ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Церковь Николая Чудотворца в Салми

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Церковь Николая Чудотворца в поселке Салми, одна из самых крупных церквей поздне-классического стиля на территории Карелии. В начале XIX в. старое, деревянное здание церкви сгорело и новый, уже каменный, храм возводился в Салми в 1815-1825 г.г. "иждивением ея сиятельства камер-фрейлины Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, тщанием сердобольского купца Федора Федоровича Маковкина". Была церковь трехпрестольной: левый придел - во имя праведной Анны и правый - в честь св. Алексия, митрополита Московского Долгое время это была самая большая церковь и единственное каменное здание приграничной Карелии вообще. Эти обстоятельства и имя Орловой, породили легенды о якобы ее приезде в Салми и совершаемых ею разнообразных благих деяний. Деньги на церковь, согласно этим легендам, Орлова пожертвовала после нахождения чудесным образом клада. Автором православной церкви в Салми (Тулема) был знаменитый архитектор Й.К.Л. Энгел (Engel), известный также застройкой столицы Финляндии Хельсинки (прежде всего, "Кафедральный собор"). Также он проектировал церкви в Суйстамо и Саккиярви. В основании церковь, освященная в память святого Николая, и именовавшаяся местными жителями Николаевской или Анненской, имела размеры 30x13 метров, на трехэтажной колокольне располагались 11 колоколов, самый тяжелый весил 1700 килограмм. Над центром церковного зала возвышался восьмигранный купол. В церкви имелось три алтаря, большой красивый и богатый иконостас. Множество икон имелось на стенах, своды и колонны были расписаны фресками. В середине 1930-х годов церковь была капитально отреставрирована. Церковь была частично повреждена во время Зимней войны, вся церковная утварь, оставшаяся в церкви была разграблена. К 1944 году салминцы смогли отремонтировать здание и восполнить часть утвари, однако летом того же года церковь получила тяжелые повреждения при наступлении советских войск. Советский артобстрел совершался якобы по державшим оборону в здании церкви финским солдатам. По другой версии, церковь обстреливалась финскими батареями с Мантсинсаари, когда в Салми вошли советские части. Заслуживающими доверия, тем не менее, можно считать мемуары финских ветеранов, согласно которым во время отступления финских войск церковь, занимающая господствующее положение, интенсивно обстреливалась советскими войсками. Советская эпоха довершила разрушение - полностью обвалилась крыша, на стенах выросли деревья и тому подобное. Старые кладбища были почти полностью уничтожены. Могильные камни использовались как футбольные ворота. Язык, на котором говорили в Салми, считается в Финляндии диалектом финского языка с соответствующим названием "салминский диалект". По другую сторону границы считают, что это диалект карельского языка, известный под именами "ливвиковский", "олонецкий" диалект.

Церковь святого Николая располагалась на западном берегу реки Тулема и освящена 20.01.1825 г. Валаамским настоятелем Ионафаном. Церковь построила графиня Орлова-Чесменская. За строительные работы отвечали Сортавальские купцы Павел и Иван Громовы под руководством местного управляющего дотационными землями Феодора Феодоровича Маковкина. Работы были начаты летом 1815 г. и длились девять лет. В церкви было дополнительно два придела: правый в честь свт. Алексия, и левый в честь пр. Анны, родительницы Божией Матери. Главный престол был освящен в честь свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских. Архитектор неизвестен, не найдено и первоначальных чертежей. От Сената не требовалось разрешения, т.к. это была частная церковь и построена на частные средтва. По своему стилю она принадлежала к типичной церковной архитектуре начала XIX в., особенно употребляемый в 1810-24 гг. густавский неоклассицизм, под началом Чальза Басса, иненданта управления стилевого планирования. Архитектор был большим знатоком отечественного стиля, или, вероятно, чувствовал (знал) хорошо выбранное направление стиля. В начале обогревалась только передняя часть церкви. Она была поделена на 2 части стеной. Необогреваемую заднюю половину, где проводились богослужения только летом, закрывали на зиму. Церковь ремонтировалась неоднократно. Работы проводились на пожертвования. Уже в 1833 г. отремонтирована крыша и притвор, а так же построны новые ворота. В 1859 г. добавлена на колокольне надстройка. Одновременно отреставрированы основной храм, алтарь с наружи и внутри. В 1885-86 гг. обновлены колокола. В 1900 г. выложены три печи в задней половине, что дало возможность использовать ее круглый год. В 1914 г. обновили иконостас, который освящен 14.02.1916 г., проведено электричество, а братья Хозановы обещали его оплачивать. В 1935 г. проведен большой ремонт, который одобрило Министерство просвещения 19.10.1935 г. Планированием реставрационных работ занимался архитектор Юхани Виисте. Находящуюся внутри деревянную стену заменили на металлическую декоративную перегородку. Окраской и декоративными работами занимался Вяйно Грён. Отопление обновлено. Старые печи разобрали и установили центральное отопление. Кочегарку построили под церковью. Рисунки и чертежи по реставрационным работам изготовил мастер-строитель Тауно Оховаара. На все затраты по реставрации ушло 180 000 mk, из которых 47 000 mk ушло на окраску. Через организацию воскресников обновлена дорога в 1934 г. Высота храма была 8 м, ширина 13 м, длина 30 м. Стены из кирпича и отштукатурены, крыша жестяная, но жестью "была покрыта только через несколько лет после строительства". Стены снаружи окрашены в желтый цвет, а пилястры и украшения в в белый. Крыша окрашена в зеленый цвет. Колокольня была двухэтажная. 12 колоколов распологались на верхнем этаже. Самый большой колокол весил 1700 кг. Вокруг церкви 2 м. вышиной деревянный забор. Церковный участок и кладбище составляли вместе 5 га. Земли принадлежали графине Орловой. Выделение участка назначено Императором 06.06.1848 г. и утверждено к исполнению 24.09.1852 г. В основании церковь была длинная с колокольней на западной части, через которую был вход. Над центром храма поднималась высокая, свободная, с пиластрами и дугообразными окнами восьмиугольная куполообразная башня. На куполе была маленькая деревянная башенка с позолоченным крестом. Крыша купола изгибалась полого в стреху, под которой сильно выраженный антаблеметный карниз. На продольных стенах окна были высокие, в верхней части слегка изогнутые. На башне купола стены слегка выступали и на выступах были пиластры и треугольные оконечники. В восточной части от центра креста находился алтарь. Двухэтажная колокольня имела сверху маленькую башню с отверстиями и выгнутой крышей. Отверстия были дугообразные, со встороенными под углом пеластрами. Пеластры и колонны придавали элегантность церкви. Над главным входом выступал треугольный козырек с круглым окном. Во времена Финской и Великой Отечественной войн здание храма весьма пострадало, но окончательное разорение наступило после войны. Сегодня храм практически не подлежит восстановлению, но даже в таком виде он поражает своим величием. В 1993 году по благословению правящего архиерея епископа Петрозаводского и Олонецкого Мануила возродил свою деятельность православный приход. Священником был направлен о. Нафанаил (в миру Георгий Корин)(+2000). Им была пристроена к дому часовенка, где и совершались богослужения. После кончины о.Нафанаила приход стал окормлять свящ.Олег Вилко, настоятель прихода Вознесенской церкви г.Питкяранта и Питкярантского района. Сразу стал подниматься вопрос о постройке нового храма. Поначалу речь шла о часовне, но проектом заинтересовались священноначалие Финской Православной Церкви. В марте 2002г. состоялась встреча о.Олега Вилко с предстоятелем ФПЦ Архиепископом Львом, митрополитом Пантелеимоном, который выступил инициатором финансовой поддержки строительства, религиозными и общественными организациями Финляндии. На этой встрече было решено изменить существовавший проект часовни (архит. Махаева Елена Юрьевна) и построить небольшую церковь. Деньги решено было взять из средств, которые собирались бывшими жителями Салми на восстановление Никольской церкви. 14 июля по благословению Архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила место для будущего храма освятил Митрополит Оулу Пантелеимон. Освящение проходило при стечении многочисленных паломников из Финляндии, многие из которых выходцы из Салминского погоста.

8 июня 2016 года Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин посетил п. Салми. В разрушенном храме был совершен молебен. Накануне праздника Вознесения Господня в храме Тихвинской иконы Божией Матери в поселке Салми Питкярантского района прошло всенощное богослужение.Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель храма протоиерей Олег Вилко, благочинный Приладожского округа протоиерей Андрей Бондаренко и секретарь Главы Карельской Митрополии иерей Константин Павлюченко.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2019 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru