ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Новый Валаам Америки. Миссия сквозь века.

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Бытие «алтер – Валаама» на Аляске имеет давнюю историю. Русские купцы, промышленники и православные миссионеры появились на территории Северной Америки в начале восемнадцатого века. Первое постоянное русское поселение – Гавань Трех Святителей на острове Кадьяк, было основано купцом Григорием Шелиховым в 1784 году. В том же годы сюда прибыли и первые миссионеры Русской Православной Церкви — группа монахов Валаамского монастыря. Через десять лет ими был воздвигнут храм Воскресения Спасителя.

С самого начала принципы деятельности православных миссионеров в корне отличались от установок других миссионерских групп, которые во многом были нацелены на уничтожение индейских культур и индейской идентичности. Дело в том, что общим место для Америки того времени было устойчивое представление: будущее коренных народов (их прогресс и развитие) виделось в насаждении среди них европейского образа жизни и европейской культуры, приведение всего под единый европейский стандарт. С этой целью создались резервации и специальные школы-интернаты для индейских детей. Но русские миссионеры пошли абсолютно другим путем.

Они позволяли аборигенам сохранять свою культурную самобытность и традиционные виды искусства, к которым относятся алеутская и тлингитская резьба и роспись по дереву, а также древние стили ткачества чилкат и равенстэил.

Расцвет миссионерской деятельности Русской Церкви на Аляске связан с именем святителя Иннокентия Московского, Апостола Аляски. Отец Иоанн Вениаминов (будущий владыка Иоанн) прибыл на Аляску в 1824 году, и сильно поспособствовал созданию письменного алеутского языка, а также развитию алеутской литературы в девятнадцатом веке. Кроме того, с его именем связано распространение грамотности среди коренного населения: им были построены храмы, а также школы для детей, что положило начало истории билингвального (то есть двуязычного, в данном случае — русско-алеутского) образования на Аляске. Также отцом Иоанном была построена первая семинария в Ситке. Музыка и рисование входили в школьную программу, а семинаристы к 1840-м годах начали изучать иконопись и церковную музыку.Благодаря этому на Аляске возник ряд талантливых алеутских художников. Достоверно известно о работе двух местных иконописцев девятнадцатого века – Василия Круикова и Георгия Петухова. Василий Степанович Круиков был внуком русского поселенца Ивана Круикова.Когда ему было всего шестнадцать лет, он написал иконы, которые, наряду с искусной алеутской резьбой по дереву, украсили иконостас новой православной церкви Святого Вознесения Господа Нашего в Уналашке. Есть основания полагать, что все семь икон, составлявшие ее иконостас принадлежат его руке. Алеутский иконописец Григорий Петухов родился в 1828 году в Уналашке и умер в возрасте тридцати лет в Ситке. Он участвовал в росписи тлингитской церкви Святого Воскресения в Ситке (церковь больше не существует). Известны лишь несколько работ Петухова. Он написал иконы архангелов Гавриила и Михаила, которые в настоящий момент находятся в церкви Святого Успения Богородицы в Кенае. Коренные жители Аляски продолжают украшать свои православные церкви, используя традиционные художественные приемы и местные материалы для прославления православной веры. Они вырезают кресты из дерева и свивают их из травы, поют в церковном хоре, пишут иконы и плетут их из бисера, ткут панагии для епископов и украшают вышивкой одеяния священнослужителей. В их творчестве причудливым образом переплетаются их собственные традиции с обычаями Русской Америки, создавая новую и уникальную форму искусства.

Несмотря на то, что история Русской Америки закончилась в 1867 году, когда колония на Аляске была продана США, Православие и русская культура по-прежнему живы здесь и продолжают оказывать значительное влияние на регион. Во многом это связано с самой историей православного миссионерства на этой земле, которое стремилось не уничтожить местные традиции, но придать им абсолютно новый импульс.

И в наше время появляются новые светильники православной миссии. Одним из таких людей был игумен Герман (Подмошенский), создавший на Аляске еще один Новый Валаам.

После прихода к власти коммунистов в Латвии отец Глеба был арестован как владелец магазина канцелярских товаров и был сослан в Воркуту. Только после падения советского режима стало известно, что в Воркуте от голода он погиб. Около 1942 года переехал с матерью в Германию, а затем в США, где проживала бабушка — Александра Федорова, бывшая прима-балерина Мариинского театра. В Америке, после многих страданий и желания найти своё место в жизни, обрёл осознанную веру в Бога. В 1962 году окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле. Служил чтецом в православных церквях в США.

В 1963 году вместе со своим другом Юджином Роузом по благословению архиепископа Иоанна (Максимовича) основал в США Свято-Германовское православное братство, активно занимавшееся миссионерской деятельностью. В 1962 году написал икону преподобного Германа Аляскинского, тогда ещё официально не причисленного к лику святых.

В марте 1964 года вместе с Юджином открыл недалеко от собора в Сан-Франциско лавку «Православные книги и иконы», которая стала центром православного просвещения. С 1965 года вместе с Юджином занимался изданием журнала Свято-Германовского православного братства «The Orthodox Word» («Православное Слово»).

После кончины в 1966 году архиепископа Иоанна (Максимовича) по поручению Братства совместно с Юджином собирал сведения о чудесах, совершавшихся по молитвенному ходатайству святителя Иоанна. Впоследствии эти записи составили книгу «Летопись почитания Блаженного Иоанна».

Летом 1967 году Глеб и Юджин смогли купить участок земли в нескольких милях от небольшого городка Платина в Северной Калифорнии, где в 1969 году был основан скит Свято-Германовского братства (позднее скит был преобразован в монастырь).

14 (27) октября 1970 года принял монашеский постриг с именем Герман в честь канонизированного в том же году Германа Аляскинского. В 1976 году возведён в сан иеромонаха. В 1982 году упомянут как игумен, настоятель Свято-Германовской пустыни в городе Платина (шт. Калифорния, США). При обители действовало церковное издательство. Братия пустыни обслуживала также две другие общины: церкви во имя иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» в городе Реддинг (шт. Калифорния, США) и часовню во имя Курской-Коренной иконы Знамения Пресвятой Богородицы в городе Вудборн (шт. Орегон, США).

В 1980-х годы участвовал в основании Ново-Валаамского монастыря на острове Еловом на Аляске. В общей сложности принимал участие в создании семи монастырей по всей Америке.

В 1990 году возобновил издание журнала «Русский паломник», который печатался в дореформенной орфографии, став его главным редактором.

Проживал на покое в Свято-Серафимовском скиту близ Миннеаполиса как простой монах; будучи тяжело больным, не прекращал миссионерского служения, писал книги, работал с материалами журнала «Русский паломник»

Последние годы жизни жил на покое недалеко от Свято-Германовского монастыря. На протяжении последних как минимум десяти лет он страдал от болезни Паркинсона и сахарного диабета.

Скончался утром 30 июня 2014 года в городе Миннеаполис в возрасте восьмидесяти лет.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам журнала «Русский паломник», 2020 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru