ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


К 26 - летию возрождения Православия на Лахденпохской земле.

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Православие на Лахденпохской земле имеет давнюю и богатую историю. Изначально центром Православия в этом крае был древний Кирьяж (ныне поселок Куркиеки ). О древности поселений в районе Куркиёки говорит обилие археологических памятников. В частности, рядом расположены городища Хямеенлахти, Ранталиннамяки, Лопотти, Яамяки, которые, согласно предположениям археологов, находились здесь в XII—XIV веках.

Первым упоминанием Куркиёки считают запись в новгородской первой летописи младшего извода под 1396 годом

В лето 6904 (1396) Пришедше Немци в Корельскую землю и повоеваша 2 погоста: Кюрьескый и Кюлоласкый, и церковь сожгоша; и князь Костянтинъ с Корелою гнася по них, и языкъ изима и присла в Новъгород

Следуя этому летописному сообщению, в 1996 году посёлок отмечал 600-летие.

До заключения Столбовского мирного договора территория относилась к Корельской половине Водской пятины и входила в Богородицкий Кирьяжский погост Карелии, а с 1617 года она отошла к Швеции. В 1630 году из Куркиёкского погоста был выделен Яккимский приход. В 1634 году был образован Кексгольмский лен. В 1656 году Русское царство предприняло попытку отвоевать территории, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру.

В 1618 г. была учреждена лютеранская епархия в Выборге, в подчинении которой оказался и Кексгольмский (Карельский) лен. Лютеранскому епископу были подчинены и православные приходы на завоеванных землях. В то время еще сохранились 26 православных прихода и 13 действующих церквей.

В 1622 г. шведское правительство обязало Выборгского епископа искоренить православные службы и обратить православных в лютеранство. Началось активное строительство лютеранских церквей. Часто под лютеранские церкви использовали бывшие православные.

В 1625 г. в Стокгольме была открыта русскоязычная типография. В 1628 году Ханну Флёрих издал в Стокгольме лютеранский катехизис на славянском языке. Он специально предназначался для православных священников и дьяконов. Обращенный в лютеранство воевода, землевладелец из Терву Ефим Симонов (Симо Весимаа) перевел лютеранский катехизис на русский язык. По этому лютеранскому катехизису православных священников принуждали обучать прихожан. Если они отказывались – за этим следовал штраф, затем заключение под стражу.

С 1645 года введено было обязательно обучение лютеранскому учению после служб.

С 1632 года было распоряжение, что если православный священник умирал или его место освобождалось, то из-за границы запрещалось приглашать другого священника. По распоряжению епископа Выборгского Николауса Магния Карелиуса в каждый православный приход был назначен кроме православного священника и лютеранский пастор, которого должен был содержать приход. Так как большая часть населения понимала финский язык, православным священникам было указано читать проповеди на финском языке, вторую проповедь читал лютеранский пастор. Затем был издан приказ, чтобы все, кто понимает финский язык перешли в лютеранство.

В начале русско-шведской войны 1656—1658 годов, осенью 1656 года, Куркиёки заняли русские войска. Также с июля по сентябрь русские войска численностью 2500 человек безуспешно осаждали близлежащую крепость Кексгольм. После ухода русских войск, шведы прошли по Ладожскому побережью, сжигая православные церкви, разоряя дома православных карел, уничтожая скот. Так в Куркиёки была разрушена церковь Пресвятой Богородицы.

20 мая 1668 года по ходатайству графа Туура Оксенштерна, Куркиёки получил статус торгового города и название — Кроноборг. В то время официальные документы в городе составлялись на трёх языках — шведском, русском и немецком. Причём здесь остался православный приход и православная церковь неподалёку — в Тиурула. Это произошло потому, что в Тиурула были земли православного боярина Родиона Лукьяновича Лобанова, перешедшего на службу к шведам. Шведские власти пытались использовать православных священников для обращения местных жителей в лютеранство.

Примечательна история местного священника Иоакима Терентьева. В 1623 году он Новгородским митрополитом Макарием он был рукоположен в священный сан и назначен настоятелем Кирьяжского прихода. Оказавшись в Западной Карелии он глубоко заинтересовался лютеранским учением. Знакомство с Катехизисом Лютера так поразило его, что он начал прямо насаждать протестантское учение среди своих прихожан. Местные жители были возмущенны подобным поведением своего духовного отца и отказывались посещать проводимые им богослужения, предпочитая получать духовное назидание и утешение от бывшего священника этого прихода протоиерея Осипа Куисма. Иоакиму удалось добиться заключения Осипа под стражу. Ситуация накалилась. Желая избавиться от ненавистного проповедника, местные жители составили на Иоакима донос, обвинив его в колдовстве. Судебный пристав-исполнитель Ефим Симонов на судебном разбирательстве свидетельствовал, что Терентьев пытался обучать магии его сына. Иоаким защищался, утверждая, что все обвинение было связано с его учением и обращением в лютеранскую веру, но суд, очевидно за взятку, все же приговорил его к смертной казни за колдовство.

В 1644 году в Куркиеки священников было четыре.

По результатам Северной войны в 1721 году согласно заключённому Ништадтскому мирному договору Швеция передала России среди прочих земель и юго-восточную часть Кексгольмского лена.

В Куркиекском уезде православное население в основном проживало в прибрежных деревнях: Тиурула, Терву, Сорола, Микли.

В 1731 г. православная церковь действовала только в Тиурула.

В 1812 г. в Выборгской губернии было 25000 православных прихожан. Большая часть их проживала в приладожских районах. Самые многочисленные православные приходы были в Сортавальском (куда в то время входила и Яккима) и Салминском уездах. Число православных постоянно увеличивалось. Так в 1870 г. их было уже 35000, а в 1890 – 45000 человек.

Указом 1815 г. предписывалось использовать финский язык в церковных богослужениях в финноязычных приходах. К 1865 г. были переведены на финский язык и изданы все необходимые для богослужения книги, а в 1883 г. вышел указ, согласно которому все православные священники в Финляндии должны были знать финский язык.

Православные дети получали начальное образование в церковно-приходских школах. Преподавание в них велось на финском, и на русском языках по желанию родителей. В 1880 г. в г. Сортавала была открыта семинария для подготовки учителей церковно-приходских школ. Образование в церковно-приходских школах велось на хорошем, современном уровне, во многом благодаря большой работе директора Сортавальской семинарии протоирея Сергия Окулова.

В 1892 г. была учреждена Финская православная епархия, в которую вошли и приходы Выборгской губернии. Первым викарным епископом Финляндским и Выборгским стал Антоний.

С 1933 г., центром православного прихода становится построенная в п. Лопотти (Куркиеки) церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь была построена по чертежам Й. Броке.

После Зимней войны согласно Московскому договору от 12 марта 1940 года большая часть Выборгской губернии была передана СССР. Полученная территория была сразу же разделена, весной 1940 года. Северную её часть присоединили к Карельской Автономной ССР, которую преобразовали в Карело-Финскую ССР, южную — к Ленинградской области. Посёлок Куркиёки был определён в Карело-Финскую ССР. До 1945 года был административным центром Куркиёкского района. Во время Зимней войны церковь осталась целой, после чего была частично разрушена советской властью и использовалась как столовая.

Церковь сгорела полностью в 1944 году.

Строительство церкви в самом Лахденпохья началось с приездом в 1994 году священника Георгия Цапа.

С недавних пор городок, раскинувшийся на живописном побережье Яккимваарского залива Ладожского озера, украшает церковь, которую 21 мая 2005 года Архиепископ Мануил освятил во имя Пророка Илии. Сегодня этот небольшой деревянный храм впечатляет своим благолепием. По инициативе местной администрации с 2006 года его престольный праздник, который чествуется 2 августа, стал Днем города.

Всего в десятках километрах пути, преодолеваемого по Ладоге за один час, находится Лахденпохья от святого острова Валаам. В первую годовщину освящения храма, в день памяти святого Пророка Божия Илии, в городе был совершен первый крестный ход. В своем приветственном письме к жителям города настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий напомнил тогда, что традиция крестных ходов на Руси в Ильин день, прерванная в XX веке, имеет почти 400-летнюю историю. «Эти крестные ходы, – пишет Владыка, – были посвящены памяти патриотов Земли русской, поднявших в день Илии Пророка народ набатным звуком колокола Ильинского храма против Лжедмитрия и польских интервентов, сохранивших для нас Родину и веру». Так с возвращением Православия в издревле православный Приладожский край – родину карельского народа восстанавливается и оборванная историческая нить.

Богослужения совершаются еженедельно.

Митрополит Константин никогда не оставлял без своего пастырского внимания Лахденпохский приход. 1 ноября 2015 года, посещая Северное Приладожье, владыка Константин совершил молебен Ильинской церкви. 24 апреля 2016 года глава Карельской митрополии возглавил служение Божественной литургии в храме Илии Пророка г. Лахденпохья, а 7 мая 2017 года, в Неделю о расслабленном, митрополит Константин вновь совершил торжественное богослужение в г. Лахденпохья.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам сайта «Кирьяж» , 2020 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru