ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Неделя святых праотец

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Кто такие праотцы? На этот вопрос могут ответить почти все: и учащиеся воскресной школы, и простая верующая бабушка, и интеллигент. Праотцы – предки Иисуса Христа. Практически каждый может назвать некоторых из них. Ну, уж Авраама так точно знает всякий.

Да, почти все мы знаем праотцов, кто-то что-то где-то когда-то читал и помнит, кто из них кого «родил» и даже кратко знает историю жизни известнейших из них. Мы читали и вроде знаем – но в то же время и не знаем. Библия нам дает по некоторым вопросам только схему, план, скелет, который развить и одеть плотью должны мы сами. Нас к этому должно подвигать наше любознание и благочестие, желание найти еще нечто важное, чего не договорил бытописатель. Ведь часто какой-нибудь фильм заканчивается таким образом, что после слова «конец» требуется еще совершить мысленное усилие, чтобы этот «конец» наступил и в уме, а не только на экране. Точно также и в Библии: вроде все уже давно сказано, но мысленное усилие при прочтении нужно совершать до сих пор, и без этого все прочтенное будет безжизненно и мертво. Итак, давайте вместе вспомним их в этот день, посвященный исключительно их памяти, и поразмышляем там, где Библия разрешает это сделать.

Каин и Авель

И начнем мы с известного всем сюжета. Авель и Каин приносят жертву Богу. Но Господь призрел только на пламенное сердце Авеля, а равнодушную жертву Каина отверг. Каин по зависти убил своего брата и убежал в землю Нод, на восток от Эдема. Далее про Каина сказано только это: «И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт. 4: 17). Больше мы с ним не встречаемся на страницах Библии. Но этот последний стих дает очень много для пытливого ума. Мы с вами знаем, что первые дети Адама вступали в браки между собой, и так продолжался человеческий род; запрет на связь между близкими родственниками возник гораздо позже. Таким образом, получается, что кто-то из сестер (а, скорее всего, и братьев) Каина бежал в землю Нод вместе с ним. То есть первоубийца Каин не стал изгнанником в человеческом роде, а получил поддержку некоторых из своих родичей. А это значит, что Авеля недолюбливал не только Каин, но и некоторые другие его братья и сестры. Быть может, своей святостью он и их раздражал, вызывал зависть и желание покончить со «святошей». Не правда ли, дело уже напоминает другой библейский сюжет с другими братьями: «Вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его» (Быт. 37: 19-20)? И женщина, которая добровольно готова выйти замуж за убийцу своего брата и делить с ним ложе, уже вызывает определенные эмоции.

А теперь заметим, что Каин со своими родственниками, сочувствующими ему во зле, построил первый город на земле. И тогда станет понятно, что этот первый город злодеев определяет вектор развития падшего мира, является предтечей царства антихриста и противоположностью Небесного Иерусалима.

Авраам и Сарра

Авраам – наш общий отец по вере. Своей жизнью он учит нас несомненному упованию на Промысл Божий, жертвенности, человеколюбию. Когда Авраам жил в Уре Халдейском, Господь повелел ему переселиться в другую землю. Так Бог хотел отделить его от среды идолопоклонников и нечестивцев. Каждый церковный человек помнит, как отреагировал на это откровение святой патриарх. Он собрал вещи и отправился с родными в землю, которой не знал. Конечно, это подвиг. Но особенно четко этот подвиг вырисовывается, когда мы посмотрим внимательнее, что Авраам бросил на родине, и что получил взамен.

Ур Халдейский был огромнейшим городом. Его население составляло в то далекое время (две тысячи лет до Рождества Христова) около 65 тысяч человек – на тот момент громадная цифра. Уже тогда там существовало разделение труда, то есть процветали цеховые ремесла. Одни занимались разведением животных, другие пряли шерсть, третьи выделывали одежду. Из Персидского залива вверх по Евфрату шли торговые суда. Развивалась наука и искусство. Зажиточные горожане Ура имели самые комфортабельные жилища в мире на то время: двухэтажные кирпичные дома, в которых уже в той седой древности имелись уборная и бассейн. Это была столица империи и мира. Любое место, куда мог отправиться оттуда Авраам, было заведомо хуже Ура Халдейского. Но в Уре процветало идолопоклонство и колдовство, поэтому из него нужно было уходить.

И вот Авраам, послушный воле Господа, выходит из этого града роскоши и неги. Выходит, не зная конечной точки своего странствия. Как известно, по пути в землю обетованную Авраам остановился в городе Харран. Трудно сказать, по какой причине произошла остановка. Может быть, престарелому отцу Авраама – Фарре – было тяжело продолжать утомительное путешествие. Ведь от Ура только до Харрана около тысячи километров, и еще около пятисот километров от Харрана до Ханаана – новой родины праотца. С условием, что верблюд с поклажей за день проходит от 20 до 40 километров, можно заключить, что путешествие до Харрана продолжалось около месяца. Немудрено, что за месяц странничества по пустыне самочувствие Фарры могло ухудшиться, ведь ему тогда было около 200 лет. Путники остановились в Харране, где, видимо, прожили достаточно долго. Там умер и был похоронен Фарра – отец Авраама. И снова Бог воззвал к Аврааму и повелел идти дальше.

Я смотрю на это дивное странствие старца Авраама, которому тогда было уже 75 лет, и задаюсь вопросами. Да, понятно, что Бог говорил с ним, поэтому Авраам с готовностью пошел в предстоящее путешествие. Но какие слова он нашел для своих домочадцев: отца, жены и других родственников, когда убеждал их, что воля Божия в том, чтобы бросить насиженное место и стать, по сути, бомжами, странниками без определенного места жительства? Ведь до самой своей смерти Авраам уже не жил где-то постоянно, а скитался, как кочевник, вместо дома находя себе покой лишь в палатках и шатрах… Я смотрю на смиренную Сарру, которая не ропщет на эту цыганскую жизнь, без прекословия следует за мужем «не знаю, куда», при этом терпит испытание бездетностью – и не отчаивается. Как она находила в себе силы не побранить мужа, довериться ему до конца и ни разу не усомниться в его вере? Да, и они претыкались, и они падали. Но даже их падения для нас высоки. Даже с этими погрешностями картина их величия поражает.

И самой яркой краской на этой картине написан сюжет жертвоприношения Авраама. Как-то сложился стереотип: седовласый старец и мальчик идут в гору по повелению Божиему, и там старец приносит в жертву мальчика, но Ангел в последнюю минуту останавливает его. Многие иконы подтверждают это. Однако если бы Исаак был «мальчиком», то Авраам не заставил бы его нести на гору вязанку дров для всесожжения. И действительно, по Библии возраст Исаака – 25 лет. И в этой связи еще удивительнее жертвоприношение: старец ведет, юноша нимало не препятствует. У полного сил Исаака хватило бы мочи побороться с Авраамом, которому тогда было 125 лет. Но он абсолютно покорно дает себя связать и возложить на жертвенник, показывая совершенный прообраз Христа…

Исаак и Ревекка

Интересно, что Авраам решил женить сына, лишь когда тому исполнилось 40 лет. Попробуем также внимательно посмотреть на сюжет жениховства Исаака. Авраам отправил своего верного домоправителя Елеазара на свою родину, чтобы найти невесту сыну среди родственников. Елеазар взял слуг, подарки для невесты и, естественно, верблюдов, чтобы везти провизию и ехать самим. Придя к месту назначения, Елеазар помолился Богу Авраама, чтобы та, о которой будет воля Божия, откликнулась на его просьбу. С верой он попросил пить у первой девушки, которая подошла к колодцу, и та охотно дала ему испить из кувшина, а также напоила его верблюдов (Быт. 24: 17-20). Сколько раз мой взгляд скользил по этим строкам, не вникая в суть написанного! Суть же оговаривает бытописатель: Ревекка напоила всех верблюдов Елеазара. Взял же Елеазар из стада Авраама себе в караван 10 верблюдов. В среднем верблюд выпивает за раз 3-5 ведер воды. То есть Ревекке пришлось достать из колодца и перелить в поилку не менее 30 ведер. В этом незначительном фрагменте уже много сказано: о трудолюбии Ревекки, ее доброте и гостеприимстве. Скажем так: кто из нас готов наносить из колодца 30 ведер воды для незнакомого человека, в свите которого есть, к тому же рабы, которые сами с успехом могли бы это сделать? Или еще лучше вот так: вы подходите к колонке набрать воды, тут подъезжают на нескольких машинах приветливые люди и в очень вежливых выражениях просят у вас напиться. «О, да. – отвечаете вы. – И в знак моего расположения к вам я еще и помою ваши машины». Не правда ли, за эти 4 тысячи лет, которые прошли с поступка Ревекки, обыденнаячеловеческая нравственность ничуть не догнала ее святой нравственности?!

О кротости и смирении невесты Исаака мы узнаем дальше. Когда Елеазар приблизился к землям Авраама, Исаак вышел к ним навстречу, и Ревекка тут же покрыла шалью свое лицо. На это можно ответить, конечно, что это вообще в обычае у восточных женщин. Но какой смысл покрывать лицо перед человеком, который этой же ночью стал ее мужем? Причина только одна: крайняя застенчивость Ревекки. И Господь сполна наградил эту смиренную семью своим благословением.

Иаков и Рахиль

Почему Иаков, который обманом взял благословение у своего отца Исаака, благословен перед Богом? Очевидно: из-за нечестия Исава. Его нечестие было так велико, что обманный поступок Иакова (в сравнении с жизнью его брата) и не является грехом. Что же Библия говорит нам о нечестии Исава? Разве только это: в 40 лет Исав взял себе в жены двух хеттеянок, «и они были в тягость Исааку и Ревекке» (Быт. 26: 35). Исав сразу нарушил два правила. Во-первых, взял себе жену не из родни, а из нечестивых женщин окружающего их народа, хотя его дед Авраам предостерегал свое потомство от этого. Конечно, Исааку и Ревекке, которым найти благочестивого супруга было не так легко в свое время, было неприятно смотреть на это «женонеистовство». О том, что поступками Исава руководила похоть, говорит и его многоженство (позже Исав взял себе еще и третью жену). Следует сказать, что хоть еще не было писаного закона, но нравственность патриархов все же не позволяла им иметь две жены. У Авраама была одна жена Сарра. Только по настоянию жены Авраам «вошел» к своей служанке, и после того, как Агарь зачала, уже не прикасался к ней. Правда, Авраам имел и вторую жену, Хеттуру, но женился уже после смерти Сарры (после смерти Сарры Авраам жил еще 38 лет). У Исаака была одна жена Ревекка. У Иакова также должна была быть одна жена – Рахиль, но тесть обманом вынудил его взять в жены еще и Лию. И к служанкам своих жен он опять-таки «входил» по настоянию последних. Однако только Рахиль всегда была любима Иаковом. Соответственно, и любимыми сыновьями Иакова были сыновья, рожденные его возлюбленной Рахилью, Вениамин и Иосиф. У Иосифа также была одна жена – Асенефа. Из этого можно заключить, что нравственным идеалом праотцов и в те времена был моногамный брак.

Иосиф Прекрасный

Наверное, самым изящным цветком, который произрастило благочестие праотцов, является Иосиф. Ему предание усвоило наименование «Прекрасный». Он и мудр, и целомудрен, боголюбив и человеколюбив. Проданный своими братьями в Египет за 20 монет, он также стал прообразом Христа Спасителя, проданного братьями по вере. Он – второй Авель. Его не в чем упрекнуть. И в бесславии, и в славе он одинаково ищет воли Божией во всем, и этим напоминает нам царя Давида – своего достойного потомка (хоть и род царя Давида происходил из колена Иудина).

Его предали, но Иосиф не проклинает в ответ, а беспокоится о своих родственниках. И когда братья приходят купить хлеба в Египте, Иосиф не открывается им, как будто желая испытать их: изменились ли они в лучшую сторону. Для этого Иосиф сурово обвиняет братьев в шпионаже, будто они пришли высмотреть «слабые места земли». И вот цель достигнута: братья говорят между собой на еврейском, и становится ясно, что они раскаиваются во грехе, который совершили много лет назад. Но покаяние – только часть дела, от совершенных требуется показать Испытующему плоды, достойные покаяния (Лк 3: 8). Чтобы удостовериться и в этой благой перемене своих братьев, Иосиф в следующий их приход подбрасывает чашу в мешок Вениамина, обвиняет его в краже и заявляет, что он останется рабом в Египте. И вот тут Иуда – тот самый, который когда-то предложил братьям не совершать тяжкий грех и не убивать Иосифа, а продать, – и сейчас предлагает нечто. Он предлагает себя в пожизненное рабство вместо Вениамина, потому что жалеет отца, старика Иакова, единственной отрадой которому является младший брат Вениамин. Иуда готов не видеть более ни своих детей, ни жены, лишь бы его отец был спокоен и не убит горем! Вот это – плод достойный покаяния, это настоящая жертвенная любовь, и Иосиф, измученный душевной болью, понимает это, и с радостью открывается своим братьям. Он и прощает их, и видит Промысл Божий в их действиях, и рад перемене, которая за эти годы превратила их из эгоистов в человеколюбивых «мужей». Может быть, эта жертвенность Иуды и стала причиной того, что Господь избрал из 12 колен Израилевых именно Иудино для воплощения Сына Божия.

Вот некоторые уроки, которые Писание сегодня предложило нам. Потщимся же всегда внимательно и с молитвой читать Библию, и Господь обязательно будет открывать нам каждый раз все новые оттенки прочитанного. Ну и, конечно же, по силе подражать, хоть в чем-нибудь малом душеполезном, святым нашим отцам и Ветхого, и Нового Заветов.

Св. пророк Даниил и три отрока Вавилонских - Анании, Азарии и Мисаил

Особое слово здесь (и свой канон) посвящается св. пророку Даниилу и трем отрокам Вавилонским, Анании, Азарии и Мисаилу (ок. 600 до Р. Х.), — одним из самых известных и почитаемых ветхозаветных святых, день памяти которых отмечаем также и 17 декабря (ст. ст.). Все они были из царского рода иудейского, и еще в совсем юном возрасте в числе и прочих знатных еврейских отроков отведены в пленение вавилонское прислуживать пред царем.

«И сказал царь (Навуходоносор) Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтоб он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку халдейскому. И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя» (Дан. 1, 3–5).

Вавилонское царство было тогда богатейшим на всей земле, что располагало к роскоши и изнеженности, но св. пр. Даниил, а также святые Анания, Азария и Мисаил, не соблазнялись плотскими скоропреходящими удовольствиями и твердо соблюдали весь закон Моисеев. Так, боясь оскверниться изысканными, но запрещенными законом блюдами с царского стола, они уговорили своего приставника подавать им на трапезу лишь воду и овощи, оказавшись при этом здоровее телом и прекраснее лицом всех прочих своих сверстников. И Бог, видя их великую веру и благочестие, даровал им особую премудрость и благодать пред Вавилонскими правителями, так, что они занимали первые должности при царском дворе.

Подвиг святых трех отроков Анании, Азарии и Мисаила в пещи вавилонской — одна из самых чудесных и назидательных библейских историй Ветхого Завета, краткое ее описание приведем по «Закону Божьему».

Навуходоносор поставил близ Вавилона (на поле Деире) большого золотого истукана, собрал народ и объявил, чтобы все, как только услышат звук трубы, пали и поклонились истукану; если же кто не исполнит царского повеления, будет брошен в разженную пещь. По данному знаку все пали на землю; только три отрока Анания, Азария и Мисаил не поклонились истукану. Царь разгневался, приказал разжечь пещь в семь раз сильнее обыкновенного и бросить туда отроков. Пламя было так сильно, что воины, бросившие их в пещь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимыми, потому что Господь послал Ангела Своего остудить пламя, — отроки воспели чудную песнь. Навуходоносор сидел на высоком престоле против пещи. Вдруг он смутился, встал с своего места и сказал: «не трех ли мы бросили связанными в пещь? А я вижу четырех, несвязанных, и четвертый видом подобен Сыну Божию». После этого он подошел к пещи и велел отрокам выйти из огня. И когда они вышли, то оказалось, что даже одежда и волосы их не опалились, и запаха дыма не было слышно от них. Видя это, Навуходоносор прославил Истиннаго Бога и под страхом смерти запретил всем своим подданным хулить имя Его

В христианском богослужении воспоминанию этого события посвящены ирмосы 7-ой и 8-ой песни церковных канонов. Великим Постом, в соответствующие уставные дни, библейские песни вычитываются полностью. Так, устами трех святых отроков, которые пребывали невредимыми посреди раскаленной пламенной пещи, возносим и мы свое благодарное моление ко Господу, не оставляющему истинно верующих в Него ни в какой земной напасти.

Нигде, никогда и ни в чем не оставляет Бог твердо надеющихся на Него, верующих и уповающих от всего сердца («Цветник» священноинока Дорофея).

Слово это в точности сбылось и на праведной Сусанне, которую юный провидец Даниил, начиная свое пророческое служение народу израильскому, спас от позорной и неправедной смерти. (Подробно рассказывается об этом в книге пророчеств Даниила по Острожской Библии (Дан. гл. 13)). Отведенные в плен иудеи имели в своем управлении двух старцев, которые собирали собрания у благородного и богобоязненного мужа по имени Иоаким и разрешали таким образом спорные дела между своими соплеменниками. Жена Иоакима, праведная Сусанна, была молода и прекрасна собой, и старцы искали случая, чтобы лишний раз посмотреть на нее, и уязвлялись в сердце нечистыми помыслами, потому что и суды творили они неправедно и лицемерно и были в душе своей исполнены всякого беззакония. Сговорившись друг с другом, они искали подходящего случая, чтобы удовлетворить своему скверному пожеланию. Так, однажды им удалось выследить Сусанну, когда она за некоторой потребностью ненадолго отправила от себя служанок и осталась одна во внутренней ограде сада. Улучив подходящий момент, старцы приступили к ней с бесстыдством и с угрозой, что если она не согласится с ними, то они донесут на нее, что застали ее здесь на месте прелюбодеяния.

Сусанна в ответ глубоко вздохнула и сказала, что лучше ей пострадать от их навета, чем согрешить перед Богом. Тогда закричали нечестивые старцы, и собрались слуги, и старцы клеветали на нее, что видели ее здесь вместе с юношей. По закону Сусанну на утро должны были предать побиению камнями: народ поверил лукавым старцам. Сусанна же молилась и уповала на помощь Божию. И, когда уже подходили к месту казни, некоторый юноша, по имени Даниил, с дерзновением остановил все шествие и сказал, что хочет уточнить и выяснить что-то у старцев по отдельности. Когда развели их, он спросил у первого: под каким деревом видел он Сусанну? Тот, смутившись от страха, ответил, что под «терном». Другой же говорил, что видел под «чесминою». Так открылось беззаконие, и люди вместо Сусанны побили камнями тех коварных старцев, а пророк Даниил с той поры стал весьма почитаем среди народа.

Св. Даниил имел еще также особенное дарование к толкованию сновидений, и, по благодати Божьей, ему открывались такие тайны, каких никак не могли постичь своими чарами и гаданиями все кудесники Вавилонские.

Однажды Навуходоносор видел необыкновенный сон, но, когда проснулся, не мог его припомнить. Он призвал мудрецов и гадателей и велел им напомнить и объяснить ему сон. Но они не могли этого сделать и говорили: «нет на земле человека, который бы мог напомнить царю сон». Навуходоносор разгневался и хотел казнить всех мудрецов, в том числе Даниила и его друзей. Тогда Даниил попросил дать ему сроку некоторое время (два дня). После усердной молитвы Господь открыл Даниилу сон и значение его. Он пришел к царю и сказал ему: «Царь! Когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после тебя, и во сне ты увидел истукана, у которого голова была золотая, грудь и руки — серебряные, чрево — медное, а ноги частью из железа, частью из глины. Потом от горы оторвался камень и ударил истукана в ноги и разбил его, а сам сделался великою горою и покрыл собою всю землю». Царь вспомнил, что он действительно видел такой сон. Тогда Даниил объяснил царю и значение сна. «Золотая голова, сказал он, означает твое царство. После него будут еще три царства, но уже не столь славные. Камень же означает, что после этих четырех царств Бог устроит Свое вечное царство». Царь поклонился Даниилу до земли и сказал: «Воистину, Бог ваш есть Бог богов», и поставил Даниила начальника над всей страной

Подробное толкование притчи находим в книге «Златоуст».

Даниил пророк рече Навуходоносору: ты царю видяше, и се тело велие, и обличие его округло. Толкование. Великое тело мир есть. Глава же его от злата чиста. Толкование. Глава есть от злата чиста, царство Вавилонское. Руце и мышцы и перси сребрени. Толкование. То есть царство Персское. Чрево и стегне медяне. Толкование. Царство Македонское. Нози же железни. Толкование. Царство Римское. И виде дондеже отторжеся от горы камень не рукама. Толкование.Камень есть Христос: а иже отторжеся от горы, с небесе на землю прииде. А иже не рукама. Толкование. Без семене воплотися от Девицы. И порази тело, и бысть в гору велию. Толкование. Мир обрати ко крещению, и вся на высоту возвед, а поганых царство истреби («Златоуст», сл. 56-е).

Святой пророк писал о таинственных судьбах мира, чему надлежало быть в последнее время перед кончиной века, когда, «по исполнении меры беззаконий», «восстанет царь наглый и искусный в коварстве» (Дан. 8, 23). Сподобился св. Даниил видеть и Страшный Суд Господень.

Видел я наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламень огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрылись книги (Дан. 7, 9–10).

Св. пророк Даниил пользовался большим уважением всех последующих царей после Навуходоносора, покоривших царство Вавилонское, но свой столь высокий сан и достоинство никогда не предпочитал он служению Истинному Богу, потому и Господь Сам чудесным образом избавлял его от всех коварных козней многочисленных врагов и завистников.

После Навуходоносора царство вавилонское было завоевано мидянами и персами. Царь мидийский Дарий любил Даниила и сделал его главным начальником в своем царстве.

Другие же вельможи стали завидовать Даниилу и решили погубить его. Они знали, что Даниил каждый день трижды молится Богу, открывая окно, обращенное в сторону Иерусалима. Поэтому они пришли к царю и просили сделать распоряжение, чтобы никто не смел в продолжение тридцати дней обращаться с какой-либо просьбой ни к богам, ни к людям, кроме самого царя; а если кто нарушит это приказание, того бросить в ров на съедение львам. Царь согласился. Но пророк Даниил, несмотря на царское повеление, не переставал молиться Богу. Его враги донесли об этом царю. Тогда Дарий понял, что его обманули, но не мог отменить своего приказания и позволил бросить Даниила ко львам.

На другой же день рано утром царь поспешил ко рву и громко спросил: «Даниил, раб Божий! Бог, которому ты служишь, мог ли спасти тебя от львов?» Даниил ответил ему изо рва: «Царь! Бог мой послал своего ангела заградить уста львам, потому что я оказался чист перед Ним». Тогда царь повелел поднять Даниила изо рва, а туда бросить его обвинителей. И не успели они коснуться земли, как львы схватили и растерзали их .

Подобным образом испытал на себе гнев язычников св. пророк и при царе Кире, когда народ потребовал его казни за сокрушение идола Вила и погибель великого вавилонского дракона. Царь опять был вынужден затворить его в ров со львами, где он пробыл в течение недели. Ангел Господень явился св. пророку Аввакуму, когда тот шел на поле, чтобы отнести обед жнецам, и восхитил его в ров к св. Даниилу, нетронутому дикими зверями, но томившемуся от сильного голода. И когда Даниил воздал благодарение Богу, св. Аввакум тотчас был перенесен ангелом на свое место. Царь же весьма возрадовался о славном спасении Даниила и приказал освободить его, врагов же его отдать на растерзание львам.

При царе Кире по ходатайству св. Даниила иудеи получили, наконец, дозволение вернуться на родину. Само же пленение Вавилонское, по предсказанию пророков, явилось для них наказанием за многочисленные грехи и богоотступничество, когда по плотскому своему мудрованию они изгоняли и избивали пророков и не желали отступать от беззаконных дел.

Это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня. Которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное» (Исаия, 30, 9–10).

Так же говорил и св. пророк Иеремия, предупреждая о скором нашествии царя Навуходоносора:

Вот, слово Господне у них в посмеянии: оно неприятно им (Иер. 6, 10).

Были в Иудее и лживые предсказатели, которые обещали Иудее долгий мир и благоденствие, и люди охотно слушали эти речи, потому что они льстили их развращенным сердцам и не призывали к покаянию и духовному пробуждению. Св. Иеремия, напротив, не переставал скорбеть и сетовать о грядущем разорении Иерусалима: «врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет (Иер. 6, 14). Но ему не верили и даже заключали в темницу до тех пор, пока Иерусалим не был захвачен и разрушен неприятелем. И тогда «заколол царь Вавилонский сыновей Седекии (царя Иудейского) в Ривле пред его глазами, и всех вельмож Иудейских заколол царь Вавилонский; а Седекии выколол глаза, и заковал его в оковы, чтоб отвести его в Вавилон. Дом царя и домы народа сожгли Халдеи огнем, и стены Иерусалима разрушили» (Иер. 39, 6-8).

Но такое жестокое испытание послужило народу иудейскому на пользу: многие обратились к Истинному Богу с надеждой умилостивить Его и умолить дозволить вернуться им на родину. И Господь и на этот раз внял усердному их прошению, ибо кающиеся грешники никогда не остаются неуслышанными.

Иудеи были в плену семьдесят лет. Царь персидский Кир позволил им возвратиться из Вавилона на родину и построить город и храм. Он даже отдал иудеям все сосуды, которые были взяты Навуходоносором при разрушении храма Соломонова. Новый храм был меньше и беднее храма Соломонова, но пророк Аггей предсказал, что слава его будет больше, нежели слава прежнего храма, потому что в этот храм придет Спаситель мира. При постройке храма иудеи терпели много препятствий со стороны самарян, но пророки Аггей и Захария ободряли их, и пророк Захария предсказал о торжественном входе Христа во Иеросалим (9 гл., 9 ст.). При священнике Ездре, напомнившем евреям закон, пророк Малахия предсказал о пришествии предотечи Спасителя — Иоанне Крестителе (3 гл. 1 ст.)

По церковному преданию, св. пророк Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирила Александрийского, святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.

Информационный отдел Петрозаводской и карельской епархии по материалам сайта «Русская вера» и «Православие. Ру», 2019 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru