ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


К 256 – восстановления архиерейской кафедры в Восточной Карелии

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Церковно – административная жизнь Карелии складывалась очень сложно. В 1589 году была учреждена Корельская епископия. Епископом Корельским был назначен Сильвестр, его кафедра находилась в городе Корела. Но в связи с продажей Корельского уезда Шведскому Королевству царем Василием Шуйским, кафедра епископов в Кореле была ликвидирована. С 1708 по 1764 год существовала Корельская и Ладожская епархия, викарная от Новгородской митрополии, но она охватывала лишь территорию Западной Карелии. Для улучшения церковного управления на территории Карелии указом Екатерины II от 26 февраля 1764 года было создано Олонецкое и Каргопольское викариатство Новгородской епархии. Местом пребывания викарных Олонецких и Каргопольских епископов стал второклассный Александро-Свирский монастырь, в котором разместились духовная консистория и семинария. Викариатству подчинались приходы Олонецкого, Каргопольского, Устюженского уездов, Ясенецкого и Красновского заказов. Всего на этой кафедре было шесть епископов.

Первым епископом Олонца и Архангельска был Иоанн (Никитин). Он нем известно очень мало. До 1758 года он был игуменом Новгородского Деревяницкого монастыря. В 1762 году возведён в сан архимандрита и назначен игуменом Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря. 15 июля 1764 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. В Присвирье владыка пробыл три года и С 9 июня 1767 года переведен на Великоустюжскую кафедру.

Его кафедру занял епископ Антоний (Феофанов). Родом он был, по всей вероятности, из Новгородской епархии. Неизвестно где учился и когда постригся в монашество. В апреле 1764 года митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) представил его кандидатом на место епископа Олонецкого, викария Новгородского, и рекомендовал, как человека «ученого состояния и жития честного». Антоний в то время был келарем Троицкой лавры, в которой жил уже шесть лет и исправлял ранее должность казначея, но Государыня повелела быть тогда епископом Олонецким хутынскому архимандриту Иоанну, а на его место в Хутынь был переведён Антоний. 12-го августа 1767 года Антоний был хиротонисан во епископа Олонецкого. Скончался 7-го июня 1774 года. Из описи его имущества видно, что у него была довольно обширная по тому времени и разнообразная библиотека.

Следующим Олонецким епископом стал известный русский духовный писатель Вениамин (в миру Василий Фёдорович Краснопевков-Румовский).

Родился 26 июля 1738 года в семье священника Троицкой церкви Красного Села Санкт-Петербургской губернии. Брат протопресвитора Сергия Краснопевкова.

Окончил Александро-Невскую семинарию в Санкт-Петербурге, во время обучения в которой в 1759 году пострижен в монашество.

Девять лет был преподавателем Невской духовной семинарии. В 1768 году назначен префектом семинарии. В 1770 году утвержден ректором семинарии.

С 19 ноября 1770 года — архимандрит Никольского Старо-Ладожского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

2 декабря 1771 года переведён в Зеленецкий монастырь, а 16 января 1774 года — в Петергофскую Троице-Сергиеву пустынь.

13 июля 1774 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии.

1 апреля 1775 года переведён на Архангельскую и Холмогорскую епархию.

В 1779 году епископ Вениамин объехал свою епархию, в результате чего пришёл к выводу о необходимости единства в надзоре за нравственностью духовенства. Он предпринял попытку обучения в семинарии ненецких детей (1784).

Будучи искренним любителем истории и церковной археологии, епископ Вениамин собрал из монастырско-церковных архивов значительное количество документов и летописных текстов, на основе которых было составлено «Подробное описание Архангельской епархии» Льва Максимовича. В 1781 году он предписал завести во всех храмах и монастырях епархии «Памятные книги для записи прошлых и вновь происходящих исторических событий». Благодаря этим записям в Архангельской епархии было открыто много исторических памятников.

Содействовал открытию в 1786 году в Архангельске приказ общественного призрения, на нужды которого пожертвовал 1 тысячу рублей.

За время деятельности епископа Вениамина существенно изменились границы Архангельской епархии: 15 марта 1787 года к ней отошли Олонецкое викариатство Новгородской епархии; одновременно к Вологодской епархии была отнесена вельская часть Шенкурского уезда. В результате территория епархии совпала с административными границами двух губерний — Архангельской и Олонецкой, а титуловаться он стал «Архангельским и Олонецким».

Получил от императрицы Екатерины II панагию, украшенную бриллиантами и яхонтами.

Как любитель отечественной истории, преосвященный Вениамин много внимания уделял собиранию древних летописей и рукописей, трудился над составлением истории Архангельской иерархии.

26 октября 1798 года перемещён в Нижний Новгород.

Епархиальная деятельность преосвященного Вениамина была направлена на благоустройство епархий, духовное образование юношества, восстановление обителей, создание и украшение церквей. Он поднял роль и значение благочинных в епархии. Все епархиальные дела преосвященный Вениамин решал быстро, без волокиты.

Большое внимание преосвященный Вениамин уделял изучению Священного Писания. Он приказал во всех церквах вместо поучений читать и объяснять Священное Писание.

Занимался просвещением местных народностей, увещал их оставить языческие обряды.

Духовно-нравственные качества епископа Вениамина были таковы: благоразумие, постоянство, доброта души, строгое воздержание в личной жизни. Он помогал бедным, на свои средства строил церкви и богоугодные заведения. Отличался особой ревностью к богослужениям, требовал при богослужении строгого порядка. Очень любил тихое пение. За добрые качества души архиепископ Вениамин заслужил название «доброго пастыря».

