ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Святой Афанасий Сяндемский

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Очень мало сведений сохранилось о буквально стертой с лица земли старинной обители и ее основателе. Многие письменные свидетельства о времени и трудах прп Афанасия Сяндемского были истреблены в начале XVII века, во время нашествия литовцев и шведов. До этого несчастного события, как сообщалось в дореволюционных материалах, обитель процветала: храмы Божии удивляли своим благолепием, хозяйство изобиловало всеми угодьями. При нашествии врагов старцы, чтобы спасти некоторые церковные предметы и колокола, все опустили в озеро, на топком дне которого они и остались навсегда.

Пострадала Сяндемская пустынь и в начале XVIII столетия. Божиим попущением монастырь сгорел дотла, о чем свидетельствовала надпись на закладном кресте, который тоже не сохранился. В том пожаре в монастыре погибли все оставшиеся письменные памятники времен преподобного. При возобновлении обители после того пожара были обретены нетленные мощи прп. Афанасия с четками и разрешительной молитвой в руках.

Только из житийных текстов Валаамского и Александро-Свирского монастырей дошли до наших дней отрывочные сведения о древнем подвижнике. Доподлинно известно, что иноческое житие прп. Афанасия Сяндемского в конце XV века началось на Валааме под руководством прп. Александра Свирского. Сам, будучи еще в возрасте около 37 лет, преподобный Александр Свирский своими великим подвижничеством поражал даже строгих Валаамских старцев. Сначала он подвизался в общежитии, потом в безмолвии на острове, ныне именуемом Святым, на котором сейчас находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Здесь сохранилась пещера, вырытая руками святого. Говорят, что тело его стало таким твердым и жестким от трудов, что ему не мог бы повредить даже удар камнем. И рядом с преподобным отшельником какое-то время находился молодой инок, его духовный ученик – Афанасий, тоже принявший постриг на Валааме.

Через семь лет после ухода прп. Александра Свирского с Валаама на Рощинское озеро разнеслась молва о новом месте подвижничества неусыпного труженика. Будущий ученик прп. Александра Свирского молодой боярин Андрей Завалишин неожиданно, во время охоты, встретился с ним в безлюдной пустыне - лесных дебрях своей вотчины. В это убежище отшельника и направился инок Афанасий. И вскоре здесь был создан общежительный монастырь. Смиренномудрие и послушание сделали Афанасия любимейшим учеником преподобного игумена новой обители, и он сподобился быть свидетелем благодатного посещения его учителя Пресвятой Девой Богородицей.

В конце жизни (около 1530 года), повествует житие святого, прп. Александр задумал построить храм Покрова Пресвятой Богородицы. Однажды вечером, после совершения акафиста Богородице, преподобный сел отдохнуть в келии и вдруг сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». В предсении келий, куда поспешил старец, его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем, и преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, как на престоле, Пречистую Богородицу с Младенцем, и множество Ангельских чинов, предстоящих Ей. Преподобный пал, не вынесши света, но Богородица ободрила его и благословила обитель. Это священное событие отражено и на житийной иконе XVI века, запечатлевшей прп. Афанасия, лежащего в глубоком поклоне на земле.

По кончине своего наставника в 1533 году прп. Афанасий, сам уже будучи в преклонных годах, удалился в непроходимые Карельские леса и поселился на перешейке, соединяющем Сяндемское и Рощанское озера. Место это поразило иноков своей красотой. За ним последовали некоторые из учеников прп. Александра, поставили часовню и вокруг нее восемь келий. Так было положено начало Сяндемскому Успенскому монастырю.

Одно время неприятности от местных жителей заставили преподобного на краткое время покинуть возникающую обитель. Он был рукоположен в иерейский сан и назначен настоятелем Александро-Свирского монастыря, но в том же году вернулся в свою обитель. Ей была дарована пахотная земля, и по уставу преподобного Афанасия братия должны были питаться трудами рук своих, в чем настоятель сам подавал пример.

В двадцати верстах от его обители находился Ондрусовский монастырь прп. Адриана, друга прп. Афанасия, тоже выходца валаамского. Оба подвижника часто посещали друг друга. Вся местность эта изобилует воспоминаниями о них. Так, например, в деревне Тулоксе стояла церковь святителя Николая, основание которой было предсказано прп. Афанасием. На берегу реки Сяндемки находились два каменных креста, благословение ему валаамских старцев: по преданию, эти кресты приплыли за ним по воде против течения.

Последние годы своей жизни прп. Афанасий провел в строжайшем уединении на Святом острове на Сяндемском озере, явивши дух смиренного покаяния и чистой любви. Почил преподобный в глубокой старости (возможно, в возрасте более ста лет). На его могиле была воздвигнута церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. На этом месте до сих пор под спудом хранятся мощи святого.

В начале XIX века обитель была восстановлена и приписана к Андрусовской. Затем некоторое время существовала самостоятельно, но процветания и благоустройства так и не достигла. По отчетам о состоянии пустыни видно, что здесь стояли 2 храма: деревянный - во имя Успения Божией Матери с папертью и колокольней и каменный - во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, в котором нетленно почивали под спудом мощи прп. Афанасия, Сяндебского чудотворца.

В 1909 г. Афанасьево-Сяндебская пустынь была превращена в женскую. Перед ней ставились определенные задачи: она должна была непосредственно заняться духовным просвещением местного карельского населения, строительством храмов, организацией школ, созданием библиотек, медицинской помощью, сбором для нуждающихся приходов икон, богослужебной литературы, нот, борьбой с панфинской пропагандой.

Материальное положение обители было крайне стеснительным. Крупные пожертвования случались редко. Однако были денежные вклады от членов царской семьи: в 1909 г. от великого князя Михаила Александровича, в 1911 г. – от великой княгини Елизаветы Федоровны и великих князей Дмитрия и Константина.

При советской власти монастырская жизнь прервалась. Поскольку все монастыри Олонецкой епархии имели сельскохозяйственные угодья, на их базе началось создание совхозов, коммун и артелей. На первом этапе, в 1918 и начале 1919 года, монашествующие пытались самостоятельно объединяться в совхозы. К концу 1919 г. в Олонецком уезде существовало четыре совхоза: в Андрусовой, Сяндебской, Задне-Никифоровской пустынях. Монастырское имущество, а также владения обителей (земли, лесные угодья и озера) были национализированы. В 1918–1919 годах реорганизованными хозяйствами часто управляли бывшие настоятели или казначеи упраздненных обителей, должность которых теперь значилась как заведующий хозяйством.

Последняя настоятельница обители матушка Елисавета стала невольной свидетельницей организации в Сяндемской пустыни совхоза им.Ленина, ее и назначили поначалу управляющей совхоза. Церковь разорили, община не имела средств на охрану храмов, здание каменной церкви в 1939 г.передали Гушкальскому лесозаготовительному пункту, позднее храм переделали под красный уголок. В советские годы Сяндемская пустынь была забыта.

В 1941 году рядом с монастырем проходил оборонительный рубеж. Финны рвались к Свири, чтобы, соединившись с немцами в районе Тихвина, напасть на Ленинград. Положение было угрожающим. Чтобы спасти родной город стрелковые полки ленинградцев поспешили занять оборону на реке Сяндебка. С обеих сторон, вспоминали старожилы леспрохозовского поселка, слышались залпы артиллерии. Под перекрестный огонь попали здания монастыря и были разрушены до основания. После войны собранный кирпич местные жители использовали на свои домашние строительные нужды.

Чтобы стать наследницей прежней славы, вновь на Карельской земле возрождается старинная обитель преподобного Афанасия Сяндемского, прославившегося ангельской святостью. Недавно в храм будущей обители вернулась икона прп. Афанасия, изображающая его во весь рост. Возле нее вновь возносятся молитвы, и духовно веселится сердце тех, кто посетил обитель преподобного в день торжественного чествования его памяти.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru