ материалов. —ледствие велось далекими от уголовного права методами: помимо Ђвыбивани€ї показаний от измученных бессонницей арестованных, Ђкорректировкиї протоколов, широко использовались показани€ умственно отсталых людей.

јресты заонежского духовенства начались в июле 1937 г.. ѕо версии, сфабрикованнной в –ќ Ќ ¬ƒ, в районе существовала Ђконтрреволюционна€ повстанческа€ организаци€, подготовл€вша€ вооруженное восстание в цел€х свержени€ советской власти и реставрации капитализма в ———–ї. ќрганизатором ее был Ђназначенї епископ “рофим (якобчук), который в 1926 г. был выслан из ћосквы за Ђрелигиозную де€тельностьї и отбывал долгую ссылку в  арелии. Ќа момент ареста он жил в д. ћасельска€ √ора “олвуйского сельсовета. ≈пископа “рофима, которому в мае 1937 г. исполнилось шестьдес€т восемь лет, обвинили в руководстве повстанческой организацией, €кобы созданной им и действовавшей с 1927 г. ќн был арестован 27 июл€ 1937 г. ¬след за ним арестовали еще двух человек, св€щенника ѕетра —мирнова и жену высланного св€щенника, служившую сторожем при храме, Ћидию Ўежемскую. ќни обвин€лись в руководстве контрреволюционными повстанческими группами на территории тех сельсоветов, где жили. Ќа основании сфальсифицированных протоколов допросов этих первых трех человек, обвиненных в руководстве и активном участии в повстанческой организации, начались массовые аресты духовенства, церковнослужителей и мир€н по всему «аонежью, которые продолжались на прот€жении осени и зимы 1937-1938 гг. ¬ дополнение к этому, тех, кто в годы гражданской войны оказалс€ в ‘инл€ндии или в приграничных с ней районах, обвин€ли в шпионаже и св€з€х с иностранной разведкой. Ќекогда многолюдный «аонежский район пустел на глазах.

¬о всех следственных делах, без исключени€, на первом допросе арестованные отказывались признать предъ€вленные обвинени€. Ќо в процессе Ђрасследовани€ї, после применени€ следовател€ми запрещенных методов воздействи€ на заключенных, характер их показаний мен€етс€. ѕротоколы допросов, составленные в «аонежском райотделе Ќ ¬ƒ, заранее отпечатанные на машинке, почти не отличаютс€ друг от друга. Ќаписанные казенным, канцел€рским €зыком советского судопроизводства, с традиционными €зыковыми штампами того времени, все они содержат признани€ в собственной вине и списки лиц, причастных к Ђпреступной де€тельностиї.  ак правило, Ђправдивыеї показани€ начинаютс€ со слов: Ђя убедилс€ в том, что следствию все известно, а поэтому решил говорить только правду. ѕризнаюсь в том, что до дн€ моего ареста € €вл€лс€ активным участником контрреволюционной организацииї[10].

“аким образом, после получени€ многочисленных Ђпризнанийї, вы€влени€ так называемых сообщников, а также вы€снени€ обсто€тельств дела была реализована разработка органов Ќ ¬ƒ под названием Ђ÷ерковникиї. ¬ результате все арестованные св€щеннослужители «аонежского района обвин€лись по различным пунктам 58-й статьи ”  –—‘—–, согласно которой были приговорены к расстрелу. –асстрелы начались в конце окт€бр€ и продолжались до марта 1938 г. ¬сего за шесть мес€цев 1937 г. в районе не осталось не только духовенства, но и многих верующих, членов церковных советов. — этим св€зано и относительно большое число арестованных в районе женщин (21 человек).   духовной оппозиции власт€м была отнесена и больша€ группа учителей[11].

¬ большинстве дел, заведенных в ходе этой операции, содержатс€ лишь необходимые судебно-следственные документы, без приобщени€ других материалов, которые бы выступали в качестве доказательств (проповеди, речи, переписка, личные, финансовые и имущественные документы и т.п.). ≈динственным исключением €вл€етс€ содержаща€с€ в материалах уголовного дела на кижского св€щенника отца јлексе€ ѕетухова его проповедь, сказанна€ в последний, перед арестом насто€тел€ и закрытием церкви, престольный праздник ѕреображени€ Ц 19 августа 1937 г. Ёто были дни т€желых испытаний дл€ пастыр€, который боролс€ с превращением храма в светский музей.  огда после закрыти€ в 1936 г. ѕреображенской кижской церкви никто из верующих не наде€лс€ больше в —ветлое ’ристово ¬оскресение переступить порог этого храма, отец јлексей, вопреки всем светским решени€м, провел в нем пасхальную службу. » все лето 1937 г. св€щенник, как это было на прот€жении двухсот лет и до него, встречал прихожан в древнем храме, бесстрашно исповеду€ свою веру. ¬ проповеди в день ѕреображени€ √осподн€ 1937 г. отец јлексей обратилс€ к своей пастве с такими словами: Ђ—егодн€ мы, дорогие слушатели, вспоминаем и празднуем —лавное ѕреображение ѕречистаго “ела √оспода нашего »исуса ’риста, которое произошло во врем€ ≈го земной жизни на горе ‘аворе в присутствии трех любимейших учеников. ¬ пам€ть этого событи€ ваши прадеды выстроили и осв€тили сей великолепный храм, а ваши отцы и деды богато и художественно его украсили. —выше двух столетий храм этот служит украшением вашей местности, а сейчас пользуетс€ вниманием со стороны верующих и неверующих. ¬ день храмового праздника позвольте поздравить ¬ас с двойным праздником и побеседовать вообще о ÷еркви и также о вере православной. ÷ерковь ’ристова в —лове Ѕожием часто сравниваетс€ с кораблем. ѕлывет этот корабль ’ристов по житейскому морю, на нем есть кормчие и матросы, на нем есть также и пассажиры Ц это сыны ÷еркви. ¬се ждут тихой пристани и при€тного путешестви€.  орабль ’ристов Ц ÷ерковь ѕравославна€, теперь переносит страшную бурю и находитс€ в страшной опасности. «а 1000 лет существовани€ ѕравославной ÷еркви на –уси никогда она не была в столь т€желом положении, как сейчас. — одной стороны, религиозное невежество самих христиан, религиозное равнодушие, ненависть к вере, а с другой стороны Ц современное безбожие, неверие и распри в самой ÷еркви, все это вместе подн€ло страшную бурю, все устремились на ÷ерковь, чтобы обессилить ее, вконец разбить ее. ¬раги христианства не дремлют, враги напр€гают все силы, чтобы утопить св€щенный корабль ’ристов и уничтожить веру православную. Ќо мы знаем, что на корме корабл€ церковного стоит невидимо Ќебесный  ормчий Ц √осподь наш »исус ’ристос. ћы знаем из —в€щенного ѕисани€, что даже врата адова не одолеют ÷ерковь, мы знаем, что этот корабль не погибнет до конца мира, и что рано или поздно он придет к тихому и верному пристанищу. Ќо мы и то знаем и видим, что в эту безбожную бурю многие из плывущих на корабле гибнут, гибнут и по чужой, и по собственной вине. ∆аль их, и к ним всегда применим голос  ормчего, —пасител€: ЂЅодрствуйте, будьте готовы!ї

»так, ревет бур€, тьма безбожна€ вокруг, волны заливают корабль, а мы на корабле спим непробудным сном! ƒовольно спать! Ќужно работать, нужно употребл€ть все законные меры, способы и все усили€, чтобы довести корабль до тихой пристани, и на нем самим спастись. ѕоэтому в первую очередь мы должны: усилить хождение в храм в праздничные дни к богослужени€м, изучать «акон веры православной, дать дет€м религиозное воспитание, теснее сомкнутьс€ около ÷еркви, открыто показать врагам веры, что мы ÷ерковь нашу любим, любим ≈€ учение, богослужение и ≈€ вли€ние на жизнь. ≈сли ÷ерковь ’ристова жила во времена гнета €зыческого, во времена господства вс€ких нечестий и лжеучений, то и теперь, что бы не случилось, какие законы бы не были изданы, кака€-либо безбожна€ проповедь не раздавалась, ÷ерковь устоит, и православна€ вера не погибнет, лишь бы мы не спали, были ревностны дл€ веры, и помогли бы общему делу спасени€.

»так, долой уныние и сон смертельный, который ведет к вечной погибели. Ѕудем все трудитьс€ дл€ ’риста, дл€ ≈го ÷еркви и ≈го ≈вангели€. » через общие наши усили€, с помощью Ѕожией доведем корабль Ц ÷ерковь ’ристову до тихой пристани, и с нею сами спасемс€. јминьї. Ѕезусловно, каждое слово этой проповеди в 1937 г. могло стоить жизни. “ак и случилось: в конце окт€бр€ того же года отец јлексей был арестован, а 20 но€бр€ расстрел€н.

ћассовые аресты, проходившие по всей  арелии, не могли не затронуть и петрозаводское духовенство. ¬ столице республики к концу 1930-х гг. осталось всего две действующие кладбищенские церкви. ¬ одной из них, во им€ св. вмц. ≈катерины, служили тихоновцы, в другой,  рестовоздвиженской Ц обновленцы. –епрессии коснулись и тех и других. ƒело, заведенное на св€щеннослужителей ≈катерининской церкви, содержащее в числе прочих материалы на протоиере€ Ќикола€ Ѕогословского, дало основание к канонизации этого пастыр€ в сонме новомучеников и исповедников –оссийских.   сожалению, сведени€ о нем очень скупы и в основном почерпнуты из анкеты, наход€щейс€ в деле.

—в€щенномученик Ќиколай ѕетрозаводский (Ќиколай »ванович Ѕогословский) родилс€ 3 ма€ 1875 г. в деревне ѕа€ницы ѕетрозаводского уезда (впоследствии Ч «аонежского района) ќлонецкой губернии в семье св€щенника. ѕосле окончани€  азанской духовной семинарии в 1897 г. он был рукоположен в сан св€щенника, после чего продолжил свое образование в  азанской духовной академии, которую к тому времени, несмотр€ на начавшиес€ гонени€, сумел сохранить ее ректор, епископ јнатолий (√рисюк)[13]. —пуст€ три года отец Ќиколай окончил академию, но служить в храме стал только с 1925 г. Ц сверхштатным св€щенником —в€тодуховского кафедрального собора в ѕетрозаводске. „ерез год он был возведен в сан протоиере€, а 30 окт€бр€ 1929 г. утвержден штатным соборным св€щенником. ¬ конце того же года храм закрыли, и его причт и община перешли служить в кладбищенскую церковь во им€ св. вмц. ≈катерины (после ухода оттуда обновленцев). ќтец Ќиколай жил в ѕетрозаводске со своей матушкой, јлександрой √еоргиевной, детей у них не было. ¬ течение семи лет, до дн€ своего ареста, св€щенник служил в ≈катерининской церкви. ¬ июле-сент€бре 1937 г. было арестовано все духовенство этого храма по обвинению в создании Ђконтрреволюционной организации церковниковї. ¬ ходе непродолжительного Ђследстви€ї велись допросы, которые начались сразу же после ареста и продолжались в течение двух мес€цев. “олько одному Ѕогу ведомо, что пришлось пережить в услови€х неволи и мучений отцу Ќиколаю, которому к тому времени было уже шестьдес€т два года. Ќо он не подписал ни одного из тех протоколов, в которых от него требовалось признать выдвинутые против него обвинени€ в Ђконтрреволюционной де€тельностиї. 2 но€бр€ 1937 г. тройка Ќ ¬ƒ  арельской ј——– приговорила отца Ќикола€ к расстрелу. ѕротоиерей Ќиколай Ѕогословский был расстрел€н 4 но€бр€ 1937 г., в день  азанской иконы Ѕожией ћатери. 25 марта 2004 г. на заседании —в€щенного —инода под председательством ѕатриарха ћосковского и ¬се€ –уси јлекси€ II от ѕетрозаводской и  арельской епархии в —обор новомучеников и исповедников –оссийских XX в. был включен св€щенномученик Ќиколай.

 аковы были последстви€ репрессий духовенства дл€ епархии? ’арактеризу€ ситуацию, ». „ухин приводит в своей книге выдержку из доклада наркома внутренних дел  ј——– —.“. ћатузенко на XIV областной партконференции: Ђ—егодн€ на территории  арелии осталс€ один поп, да и то только потому, что болен подагрой и не может ходить. —о всеми остальными попами дело покончено. (—мех в зале)ї. “ака€ политика государства привела к тому, что в 1940-е гг. ќлонецка€ епархи€ перестала существовать как самоуправл€юща€с€: были разрушены или закрыты практически все храмы, уничтожено духовенство.

Ђѕоследстви€ этих гонений, Ц по словам игумена ƒамаскина (ќрловского),Ц сказываютс€ и по сию пору. ћассовое уничтожение св€тителей, просвещенных и ревностных пастырей, подвижников благочести€ понизило нравственный уровень общества, из народа была выбрана соль, что поставило его в угрожающее положение разложени€Еї. ќсуществленные за последний период в епархи€х канонизации св€тых новомучеников €вл€ютс€ свидетельством возрождени€ прерванной на многие дес€тилети€ традиции прославлени€ подвижников веры и благочести€.

2005 год

—м. также:

© »нформационный отдел ѕетрозаводской и  арельской епархии
ѕри использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт ѕетрозаводской и  арельской епархии, http://eparhia.karelia.ru