Скончался 16 марта 1811 года и был погребён в Нижегородском кафедральном Спасо-Преображенском соборе; речь произнесённая на его похоронах архимандритом Иринархом была позднее издана Священным Синодом.

Следующим карельским архиереем, но уже с титулом «Олонецкий и Каргопольский» стал Иоанникий (Микрицкий). Сын диакона. В 1738 году взят был с другими священно- и церковнослужительскими детьми в Новгородскую семинарию, в которой состоял преподавателем с 1750 по 1762 годы (окончил полный курс в 1754 году).11 апреля 1758 года пострижен в монашество, в том же году произведён во иеромонаха. 14 января 1760 года произведён во игумена Новгородского Михайловского Сковородского монастыря. 2 февраля 1762 года произведён в архимандрита Троицкого данилова монастыря и назначен ректором Переяславской семинарии. 15 октября 1768 года перемещён в Юрьевский монастырь, а в 1773 году определён членом Новгородской духовной консистории. 2 апреля 1775 году назначен епископом Олонецким и Каргопольским. 10 марта 1782 года уволен по болезни на покой в Хутынский монастырь с пенсией в 500 руб., перемещён затем в Юрьев монастырь, где и скончался 29 декабря 1786 года. Похоронен в Паперти Георгиевского собора.

После его ухода на покой кафедру наследовал епископ Виктор (Онисимов).

Родился в Новгороде. Сын священника Новгородской Петропавловской церкви, что в Панской улице, Онисима Афанасьева.Поступил в Новгородскую семинарию в 1741 году и по окончании курса учения пострижен в монашество 11 апреля 1758 года; потом был учителем низших классов семинарии. Будучи учителем поэзии, он определён был экзаменатором при викарии Новгородском и вскоре отправлен в Испанию, при миссии. По возвращении 20 сентября 1766 года возведён в сан архимандрита Николо-Вяжищского монастыря и первый из архимандритов отправлял чреду священнослужения и проповеди слова Божия в Санкт-Петербурге. В 1770 году переведён из Вяжицкого в Валдайский Иверский монастырь.8 мая 1775 года назначен архимандритом Новгородского Юрьевского монастыря. 3 июля 1782 года в санкт-петербургском Казанском соборе хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. С 22 сентября 1783 года — епископ Владимирский и Муромский.

Шестым и последним викарным Олонецким епископом стал Амвросий (Серебренников).

Авраам Серебренников родился в 1745 году в селе Отчино (ныне — Вотчина Санчурского района Кировской области) в семье дьячка Казанской губернии (позднее Вятской). В 1758 году Серебренников поступил в Вятскую семинарию, по окончании которой продолжил обучение в Славяно-греко-латинской академии. Окончив академию в 1768 году, преподавал в Вятской, с 1773 года — в Троицкой Лаврской семинарии (по Бучневичу, в 1768—1775 годах он преподавал в Лаврской семинарии, а после пострижения в монахи в 1775 году, до 1778 года был префектом Вятской семинарии). В 1778 году Амвросий был переведён в Москву, на кафедру философии в Славяно-греко-латинскую академию, а в 1782 году был назначен ректором Новгородской семинарии и возведён в сан архимандрита новгородского Антониева монастыря.

26 декабря 1783 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского.

В то время Олонецкий край заселялся старообрядцами, что потребовало от него особого духовно-нравственного попечения и руководства о них. Епископ Амвросий занимался миссионерской деятельностью и многих старообрядцев возвратил к православной церкви. Он заботился о воспитании детей духовенства, о благоустройстве церквей, повышении нравственного уровня священников. Епископ Амвросий пользуется известностью и в духовно-русской литературе. Кроме печатных проповедей и приветствий, а также трех речей, произнесенных над гробом кн. Потемкина, литературная деятельность его выразилась в переводе (с французского перевода) «Потерянного рая» Мильтона, в участии в составлении словаря Российской академии (в которой он состоял членом) и проч. Некоторые не изданные рукописи его сохраняются в Синодальной библиотеке и Петербургской духовной академии.

Владыка Амвросий первым указал на необходимость создания отдельной корельской епископии. Начался поиск новой формы церковного устройства Карелии. После образования в 1784 году Олонецкого наместничества с центром в Петрозаводске и учреждения Олонецкого и Архангельского генерал-губернаторства указом Екатерины II от 15 мая 1787 г. Олонецкая викарная епархия была соединена с Архангельской в единую Архангельскую и Олонецкую с центром в Архангельске. 5 октября 1798 году указом императора Павла I, после ликвидации Олонецкой губернии, приходы Петрозаводского, Олонецкого, Каргопольского, Вытегорского, Пудожского уездов перешли в состав Новгородской епархии (это отразилось в наименовании её правящего архиерея, который в 1799—1800 и 1818 гг., когда не управлял одновременно и Санкт-Петербургской епархией, имел наименование «Новгородский и Олонецкий»). Они находились в ведении викарного епископа Старорусского, кафедра которого была в Хутынском монастыре. В 1801 г. Олонецкая губерния была восстановлена, с включением в её состав Повенецкого уезда. И наконец 22 мая 1828 году была образована отдельная Олонецкая епархия с кафедрой епископа в Петрозаводске, первым епископом стал Игнатий (Семёнов).

28 ноября 1786 года был определён архиепископом Екатеринославским и Херсонес-Таврическим.

Скончался 13 октября 1792 года.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам сайта «Православная Энциклопедия», 2020 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru