ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Дабы жила память

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Пряжа. 23 марта 2020 года, руководитель Епархиальной комиссии по канонизации святых, настоятель Покровского храма поселка Пряжа иерей Константин Кукушкин принял участие в заседании организационного комитета по подготовке торжественных мероприятий по случаю 75 – летия победы в Великой Отечественной войне в Пряжинской районной администрации. В ходе конструктивной беседы участники заседания смогли еще раз обсудить все нюансы грядущего праздника Великой Победы, до которого осталось менее двух месяцев. После заседания отец Константин обсудил с Главой Администрации Пряжинского национального района Оксаной Михайловной Гаврош инициативу по установке в Ведлозере, в родном селе выдающегося карельского краеведа и этнографа священника Дмитрия Островского мемориальной доски.

Установка памятного знака в год 100 – летия смерти великого сына Карельской земли станет достойным актом благодарности потомков, дабы память о делах отца Димитрия вечно жила в сердцах и умах грядущих поколений нашей Республики!

Информационный отдел Петрозаводской епархии публикует выдержки из доклада руководителя комиссии по канонизации святых Петрозаводской Епархии, настоятеля храма Покрова Богородицы пгт. Пряжа иерей Константина Кукушкина «Дмитрий Островский - священник, миссионер и ученый - исследователь Олонецкой губернии».

***

Дмитрий Васильевич Островский родился 24 октября 1874 года в с. Ведлозеро Олонецкого уезда Олонецкой губернии в семье наставника Ведлозерского земского училища Василия Ивановича Островского (впоследствии диакона Ведлозерского прихода, рукоположенного в диаконский сан «по прошению прихожан в 1875 году» (л.21-об.22 НАРК Ф.25. Оп.20, Д.26/267) и его законной жены Анны Ивановны, дочери священника Тулокского прихода Иоанна Логиневского, о чем имеется запись в Метрической книге Ведлозерского прихода за 1874 год (с.573 НАРК Ф.25, Оп.24, Д.127). Стоит отметить, что в большинстве работ исследователей, касающихся личности Д.Островского утверждается, что он якобы «родился в 1875 году в семье диакона», что является ошибкой и не соответствует действительности. Позже диакон Василий - отец Дмитрия Островского 08 июня 1882 года епископом Олонецким и Петрозаводским Павлом (Доброхотовым) был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем храма с. Виданы Петрозаводского уезда (ПРИМ. ныне Пряжинский район РК) (с. 55. Православные приходы Пряжинского района по материалам Национального архива Республики Карелия, приход храма Покрова Богородицы п. Пряжа, 2016 г.). Кстати, тогда поселок, а точнее село – называлось не ВиданЫ как сейчас, а ВиданА – о чем свидетельствует написанная впоследствии статья под названием «село Видана», автором которой является о. Дмитрий Островский, напечатанная в «Олонецких епархиальных ведомостях» (ОЕВ, 1900 г., № 12 с.457-461) и две другие статьи, напечатанные в «Олонецких губернских ведомостях» - одна из них написана им же (Д.Островским) – «Поездка воспитанников учительской семинарии в с. Видану»(ОГВ , 1908 г., №123 с.2) и другая, автором которой является П. Митровольский носит название «Ильин день в с.Видане» (ОГВ, 1891г.,№60).

В 1882 году семья Островских переезжает в с. Видану. Здесь в церковно-приходской школе будущий ученый и краевед получил начальное образование. В семье священника Василия Островского было четверо детей, но именно его старший сын Дмитрий стал самым известным в Олонецкой губернии и за ее пределами. В 1895 году Дмитрий Островский оканчивает Олонецкую духовную семинарию и поступает в Московскую духовную академию, которую оканчивает в 1899 году со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра без нового письменного испытания (кстати, степень магистра в то время была так сказать промежуточной между кандидатом и доктором, в отличие от настоящего). Еще один интересный факт – обычно, выпускники Олонецкой духовной семинарии, желающие продолжить дальнейшее образование и посвятить себя церковной науке (потому что, чтобы стать обычным приходским священником – достаточно было и семинарского образования) поступали в Санкт-Петербургскую духовную академию (фактор элементарной близости по расстоянию, прямое водное сообщение – пароход (Петрозаводск - Спб)…Позволю себе напомнить, что железнодорожное сообщение в Олонецкой губернии началось только с 1916 г. таким образом, по сути своей, поступление в МДА – было слишком затруднительным и далеким по расстоянию на то время…., какая мотивация была у Д.Островского при поступлении именно в МДА, а не в СпбДА - вопрос открытый…- ..может личность ее ректора Антония Храповицкого - известного богослова и ученого в противовес ректору СпбДА..? Может личность преподавателя МДА, профессора кафедры истории церковного раскола Ильи Громогласова (впоследствии прославленного в лике святых в чине священномученика) - известного российского богослова, одного из лучших специалистов в области церковного права и истории старообрядчества. Именно во время обучения в Московской духовной академии Д.Островский начинает особенно интересоваться исследованиями старообрядческого раскола и различными сектанскими направлениями.

Следует отметить, что в то время Олонецкая губерния, а точнее ее некоторые области являлись своего рода «рассадниками» старообрядческого раскола, где существовали известные Выговская (или Выгорецкая) пустынь, Даниловский скит. Впоследствии, Дмитрий Островский посвятит именно проблеме раскола несколько своих работ: «Очерк из истории Выговской старообрядческой пустыни» (Памятная книжка Олонецкой губернии на 1909 г, г. Петрозаводск, Олонецкая губернская типография, с.188-191), «Из истории Олонецкого старообрядческого раскола» (книга, Петрозаводск , Олонецкая губернская типография, 1910 г. 36 с.) , «Несколько слов по поводу современного состояния раскола в Олонецкой епархии» (ОЕВ, 1902 г. № 23 с.769-772, № 24 с.811-814) и знаменитая его работа также вышедшая в Петрозаводске в 1914 году в виде книги – это «Выговская пустынь и ее значение в истории старообрядческого раскола». Стоить отметить, что в духовной академии Дмитрий Островский обучался в одной группе с известным впоследствии иерархом Русской Православной Церкви митрополитом Иосифом (Петровых). В 1899 году, как уже говорилось выше Дмитрий Островский оканчивает МДА со степенью кандидата богословия и возвращается в родной Петрозаводск. Сразу по возвращении он поступает преподавателем в Олонецкую духовную семинарию, где с октября 1899 года преподает сразу несколько дисциплин: Литургику, Гомилетику и Практическое руководство пастырей (с. 102, Памятная книжка Олонецкой губернии на 1902 год, Петрозаводск, Олонецкая губернская типография). Здесь в 1900 году Д.Островский пишет одну из своих первых работ под названием «Каргопольские бегуны/ Секта Христовых странников //краткий исторический очерк» , которая вышла в «Олонецком сборнике. Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края» в 1902 году в Петрозаводске. Кроме того, его имя сразу же появляется в списке членов Олонецкого губернского статистического комитета, где Д.Островский будет трудиться вплоть до 1917 года. Появление его в комитете в качестве действительного члена, конечно же, не было случайным, ибо основные направления данного комитета такие как история, археология, краеведение – были (интересами) и Островского. Губернские статистические комитеты Российской империи того времени практически ежегодно выпускали печатное издание под названием «Памятная книжка. В Олонецкой губернии также выпускали «Памятную книжку» - своего рода провинциальное справочное издание. В разделе «История, краеведение и этнография» в ПКОГ ряд статей и работ имеют авторство Д.Островского. Так в «Памятной книжке Олонецкой губернии за 1902 год» его статья, посвященная его родной Олонецкой духовной семинарии (ПКОГ 1902, с.247-259), в которой Островский рассматривает историю основания семинарии, ее значение для губернии, приводит статистику. Заканчивает эту статью он словами, которые показывают его любовь к родному краю и его истории: «В заключении,- пишет он, - присоединяясь к нынешнему чествованию столетия Олонецкой губернии, выражаем надежду, что Олонецкая духовная семинария, вот уже 72 года с успехом выполнявшая просветительскую задачу, с таким же и еще большим успехом будет выполнять ее и в будущее время, давая Олонецкому краю образованных пастырей и учителей, сеющих на народной ниве чистое Христово учение, и тем содействующих поднятию общего религиозно-нравственного уровня жителей нашего края». (ПКОГ, 1902 с.259).

В 1903 году Дмитрий Островский был рукоположен в священнический сан и назначен Олонецким епархиальным миссионером. Его имя мы видим среди штатных членов Олонецкой духовной консистории. В связи с новой должностью он оставляет преподавание в духовной семинарии, но не оставляет учительского дела и попечений о нем. Так, начиная с 1904 года о. Дмитрий Островский был попечителем Виданской церковно-приходской школы, где учительницей трудилась его родная сестра Серафима Васильевна Островская. В 1908 году совмещая должности епархиального миссионера и члена Губернского статистического комитета о. Дмитрий становится законоучителем Олонецкой губернской мужской и Мариинской женской гимназий (c.85,86 ПКОГ 1908), а также членом совета Александро-Свирского братства. Александро - Свирское братство было создано 22 февраля 1892 года в г. Петрозаводске по благословлению епископа Олонецкого и Петрозаводского Павла (Доброхотова) (именно этот епископ рукополагал в сан диакона Василия Островского – родителя Д.Островского). Братство было организовано для «оживления и просветления в народе религиозного духа, прояснению нравственности и христианского сознания», т.е. было создано с миссионерской целью. Братство занималось широкой проповеднической и образовательной деятельностью, организовывало регулярные народные чтения, лекции. Для нужд братства был построен отдельный каменный дом, который располагался на углу ул. Пушкинской и Соборной, который получил название Назарьевского дома, т.к. был построен на средства Владыки Назария, управлявшего Олонецкой и Петрозаводской епархией с 1897 по 1901 гг. Отец Дмитрий Островский очень часто выступал в Назарьевском доме с лекциями и докладами. В этом же 1908 году он (о. Дмитрий) получает еще два назначения : первое - он входит в состав Олонецкого епархиального комитета православного миссионерского общества (с.160 ПКОГ 1908 г.) и второе – входит в состав Петрозаводского Православного Братства во имя св.блг.вл.кн. Александра Невского при церкви Олонецкой мужской гимназии(с.161 ПКОГ 1908 г.) В 1910 году Олонецкий епархиальный миссионерский совет был объединен с Александро-Свирским Братством (ПРИМ.-о.Д.Островский входил как в Братство, так и в миссионерский совет), и о.Д.Островский был включен в члены совета данного объединения, а в 1912 году он будет назначен в нем председателем совета (с.124 ПКОГ 1912 г.) 08 февраля 1910 года в Петрозаводском Народном доме (он также располагался на ул.Пушкинской, как и Назарьевский дом) от Общества распространения образования была прочитана лекция на тему «Из истории Олонецкаго старообрядческаго раскола», которая впоследствии была напечатана в ОГВ (Олонецких губернских ведомостях) за 1910 г.,была издана в виде книги также в 1910 году в г. Петрозаводске, а также помещена в «Памятной книжке Олонецкой губернии» за 1910 год (с.179-194 ПКОГ , 1910 г.). Данная статья, стиль ее написания представляет особый интерес. Она написана высокохудожественным языком автора (ПРИМ. - о.Дмитрий в свое время среди прочих дисциплин в ОДС был преподавателем Гомилитеки- исскуства проповеди и слова, и я позволю себе привести некоторые обороты его речи, которые свидетельствуют о его великой любви к родному Олонецкому краю-нынешней Карелии). Вот, что он пишет в данной статье: «Позволю себе занять ваше благосклонное внимание « делами давно минувших дней, преданьями старины глубокой» (всем нам известные строки из А.С.Пушкина – свящ.К.К.), - весь интерес которых вижу прежде всего в том, что эти «дела» и «преданья» касаются близкой нам Олонии, в коей мы, по велению судьбы, коротаем «дни жизни нашей». Знать не только настоящее, - продолжает он, - но и прошлое местности и людей, среди которых ты живешь, - так естественно, так свойственно человеку. Избирая тему своего чтения, я льстил себя надеждой, что быть может, своим чтением я вызову в ком-либо интерес к нашей Олонии – в ея прошлом и настоящем, я таким образом, быть может буду косвенною причиною более достойногои ценнаго труда о нашей северной окраине – этой так сказать, по мнению многих «Галилее языческой», - из которой будто-бы не выходит ничто доброе. Говорю – «будто-бы», так как уверен, что если бы нашлись люди, имеющие силы и талант описать настоящим образом нашу Олонию, то тогда все увидели бы , что Олония вовсе не «Галилея языческая», а очень и очень интересная страна, из которой , из которой при благоприятных условиях, может выйти много и очень полезнаго и добраго» (с. 179 ПКОГ 1910). В данной статье о. Дмитрий рассматривает историю раскола, ее причины, приводит статистику, имена.. и что интересно, он будучи миссионером и апологетом ( ПРИМ.-и по складу характера и по должности- свящ. К.К.)-т.е человеком который защищает свои религиозные взгляды , в данной статье говорит о братьях Денисовых(братья Денисовы –главные вожди так сказать старообрядческого раскола первой половины 18 века, основатели и первые настоятели знаменитой Выговской пустыни, о которой напомню о.Дмитрий писал одну из своих научных работ), но говорит о них даже без тени какого либо осуждения к их ложным религиозным взглядам и заканчивает в том же стиле, что и начало, т.е. с чувством глубокой любви к людям и Отечеству: «Принося великий вред в церковном отношении, Денисовы несколько быть может, искупили его тем, что своею деятельностью содействовали колонизации и промышленному развитию нашего севера. Эта заслуга их пред нашей Олонией, конечно всецело не искупает их греха церковнаго раздора, но только быть может несколько покрывает его. Поэтому поводу приходится сказать: «нет худа без добра». Самое зло Господь обращает во благо людям! Наконец, какие удивительные по целостности, энергии, уму и талантам характеры представляют нам Денисовы и многие другие старообрядцы. Что если бы такие таланты были обращены на творческую работу во благо родины, как она скоро процвела бы на удивление всему миру! Но мы верим, что наша Олония таит в себе много творческих сил и талантов, они в свое время выйдут на работу во благо дорогого отечества и в частности на пользу родной Олонии, и тогда более и более прославится она – эта Олония и все увидят, что она очень интересная страна, а вовсе не «Галилея языческая» (с.194, ПКОГ, 1910 г.) Очень удивительные слова и стиль изложения речи. В 1907 году, а точнее 26 ноября 1907 года в селе Видлица Олонецкого уезда архиепископом Финляндским и Выборским , впоследствии Патриархом Московским и всея Руси Сергием (Страгородским) было образовано Православное Карельское братство во имя святого Великомученика и Победоносца Георгия. Своей проповеднической, миссионерской деятельностью Братство охватывало не только Олонецкую, но и Архангельскую губернии и часть Финляндии и о. Дмитрий Островский будучи миссионером по духу и складу характера вступает в данное Братство и его имя мы видим сначала среди так сказать «годовых» членов в 1911 и 1912 годах, а в 1913 году он включен в состав Совета Братства. В 1915 году о. Дмитрий Островский был включен в состав Комиссии при совете данного Братства для испытания в знании карельского языка кандидатов в клир. ( с. 91 ПКОГ 1915), что свидетельствует о том, о. Дмитрий помимо прочих своих талантов еще владел и карельским языком. Годом ранее, в 1914 году Дмитрий Островский от Олонецкого отдела Императорского Православного Палестинского Общества был включен в состав Комиссии по организации в епархии Палестинских чтений. Стоит отметить, что многочисленные участия в общественных и церковных организациях, его должности - не были так сказать номинальными для о. Дмитрия - везде он отдавал свои силы, прилагал все свои знания и умения. Но, пожалуй, главным и наибольшим вкладом в историю Олонецкой губернии - был его вклад в музейное дело. В 1913 году по инициативе Олонецкого вице-губрнатора Александра Федоровича Шидловского в Петрозаводске было создано «Общество изучения истории Олонецкой губернии». Согласного своего Устава Общество имело целью изучение Олонецкой губернии преимущественно в отношении историческом, географическом, естественно-научном, бытовом и культурном (параграф № 1УСТАВА). В параграфе №2 того же Устава под пунктом «а» говорится, что для достижения своих целей общество собирает разного рода материалы, относящиеся к предметам ведения Общества и устраивает для них библиотеки и музеи. Отец Дмитрий Островский практически сразу же вступает в данное Общество и становится одним из самых активных его членов. Общество выпускало свой печатный орган под названием «Известия Общества изучения истории Олонецкой губернии» и часть статей и материалов имеет авторство о.Дмитрия. Известно, что ранее в Петрозаводске существовало всего лишь 2 музея: 1) Олонецкий Естественно-Промышленный и Историко-Этнографический музей, основанный в 1873 году, который помещался в доме Губернатора и 2) Музей горного Ведомства, который находился при Александровском заводе г. Петрозаводска. (с.220 ПКОГ 1907 г.). В 1912 году епископом Олонецким и Петрозаводским Никанором был открыт в Олонецкой епархии Епархиально-Историко-Археологический Комитет, который взял на себя труд заботиться об охранении памятников церковной старины в епархии. Вот, что пишет об этом в своем труде под названием «Краткое описание церковных древностей Олонецкого епархиального церковного древлехранилища» о. Дмитрий Островский, именно который и стал собирателем и организатором музея-древлехранилища: «Древлехранилище Назарьевского Братского дома, - пишет он, - устроилось по мысли бывшего Олонецкого епископа Преосвященного Назария с целью охранения старины. Благодаря ревностной деятельности епископа Назария и преемника его по кафедре Преосвященного Анастасия, епархиальное хранилище обладает довольно большим количеством ценных предметов церковного обихода, собранных по преимуществу из ризниц приходских церквей епархии, частью полученных в виде пожертвований от частных лиц». (с.39 свящ. Д.Островский //Краткое описание церковных древностей Олонецкого епархиального церковного древлехранилища, Олонецкая губернская типография, Петрозаводск , 1912 г.) В своем труде, вышедшем в виде отдельной книги в 1912 году в Петрозаводске и напечатанном в ОЕВ о. Дмитрий описывает предметы церковной старины Олонецкой епархии 15-16-17-18 веков (старинные антиминсы, Евхаристические чаши, напрестольные кресты, Напрестольные Евангелия, сборники служб карельским святым, их жития, богослужебные книги и многое другое). Отдельная глава под названием «О предметах времени Петра I» этой книги-описания заслуживает особого внимания и представляет особый исторический интерес. Вот, что пишет о. Дмитрий: «Для Петра I Олонецкий край во время войны со шведами был опорным пунктом, при содействии которого Преобразователь России (прим. так он называет Петра Великого) прорубил окно в Европу. Устроенная Петром I Лодейнопольская верфь дала первые суда его славного флота, и им же основанный Петровский завод (в Петрозаводске) доставлял пушки, столь необходимые для царствования Петра I-го в пору его кипучей деятельности на благо России. В конце царствования, когда неутомимая деятельность ослабила железное здоровье Царя и когда его стали посещать болезни, любимый Петром Олонецкий край неоднократно доставлял ему большое утешение и исцеление своими марциальными водами, при нем же открытыми в 50-ти верстах от Петрозаводска, в 8 верстах от селения Кончезеро. Неудивительно, что Олонецкий край удостоился частых посещений Великого Преобразователя. Высокопреосвященнейший Игнатий – первый самостоятельный епископ Олонецкий и Петрозаводский – в своей весьма интересной статье «Воспоминания о Высочайших пришествиях Великого Государя Петра I, коими осчастливлен край, составляющий ныне Олонецкую губернию» (губернией Олонецкий край является с 1841 г.) насчитывает 10-ть посещений Петром I-м Олонецкого края. Некоторые наши историки говорят о 8-ми посещениях, что как мы видим, противоречит историческому источнику. Далее, пишет о. Дмитрий: «Неудивительно также поэтому, что в Олонии сохранились и бережно хранятся памятники от Петра I-го и от Его времени, Петропавловский собор и летний сад – памятники от Петра I-го в самом Петрозаводске. (Прим. Петропавловский собор-первый кафедральный (т.е. главный храм епархии и области) Собор, как говорит предание, - продолжает о. Дмитрий, -построен по собственному чертежу Государя. Петропавловский собор Петрозаводска был трехпрестольным и имел приделы – в честь апп. Петра и Павла, Алексия, человека Божия и св. блг.кн.Александра Невского. И тут о.Дмитрий Островский приводит очень интересную мысль!!! «Главный Престол в нем (т.е. в соборе), - пишет он, - во имя святых апостолов Петра и Павла устроен по тезоименитству Государя. Правый придел на хорах во имя Алексия, человека Божия устроен вероятно по имени царевича Алексия Петровича, который сопровождал своего родителя в первый поход его по Олонии и крепости Орешек. Левый придел – во имя благоверного князя Александра Невского, вероятно в признательность Александру Меньшикову, который участвовал во взятии Шлиссенбурга и был первым начальником Олонецкой верфи и Петровского завода. (кстати, у нас нет никакой таблички об истории образования Петровских заводов и Петрозаводска в целом).. «Вид собора пирамидальный – вид памятник. На собор со вне были устроены особые всходы для астрономических частых наблюдений царя. Внутри иконы писаны придворными живописцами тогдашней новой школы - продолжает Дмитрий Островский. Далее, пишет он: «Летний сад в Петрозаводске насажден тоже Петром I-м. В нем стояли походная из брезента церковь и дворец. Местоположение их в настоящее время обозначено столбами с соответствующими надписями. Вырытый при Петре I-ом небольшой пруд и теперь существует. От времени Петра I-го сохранилась прекрасная французского образца в стиле ампир люстра, переданная древлехранилищу из Петропавловского собора. Из собора же переданы древлехранилищу вериги, принадлежащие, по преданию современнику Петра I-го блаж. Фаддею.(Прим. блж.Фаддей Петрозаводский канонизирован РПЦ в чине месточтимых святых в 2001году и в следующем году его имя появится в Общецерковном календаре) «Под покровом юродства, - пишет Островский, - Фаддей скрывал глубокую нравственную и обладал в некоторой степени даром прозорливости» - так характеризовал Фаддея преосвященный Игнатий, епископ Олонецкий («Воспоминания», с.33). Блаженный Фаддей был лично известен Петру I–му и не раз беседовал с Государем во дворце в бытность Его на заводе. В 1724 году при прощании с Государем блж.Фаддей сказал: «Не видать более здесь надежи – Государя». Слова эти остались в памяти многих и Сам Государь обратил на них Свое внимание. Слова оказались пророческими. В 1725 году Петра I-го не стало и посещение им Олонецкого края в 1724 году было последним». Оканчивает это свое описание о.Дмитрий опять же с великой любовью к людям о родному краю: «В заключение, - пишет он, - считаю долгом сказать, что посетители древлехранилища с большим вниманием и интересом относятся к предметам церковной старины. Этим объясняется мое желание дать хотя бы краткое описание предметов старины. Чем объяснить внимание посетителей древлехранилища к церковной археологии в наше полное столь животрепещущих вопросов время, сказать трудно. Быть может тем, что утомленные тревогою мятущейся современности, нервы отдыхают при рассматривании памятников родной истории, от которых веет умиротворяющей дух древности, крепкий верою в Бога и любовию к родине» (с.37-38, свящ. Д.Островский //Краткое описание церковных древностей Олонецкого епархиального церковного древлехранилища, Олонецкая губернская типография, Петрозаводск , 1912 г.).

В 1917 году наступил госпереворот в виде революций (Октябрьской) и все так сказать «старое и доброе» было растоптано и забыто. В 1918 году в Петрозаводске была установлена новая большевистская власть, закрыта Олонецкая духовная семинария, в которой когда учился и преподавал Дмитрий Островский, ее архив при захвате был выброшен во двор и сожжен… (здание ОДС до сих пор существует - на ул.Гоголя, напротив здания Архиерейского дома, которое более известно как Дом офицеров) . В 1918 году о. Дмитрий арестовывался.. 02 марта 1920 года о. Дмитрий Островский скончался от тифа в Петрозаводске в возрасте 46 лет.., но его дело и его вклад не погибли...- часть экспонатов, собранных им - до сих пор находятся в отделе иконописи музея ИЗО г. Петрозаводска, которое кстати является зданием бывшей Олонецкой мужской гимназии, в котором также располагалась домовая церковь Александра Невского, где преподавал и служил о. Дмитрий Островский...

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам комиссии по канонизации святых Петрозаводской епархии, 2020 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru