ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


В Великий Пяток митрополит Константин возглавил служение вечерни с выносом Плащаницы и утреню Великой Субботы в кафедральном соборе

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Петрозаводск. 17 апреля 2020 года митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Великую вечерню с выносом Плащаницы и утреню с чином погребения Плащаницы, изображающей Тело распятого за нас и снятого со Креста Спасителя в Александро-Невском кафедральном соборе.

Владыке сослужили духовенство кафедрального собора св. благ. вел. князя Александра Невского.

После «Отче наш», во время пения тропаря в конце вечерни правящий Архиерей, вместе со священниками собора, перенес Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, из алтаря на середину храма для поклонения.

После выноса Плащаницы митрополит Константин обратился к клирикам храма с архипастырским словом о смысле спасительных для нас страданий Господа нашего Иисуса Христа (слово владыки можно послушать и посмотреть на епархиальном канале ютюб).

После чего был прочитан умилительный и полный скорби канон «О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы», содержащий молитвы, изливаемые Церковью от лица Пречистой Матери Христа к распятому Ее Сыну.

В этот великий день все священные события спасения мира Церковь ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя под стражу в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27:1) - богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату - Богослужением первого часа (Мф. 27:2); время осуждения Господа на суде у Пилата - совершением третьего часа; время крестных страданий Христа - шестым часом; время смерти - девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею.

Вечером в этот же день, накануне Великой Субботы Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил утреню с чином погребения Плащаницы, изображающей Тело распятого за нас и снятого со Креста Спасителя, в кафедральном Александро-Невском соборе.

Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. Во время пения тропаря «Благообразный Иосиф...» после «Бог Господь...» духовенство во главе с Архиереем вышли к Плащанице и пелась 17 кафизма с похвалами на погребение. После тропарей «по Непорочным» был исполнен дивный и прекрасный канон Великой субботы «Волной морскою», написанный инокиней Кассией, пронизанный верою в грядущее Воскресение и канон Благовещения.

После стихир, с началом великого славословия, митрополит Константин совершил каждение вокруг Плащаницы. Затем, повторяя «Трисвятую песнь», под колокольный звон, Владыка в сопровождении священников собора совершили шествие с Плащаницей вокруг храма — чин погребения Спасителя. Эта торжественная процессия в виде круга символизирует вхождение в вечную жизнь.

После возвращения в храм было прочитано пророчество Иезекииля (Иез. 37) о всеобщем воскресении мертвых, затем прокимен, состоящий из победных строк псалмов, призывающих Бога восстать, развеять Своих врагов и возрадовать праведных. Затем прозвучало Послание апостола Павла к Коринфянам, призывающее верных очистить себя от закваски старой жизни для встречи праздника Воскресения в непорочной готовности. После этого было прочитано Евангелие о запечатывании гроба с Телом Спасителя. Евангельских чтений два: конец 27-й главы Евангелия от Матфея, где повествуется о погребении Христа, и традиционное чтение богородичных праздников, о встрече Девы Марии с Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи. И все же в конце этого, полного скорби, богослужения проблеснул лучик будущего праздничного света. После чтения Апостола мы слышим стихи «Да воскреснет Бог…». В Великую субботу утром служится Литургия свт. Василия Великого в соединении с вечерней. После службы освящаются пасхальные яства. Митрополит Константин совершит утром в субботу богослужение в Крестовоздвиженском соборе в 9.00.

***

ВОСПОМИНАНИЯ НИКОЛАЯ МОРШАНСКОГО. «В ЭТОТ ДЕНЬ»

10 апреля 1942 г.

[...] На улице Баумана около Елоховского собора оживленный людской рокот и большой, вытянувшийся и опоясавший громадное церковное строение, хвост.

Идут прикладываться к плащанице— она стоит посреди храма последние часы.

В правом приделе, в мерцании свечей, в тусклом свете, что проникает через узкие стекла окон, уже приготовленных к ночному затемнению, происходит церемония освящения куличей, пасох и яиц.

У многих не хватило ни усилий, ни времени, чтобы приготовить все это освященное веками великолепие пасхального дня. Но пасхальный хлеб, благословленный священником, должен быть в доме верующих. И вот стоит женщина с караваем обыкновенного белого хлеба, купленного в магазине. Рядом с ней седовласый старец держит в салфетке столь же белой, как и его борода, десяток сухарей. Тут освящают торт, давно заготовленный для этого случая. А вот в углу, в отдалении от всех, стоит маленькое, робкое семилетнее существо. В ее тонких ручонках, на обрывке вчерашней газеты—кусок серого пшеничного хлеба с воткнутой в него свечкой. Священник благословляет и этот смиренный пасхальный хлеб, хлеб войны [...]

ВОСПОМИНАНИЯ АНДРЕЯ СТРЕШНЕВА. «У ЗАУТРЕНИ»

Апрель 1942

Пасхальная ночь [...] Город отвык выходить на улицу в этот поздний час, и даже в большие государственные праздник соблюдается строгий режим военного города, города, куда из окрестной тьмы неустанно, настойчиво тянутся силы врага, его тяжелые бомбовозы.

Но в эту ночь. может быть на одну только ночь в году, разрешено ходить по всему городу всю ночь напролет, ибо, по древнему русскому обычаю, в пасхальную ночь весь город открыт народу, двери церквей раскрыты настежь и сердца людей раскрыты друг перед другом: это первая ночь весны, когда мертвое зерно трогается в рост навстречу свету из земной могилы, когда умерший Иисус встает из гроба, поправ мрак и смерть. И по глухим переулкам Замоскворечья, оступаясь о груды неубранного снега, люди идут к заутрени [...]

Сейчас, в эту пасхальную ночь войны, так тесно в церкви, что нет возможности протиснуться вперед.

Утреня еще не началась, а запоздавшие уже не могут сами отнести и зажечь свечи перед теми образами, к которым лежит сердце. От паперти, от конторки, где продают свечи, запоздавшие просят передать эти свечи дальше, и вместе со свечами от ряда к ряду переходит просьба верующих:

— Зажгите одну Воскресению, другую Невскому.

— Одну Воскресению, другую князю Владимиру, третью Ольге [...]

Вся тысячелетняя борьба народа вспоминается здесь в ожидании часа. когда раскроются врата алтаря и хоры грянут заутреню. Тесно.

Хор негромко вторит священнику. В церкви еще полусвет, свечей еще недостаточно, чтобы преодолеть огромную, сводчатую византийскую высоту.

Но близится час Воскресения Христа. Священник обращается к верующим:

— Братья! Юрод наш окружен тьмой, тьма рвется к нам на вражеских крыльях. Враг не выносит света, и впервые наше Светлое Воскресение мы встречаем впотьмах. Тьма еще стоит за порогом и готова обрушиться на всякую вспышку света. Мы сегодня не зажжем паникадил. не пойдем крестным ходом, как бывало испокон веков, окна храма забиты фанерой, двери глухо закрыты. Но мы зажжем свечи, которые у каждого в руках, храм озарится светом. Мы верим в воскресение света из тьмы. Свет, который внутри нас, никакой враг погасить не в силах. Воинство наше—мужья, братья и сыновья, и дочери—в этот час стоит на страже нашей страны против сил тьмы. Храните в себе свет, веруйте в победу. Победа грядет, как светлое воскресение.

И, перебегая от свечи к свече, по храму потекла сплошная волна света. Зажигая друг у друга тонкие восковые свечи, каждый стоял с огнем, когда раскрылись врата и священник поднялся, весь золотой, сверкающий.

Полный сияния, храм начинал заутреню 1942 г., и хор откликался хору, и нежные гирлянды цветов на иконостасе и на клиросах, и весь воздух содрогнулись от весеннего клика: «Христос воскресе!»

И каждый понял, что хоть он и темен снаружи, как этот храм, но внутри себя ни разу не чувствовал ни тьмы, ни сомнения, что все пройдет, что затаенная во мраке правда живет, не угасает. Что день воскресения близок. Что воинства не допустят германскую тьму в нашу светлую жизнь, что с нами вместе и Невский, и Владимир, и Сергий, и древние воины, и древние просветители—все прошлое и все настоящее нашего народа, слитые воедино, победят во имя будущего, для сохранения навеки неугасимого света нашей родины и нашей культуры.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2020 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru