ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Касьянов день

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

13 марта (29 февраля по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю), в пятницу 2-й седмицы Великого поста, Русская Церковь чтит память преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Святой конца IV — первой половины V столетий, уроженец Рима, совершавший свои духовные подвиги на христианском Востоке. Ещё совсем юным будущий святой старец принял решение оставить мир и отправился на Святую Землю, где в Вифлеемской монашеской обители, близ места Рождества Христова, принял иноческий постриг и провёл два года. После этого на протяжении семи лет молодой отец Иоанн странствовал по Фиваиде и различным скитам, где набирался монашеского опыта у старцев.

Около 400 года от Рождества Христова святой Иоанн оказался в Константинополе, где был принят святителем Иоанном Златоустом. Именно в это время Кассиан был рукоположен в диаконский сан. В 405 году диакон Иоанн находился в составе посольства к Римскому папе Иннокентию I, у которого верные святителю Иоанну Златоусту клирики искали защиты для ложно обвинённого архиепископа Константинопольского. Там же, у себя на родине, отец Иоанн был рукоположен в сан священника. Именно к этому периоду относятся большинство богословских сочинений преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Вот как об этом свидетельствует его Житие:

В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей. По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417-419 годах написал 12 книг "О постановлениях киновий" палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами, чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В последующие годы преподобным Кассианом написано ещё четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырёх родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов "не еже хощу, сие творю"...

Также святой Иоанн в последние десятилетия своей земной жизни написал немало сочинений против еретиков, в частности в 431 году — против ересиарха Нестория. Оставив после себя значительное богословское наследие и многих учеников, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин мирно отошёл ко Господу в 435 году от Рождества Христова.

Из-за скачков даты памяти Иоанна Кассиана в невисокосные годы, возникали суеверия и народные приметы связанные с этим святым. Иногда встречаются версии о переносе на Касьянов день обрядов и представлений, связанных с языческими проводами зимы и Кащея, но строгих научных обоснований этой теории нет.

У восточных славян Касьянов день считался одним из самых опасных, демонических дней. Считалось, что всё, что каким-либо образом связано с этим днём, будет неудачным: если человек в этот день выйдет на улицу, то он рискует заболеть или умереть, если захочет поработать, то работа не будет спориться.

В простонародном представлении образ «Святого Касьяна», несмотря на всю праведность жизни реального человека, представлялся как отрицательный. В образе св. Касьяна, известном по сказкам, присутствуют демонические черты: несоразмерно большие веки, смертоносный взгляд («Касьян на что ни взглянет, всё вянет»), косоглазие («Касьян глазом косит»), дурной характер, злобность, связь с демонами, а также завистливость, склочность, маленький рост.

В русских сказках оппонентом Касьяна обычно является Никола-угодник, причём Николе отводится роль положительного героя, а Касьян выполняет функцию недостаточно умного или эмоционально чёрствого персонажа.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам:

1) Омэнн Д. Христианская духовность в католической традиции / Пер. с англ. Натальи Вакуленко, Минск, 1994.

2) Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах церкви. СПб., 1882.

2020 год

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru