ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Святые Земли Карельской

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Издалека прибыл в холодный Олонецкий край преподобный авва Лазарь. Он родился и получил воспитание в Царьграде. От юности Христа возлюбив, он принял и иночество в обители Афанасия Дискота, в Высокогорском монастыре, а потом жил в Кесари у епископа Василия, строгого ревнителя иноческой жизни, который не раз думал оставить епископское служение, но не делал этого, не получая знамения – Божьего благоволения к такому шагу.

Епископ Василий весьма желал побывать в Великом Новгороде, молва о котором широко была распространена по востоку, ибо не было паломников в Св. Землю и на Восток из Новгорода, незадолго пред тем там странствовал и Василий Новгородец – Святитель потом Новгородский, с которым и желал очень повидаться Василий Кесарийский. Но этого путешествия не суждено было ему предпринять: только в видении он зрел славный вольный город. Желая иметь подобие Новгородской иконы Софии Премудрости Божией, он отправил священноинока Лазаря в Новгород с подарками к св. Василию, который и принял с любовию пришельца из дальней страны.

Икона была написана и послана, а сам Лазарь остался жить в Новгороде. Вскоре умер его друг – святитель Василий Кесарийский. Невдолге после того, в 1332 г., св. Василий Новгородский ушел на безмолвие, принял схиму и мирно почил. Лазарь сам спрятал его честная останки и много пролил слез, в короткое время лишившись обоих своих друзей – святителей Василиев. Приемник св. Василия св. Моисей с любовью отнесся к Лазарю и принял его в житье у себя, но Лазарь упросил его разрешить жить в обители Василия.

Очень скорбел он в разлуке: думал было оставить Новгород и возвратиться в Грецию. Но вот ему во сне явился св. Василей Новгородский и велел идти к озеру Онега, на большой остров, который и назвал: «Мучь-остров». Не обратил должного внимания на этот сон инок, и вот вскоре ему является в сна св. Василей Кесарийский и говорит: «Помни, Лазарь, что сказал тебе Василий – (святитель) Великого Нова-Города, иди на указанное тебе место. У тебя будет большая обитель и ты соберешь много иноков».

Разузнав об этой местности, прп. Лазарь пошел к новгородскому посаднику Ивану Захарьевичу и стал просить у него это место под обитель, ибо оно составляло часть его личных земельных владений, но тот отказал сначала. Огорченный инок стал усердно молиться Богу и в утешение Господь послал ему в видении св. Николая и св. Василия Новгородского. Благословляя его, св. Василей сказал: «Не скорби, бедный Лазарь, ты получишь просимое, показанное тебе место, куда велел я тебе идти». Явившись посаднику, этот святитель строго его укорил за отказ и велел дать место под обитель. Испуганный видением грозным святителя, посадник призвал Лазаря, рассказал ему о видении и дал остров.

Но родители его, узнав об этом, стали очень бранить сына и потребовали, чтобы он даром не отдавал, почему тот и спросил с Лазаря сто гривен серебра, которые Лазарь и уплатил. Когда сборщики податей посадника поехали в Поморье, с ними отправился и прп. Лазарь. Пред отъездом он слезно помолился у гроба св. Василия и принял советы и благословения св. Моисея.

Сурова и неприветлива в то время была эта сторона! Преподобный Лазарь был первым, кто поселился на остров, и поставил здесь крест, а по времени и часовенку. Не мало скорбей принял он в пути, но эти скорби были лишь слабою тенью тех испытаний, какая привелось ему перенести на новом месте жительства.

В малой хижине, в посте, молитве, труде, в холоде и крайней скудости безропотно проводил он дни своей жизни. Кругом жили лопари и чудь, племена дикая и жестокая. Поселение русского привлекло их внимание к острову, и они всячески выживали его оттуда. Нападали на него, грозились его убить и съесть, били и изгоняли не раз, жгли его хижину… Не раз, и ночью и днем, они приходили на остров, чтобы убить старца. Селились около него с семьями и шумно покланялись своим идолам и тем еще более смущали его покой и нарушали его безмолвие.

Господь, однако, хранил Своего избранника и не давал осуществиться злой воли инородцев. Раз они искали его убить. Он скрывался в пещер на гор Теревице в версте от острова. Его не нашли, зато в бессильной злобе спалили его хижину. А в хижине оставался образ Божьей Матери – благословение Лазарю его духовного отца Афанасия Цареградского. Когда недруги ушли, Лазарь пошел на пепелище. Вдруг он видит свою икону, в свете, стоящую довольно высоко от земли у дерева, никем не поддерживаемую. Обрадованный он начал молиться и услышал глас: «Призрю на смиренныя рабы и на это место. Приказываю тебе: поставь на этом месте церковь Успения Богородицы». Упал умиленный инок и, встав, долго пел хвалу Преблагословенной. Вдруг снова слышит глас от иконы: «Неверные люди будут верными, будет единая церковь и единое стадо Христово». Икона спустилась на руки инока, и он с радостью отнес ее в свою келлию.

В другой раз, когда он скрывался в пещере за островом, видел над островом много благообразных людей, ходивших по острову и дивно певших. Среди них была Величественная Жена, сияющая несказанно светом и златом. Ей была воздвигнута впоследствии Успенская церковь. Ободренный этими видениями, прп. Лазарь пришел на первое место поселения. Поставил св. икону у места ее прославления, устроил крест и, соорудив келлию, уже небоязненно стал в ней жить, возложив все свое упование на Пресвятую Деву Матерь Божью.

Терпение святого старца, его незлобие, кротость – тронули, наконец, жестокая сердца лопарей. В то же время были события, которые ясно говорили им, что этот старец находится под охранением свыше. Среди лопарских селений по временам явились на воздух грозные юноши, которые наказывали лопарей, их жен и детей и приказывали уйти с острова. Порою слышался звон. Но не сразу сдались эти люди.

У старшины племени было слепорожденное дитя. Желая убедиться в чудесности старца и его сил от Бога, лопарь принес ему слепое дитя и сказал: «Исцели его и мы уйдем с острова, как приказывают твои слуги». Старец в твердом уповании на милость Божью помолился, окропил дитя св. водою, приложил его к чудотворному образу Божьей Матери и отдал отцу уже прозревшим. Пораженный лопарь тогда подробно рассказал о бывших им видениях. В другой раз он пришел уже с подарками… По времени он не только крестился со всеми домочадцами своими, но поступил в обитель и стал иноком.

Большая часть племени отодвинулась на север к океану, а которые остались, скоро под влиянием преподобного стали христианами. Так прп. Лазарь в этой местности стал просветителем лопарей. Слава о нем постепенно широко распространилась, и к нему стали собираться ревнители иноческой жизни. Поставили церковь в честь праведного Лазаря – Друга Господня. Преподобный отправился в Новгород, где прежде всего горячо помолился у гроба св. Василия. Там с неизменною любовью он был встречен и святителем Моисеем, который дал ему св. антиминс, книги и сосуды для освящения церкви. Посадника Иоанна уже не было в живых. Сын его Феодор также с любовью и почтением принял Лазаря, отдал согласно воле отца сто гривен серебра, которые тот некогда по настоянию родителей взял с Преподобного, и дал еще грамоту на вечное владение Мучь-островом, Муромским озером и окрестными речками и островами.

Богато одаренный всеми, старец возвратился домой и освятил храм. По времени была устроена и Успенская церковь и монастырь назван Успенским Муромским. К Преподобному собирались иноки отовсюду. Были и пришельцы из Царьграда – Елеазар, Назарей и Евмений, основавшие потом монастырь Предтеченский в Олонецком уезде, ныне не существующий. Это были люди святой жизни и их имена всегда были помещаемы в старинных святцах, что и служит доказательством их высокоподвижнической жизни.

Из Киева к нему пришли старцы Иона и Евфросин, которые и строили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Со Святой Горы Афонской к нему пришел ученый инок веригоносец Феодосий, который устроил трапезную церковь в честь св. Иоанна Предтечи и предложил назвать монастырь Успенским Муромским.

Совершив свое жизненное течение и исполнив от Господа данный жребий служения, преподобный Лазарь, выбрав по просьбе братии преемника себе в лице Феодосия, написав в виде завещания сказание о своей жизни, будучи 105 лет, тихо почил о Господе 8 марта 1391 г. и был погребен в основанной им обители.

По смерти аввы обитель его продолжала служение делу просвещения лопарей и окрестному русскому населению была доброю учительницею жизни по заповедям Божьим.

Благотворному влиянию обители во многом способствовала святая жизнь одного из преемников прп. Лазаря по игуменству прп. Афанасия, который был, строгий постник, веригоносец и молитвенник, он вскоре по своей смерти был прославлен от Господа даром чудотворений. Его вериги доныне лежат на его гробе.

Память святых Лазаря и Афанасия издавна чтится вместе. После многих болезней, трудов и скорбей они вошли в вечный покой Господень, как рабы к своему Господину, не зарывшее данные им таланты, но потрудившееся до последнего вздоха на ниве Христовой.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии , 2020 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru