ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


«Просветитель чуди»

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Мы знаем о жизни и чудесах подвижника из Жития, составленного предположительно в XV веке. В первоначальном виде этот текст не сохранился и дошел до нас в редакции священника Феодора Гурьева, служившего в Челмогорской пустыни в середине XIX ст., который переписал и дополнил биографию прп. Кирилла некоторыми устными преданиями.

Точное время жизни святого неизвестно. Согласно церковной традиции, он родился в новгородских землях в конце XIII в. В 20-летнем возрасте поступил в Антониев монастырь в Великом Новгороде, где принял иночество и провел в разных послушаниях 6 лет. Затем, оставив обитель, три года провел в странствиях, пока не пришел в уединенное место на Челма-горе, при устье реки Челма, впадающей в небольшое лесное озеро (в 12-ти верстах от Лекшмозерского прихода Каргопольского уезда). В Житии рассказывается, что «бяше место горы тоя не велико зело, но всяким ягодичием и древием исполнено и вельми бе гора сия красива и никому же от человек прежде на ней пребывающу, и возрадовался преподобный Кирилл духом и возлюбил е зело». Со словами «Се жилище мое и покой в век века, зде вселюся, якоже Господь изволи и возлюби душа моя» святой решил остановиться на высоком озерном берегу, выкопать в горе пещеру, в которой и подвизался первое время. Позднее он срубил часовню и небольшую келью-избушку. Питался овощами, выращенными своими руками, и дикой травой.

По свидетельству современников, прп. Кирилл имел внешность «благообразного старца»: «глава его величественного вида, лицо светлое, бледное, приятное, борода большая и длинная, волосы русые, седоватые, взор кроткий, чело высокое». Поселившись в суровом крае, населенном язычниками, прп. Кирилл проповедовал Евангелие жившим здесь племенам, которых русские называли «чудь белоглазая» и «поганые сыроядцы». Более полувека подвижник провел на Челма-горе. И за это время бесы и «дикие люди» не раз пытались сжечь его келейку, прогнать святого, но старец неизменно побеждал своих врагов силой молитвы и крестного знамения. «Пройде слава о нем в окрестные веси», и местное население, впечатленное подвигами прп. Кирилла, его упорным трудом, терпением и кротостью, постепенно стало воспринимать христианское учение и почитать своего соседа-отшельника: «православие начаша процветати и распространятися благочестие: все чудяне прияше святое крещение». Предание гласит, что лекшмозерские рыбаки в знак уважения приносили пустыннику часть своего улова.

Прп. Кирилл скончался в глубокой старости, по словам его агиографа, в 82 года. Перед самой смертью он причастился святых Христовых Таин из рук пришедшего к нему игумена Иосифа, настоятеля Спасовой Строкиной пустыни, которая находилась вблизи города Каргополя. Через несколько лет, согласно Житию, на Челма-гору пришли новгородские монахи и поставили над могилой святого гробницу.

Прп. Кирилл прославлен многими чудесами. Расскажем об одном из них. В 1674 г., в канун Рождества Христова, инок Мартирий в Челмогорской пустыни, спасая из горевшей церкви священную утварь и богослужебные книги, получил сильные ожоги по всему телу. Мучения пострадавшего прекратились на Сретение Господне, когда ему явились прп. Кирилл Челмогорский и прп. Макарий Желтоводский, велевшие произнести вслух слова: «Свет Христов просвещает всех». В Житии говорится, что при этом прп. Кирилл протер больному иноку глаза своей мантией и тот исцелился.

Позднее на месте уединенной кельи святого собралась монашеская община и вырос целый монастырь — Челмогорская (Челменская) мужская пустынь, одна из самых древних в Олонецкой епархии. Ее главный храм был посвящен Богоявлению Господню. В нем находилась особая святыня обители: в приделе во имя прп. Кирилла Челмгорского стояла рака над его мощами, почивавшими под спудом. Недалеко от монастырской церкви во имя Успения Божией Матери, где по преданию в подземелье располагалась пещера прп. Кирилла, под крышей стоял деревянный крест, обнесенный палисадником. В 30-е годы ХХ в. весь монастырский комплекс был разрушен.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2019 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru