ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Преподобномученик Адриан Ондрусовский

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Преподобный Адриан Ондрусовский (в миру Андрей) происходил из рода дворян Завалишиных и был царедворцем Великого князя Иоанна III Васильевича. Проживая по воле Государя своего в Обонежской пятине, близ Ладожского озера, в родовой отчине, боярин Андрей часто с дружиной ходил на звериную охоту в дремучих лесах сурового северного края.

Однажды, догоняя оленя, очутился он в диком месте, где, казалось, не ступала нога человека. Здесь он наткнулся на отшельническую келью преподобного Александра Свирского, который подвизался в лесной чаще уже семь лет, не видя лица человеческого. Молодой царедворец постучался в жилище отшельника и к нему вышел утомленный труженик в ветхой одежде. Повесть монаха о своей жизни произвела на Андрея глубокое впечатление. Юноша стал часто навещать преподобного, приносил хлеб и слушал его наставления. Произошло это в 1495 году.

Познав из бесед с отшельником сладость пустынных подвигов, Андрей Завалишин решил изменить свою жизнь. Он оставил богатое имение и по благословению прп. Александра Свирского удалился в Валаамскую пустынь, где принял иночество с именем Адриана. Несколько лет провел он в монашеских подвигах. Потом, по благословению валаамских старцев, избрал себе уединенное место на полуострове в восточной стороне Ладожского озера.

К нему собралась братия, и вскоре иноки воздвигли две церкви – Введения во Храм Пресвятой Богородицы и храм в честь святителя Николая Чудотворца. Так был основан Свято-Николаевский монастырь, который местные жители прозвали Ондрусовским, по имени его основателя (на местном наречии «Ондрус» значит Андрей).

Василий III пожаловал милостыню инокам Адриановской пустыни из своей казны, повелевая и впредь выдавать то же, переступая через два года, безволокитно, вместе с тем он освободил монастырь от пошлин на ловлю рыбы.

Местное предание сохранило историю особого подвига преподобного Адриана. В дремучем лесу на острове Сала (дебрь), напротив Адриановой пустыни, укрывались разбойники, промышлявшие грабежом на Ладожском озере. Близкое соседство обители было им не по нраву. Наконец, атаман предупредил пустынников, чтобы убирались подобру-поздорову. Скорбно было Адриану расстаться с местом, где благословил ему жить его великий наставник. Не имея средств для выкупа, он умолял разбойника отдать полуостров мирным труженикам, обещая молиться за него и увещевая бросить богомерзкое неправое дело. Долго взывал к жестокосердному грешнику со слезами преподобный, пока тот все-таки не смягчился, сказав: «Живите». На каменистом мысу Ладожского озера, и поныне называющемся Сторожевским, жил тогда и другой разбойник со своей шайкой, подстерегающей пловцов. Оба атамана враждовали, и случилось им однажды во время промысла столкнуться, — завязалась борьба. Недавний гонитель Адрианов был побежден и скованным брошен в лодку. Несчастный знал, что после истязаний его ожидает смерть. Вспомнил он советы пустынника, и горькое раскаяние пронзило его душу. Вдруг видит он перед собой Адриана, который говорит ему: «По милости Господа, ради которого просили у тебя пощады пустынному братству, ты свободен». Атаман увидел себя на берегу без оков и, потрясенный, направился в обитель. Адриан с иноками стоял на псалмопении и, как оказалось, не покидал храма. Атаман пал к его ногам и просил научить путям спасения. Оставшись в монастыре, он окончил свою жизнь в тихом покаянии. Его соперник по ремеслу молитвами старца тоже вразумился. Почувствовав пагубу своей души, он на месте разбойничьего притона основал обитель молитвы и подвизался в ней как инок Киприан. Новой жизнью он не только привел в забвение свое прошлое, но снискал уважение многих, а милостивый Господь за подвиги смирения и покаяния прославил его посмертными чудесами.

Так благотворна была жизнь прп. Адриана для глухого края, что в Царь Иоанн Васильевич сделал в монастырь большой вклад. Вот как повествует об этом «Олонецкий патерик». «В 1546 году Царь Иоанн Васильевич особенною грамотою еще отпустил щедрую милостыню. Последнее пожертвование Царя почти обеспечило существование пустыни и вызвало основателя в Москву. Престольный град был тогда в ожидании разрешения от бремени добродетельной Царицы Анастасии Романовны. Предание говорит: чтобы упрочить долгоденствие и здравие ожидаемого младенца, бояре, руководствуясь древним суеверием, советовали Царю взять в восприемники первого попавшегося на встречу путника и во избежание несчастливой, по предрассудку, встречи с монахом отдан был приказ, чтобы ни один черноризец, под страхом смертной казни, не смел показываться на улицах московских, пока не будет совершено святое крещение царственного младенца. В ночь на 1 августа 1549 года Царь Иоанн Васильевич был обрадован рождением дочери. Державный родитель велел немедленно привести с улицы первого встречного. Едва посланный вышел из царских палат – с ужасом увидел он пред собою престарелого инока! Услышав об этой встрече, Царь потребовал к себе ослушника его приказаний. Черноризец предстал и на угрозы раздраженного Царя отвечал с безмятежным спокойствием: «Великий Государь! Повели справиться: еще вчера вечером я был за 100 слишком поприщ от престольного твоего града и сам недоумеваю, как теперь очутился здесь»! Посланы гонцы в указанное старцем место. Слова его подтвердились, и Царь уразумел в этом событии волю Божию. В смиренном чернеце он узнал бывшего царедворца: это был преподобный Адриан, – и, благоговея пред святой жизнью в иночестве, о которой он уже наслышался, удостоил его чести быть восприемником новорожденной Царевны Анны вместе с старцем Геннадием Сарарайским». Никонова летопись подтверждает это событие. Когда Адриан возвращался из Москвы, крестьяне села Обжи, научаемые дьяволом, прослышав о милостивом приеме преподобному, умыслили овладеть царским даром. 15 мая (28 мая по нов. стилю) 1550 года за тридцать верст от обители они напали на старца и жестокими побоями пресекли его жизнь. Но в добычу убийцам досталась лишь странническая сума.

Спустя два года, 18 мая 1552 года, преподобный явился в сонном видении двум старцам и рассказал им о своей страдальческой кончине, указав путь к своей временной могиле. Он велел отпрячь белую крестьянскую лошадь одного земледельца и, пустив ее на волю, следовать за ней. Где она остановится — там и искать кости. На болоте, под грудой мха иноки обрели нетленное тело страстотерпца. Погребен он был сначала подле церкви святителя Николая.

Скоро началось почитание прп. Адриана: 26 августа/8 сентября, в день тезоименитства, и 17/30 мая, в день перенесения мощей. Убиение преподобного и явление его старцам изображено на иконах Ондрусовской обители.

Подготовила Ольга АНДРЕЕВА

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам «Православной энциклопедии», 2019 год

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru