ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


В Великую Субботу митрополит Константин возглавил служение литургии свт. Василия Великого в Крестовоздвиженском соборе

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Петрозаводск. 18 апреля 2020 года митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил литургию святителя Василия Великого в соединении с вечерней в Крестовоздвиженском соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Петрозаводского епархиального управления иерей Константин Павлюченко, штатные клирики Крестовоздвиженского собора и протодиакон Владимир Морозов.

Песнопения исполнял хор Крестовоздвиженского собора под управлением регента Татьяны Евсеевой.

На малом входе митрополит Константин наградил клирика Крестовоздвиженского собора иерея Евгения Кутырева правом ношения камилавки.

После малого входа и пения "Свете тихий..." были прочитаны 15-ти паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа.

После паремий и Апостола в этот день скорбное настроение богослужения сменяется торжественным. На клиросе начинают протяжно петь: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех..." В это время в алтаре черные одежды престола и сменяются на светлые, так же и в самом храме священнослужители меняют черные облачения на светлые. Это напоминает о том, что мироносицы рано утром, "еще сущи тме", видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о Воскресении Христа.

После этого пения протодиакон в светлом облачении, напоминая об ангеле, встретившем Мироносиц, на середине храма перед Плащаницей прочитал Евангелие, возвещающее о Воскресении Христовом и, как уже выше упоминалось, Богородичное чтение.

После сугубой ектении о владыка Константин вознес молитву об избавлении от морового поветрия.

Вместо Херувимской песни была исполнена песнь: "Да молчит всяка плоть человеча..." Вместо "Достойно есть" - "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе..." По окончании Литургии Владыка Константин совершил благословение хлебов и вина и молитву о мире в Иерусалиме и на Святой Земле.

Проповедь перед причастием произнес клирик собора иеромонах Аркадий (Лозовский).

В этот день в течение дня в храмах начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полунощницы. В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы Плащаница переносится с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладется на престол, где остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокодневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

Вечером митрополит Константин возглавит Пасхальное богослужение в кафедральном соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского. Богослужение начнется в 23:20.

***

N 99. ИНФОРМАЦИЯ НАЧАЛЬНИКА УНКВД г. МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ М.И.ЖУРАВЛЕВА

N 1730

Не ранее 5 апреля 1942 г.

В ночь с 4 на 5 апреля, а также утром 5 апреля 1942 г. в связи с религиозным праздником Пасхи во всех действующих церквах г. Москвы и Московской области проходило богослужение.

Основной состав верующих, присутствующих на богослужениях,—женщины в возрасте 40 лет и старше.

Количество верующих, посетивших церкви г. Москвы, колебалось примерно от 1000 до 2500, кроме отдельных церквей, таких, как:

1. Церковь Богоявления (Елоховская пл.) — 6500 человек

2. Церковь Знамения (Переславская ул.) — 4000 человек

3. Церковь Ильи Обыденного (2-й Обыденский пер.) — 4000 человек

4. Церковь Преображенского кладбища (Преображенская площадь) — 4000 человек

5. Церковь Ризположения (с. Леонове) — 3500 человек

6. Церковь Воскресения (Русаковская ул.) — 3500 человек

Всего по городу Москве в 30 действующих церквах присутствовало до 75000 человек.

В церквах Московской области количество верующих, присутствующих на богослужениях, колебалось примерно от 200 до 1000 человек, за исключением некоторых церквей, как то:

1. Церковь Загорье (г. Коломна) — 2500 человек

2. Церковь в селе Железо-Николовское, Высоковского района — 2200 человек

3. Церковь в селе Зятьково, Талдомского района — 2000 человек

4. Церковь в г. Подольске — 1700 человек

5. Церковь в селе Зачатье, Лопасненского района — 1700 человек

6. Церковь Акима и Анны (г. Можайск) — 1700 человек

7. Церковь в г. Кашира — 2000 человек

Всего по Московской области в 124 действующих церквах присутствовало на богослужениях около 85 000 человек.

Из поступивших материалов в Управление НКВД видно, что верующее население и духовенство в связи с религиозным праздником Пасхи, а также полученным разрешением беспрепятственного хождения населения г. Москвы и районов Московской области в ночь с 4 на 5 апреля реагировало положительно, о чем свидетельствуют следующие высказывания:

«Вот все говорят, что советская власть притесняет верующих и церковь, а на деле получается не так: несмотря на осадное положение, разрешили совершать богослужение, ходить по городу без пропусков, а чтобы народ знал об этом разрешении, объявили по радио. Если бы было такое положение в Германии,— разве этот бы изверг разрешил нам ночью ходить без пропусков и свободно молиться,—конечно, нет. Гитлер, наверное, издевается над своим народом так, как и с нашими, которые попадают к ним в плен. За такое их отношение всех солдат в плен брать не надо, а их надо всех уничтожать» (Кузьмина —домохозяйка, проживает в Филях).

«Боже мой, наш Сталин разрешил нам ходить всю ночь под Пасху. Дай ему Бог здоровья. Это ведь нужно же все помнить, даже о нас, грешных» (Ревина М. И.. проживает по Покровской улице, д. N 2/1).

«Вы слышали, т. Сталин разрешил хождение по Москве в пасхальную ночь всем беспрепятственно. Подумайте только, как т. Сталин заботится и думает о нас. Дай Бог ему здоровья» (Саводкина М. П., проживает по ул. Баумана, д. 6).

«Господи! Какой сегодня радостный день! Правительство пошло навстречу народу и дали Пасху справить. Мало того, что разрешили всю ночь по городу ходить и церковную службу служить, еще дали сегодня сырковой массы, масла, мяса и муки. Вот спасибо правительству!» (Никитина, проживает по Ленинградскому шоссе, д. 55).

«Советское правительство поставило бедных наравне с другими людьми, а при царе они были втоптаны в грязь. Советская власть дала людям учение, защиту на работе, матерям и беременным помогает. Много нам правительство хорошего сделало, а Гитлер проклятый нашу жизнь искалечил. Прости. Господи, что на Пасху сквернословлю» (Каштанова А., домохозяйка).

На последнее замечание Каштановой другая верующая. Белякова, возразила ей и со своей стороны заявила:

«Гитлера ругать не грех и на Пасху, потому что он не от Бога, а от дьявола. Он предан дьяволу, а поэтому и делает такие преступления. У Гитлера душа черта, а поэтому и ругать его можно и на Пасху, так как дьявола ругать никогда не грех».

Наряду с положительными высказываниями были отмечены ряд отрицательных и антисоветских высказываний со стороны незначительной части церковников.

«Я очень удовлетворен тем, что наша пасхальная заутреня состоялась в обычное, положенное время. Очевидно, согласие власти на разрешение хождения по улицам в эту ночь вызвано общественным мнением наших союзников. Но и тут все же полностью наша власть не пошла навстречу церкви, так как она не дала хоть на эту ночь электричества в храмы. Неужели это было так трудно и неисполнимо? Ведь храмы все затемнены, и свет не мог проникнуть на улицу. Особенно же меня возмущает появление в святом алтаре наших храмов каких-то фотографов. Помилуйте, на что же это похоже! Это же ведь не театр. Этого никогда не допускалось, даже и для верующих фотографов. Теперь заведомые безбожники стоят у престола Божия со своими лейками. Возмутительно и даже, говоря грубо, нахально. Все это, конечно, делается для наших союзников, чтобы показать им полное благополучие нашей церкви. Все это в конечном итоге смешно» (Розен, профессор-хирург).

«Я раньше говорил и сейчас скажу, что с наступлением весны нас немцы разобьют, и не существовать у нас советской власти. Наши правители уже почувствовали, что им недолго осталось царствовать, вот они и стали подделываться к массе. Слышали, вчера комендант г. Москвы объявил, что в связи с нашим праздником разрешается ходить и после 12 часов ночи. Это много значит, но это они сделали не по своей охоте, а на них из-за границы нажимают. Но все равно народ им ни в чем не верит» (Беликов Е. Е., колхозник. Мытищинский район).

«Церкви поломали, а теперь разрешают ходить в ночное время, несмотря на то. что у нас осадное положение. Это все сделано для того, чтобы показать зарубежным странам, что советская власть верующих не притесняет, теперь службы в оставшихся церквах проходят с большим успехом и даже с архиереем, причем их фотографируют и посылают в разные концы света фото. чтобы показать, что наша власть не противоречит религиозным людям и не угнетает их» (Лихов, рабочий, г. Перово).

«Надо было объявить это дней за 4-5, а то за несколько часов. Это милостивое разрешение, очевидно, последовало через давление заграничных государств, но ни в коем случае не по инициативе Советского правительства» (Сурская А. М.. домохозяйка, г. Перово).

В церкви Петра и Павла (г. Москва) 4 апреля с. г. во время вечерней службы Савицкая Анна Ивановна, жена белого офицера, судимая в 1938 г. по ст. 58 УК, заявила: «Немцы в дни Пасхи особенного ничего делать не будут, так как не захотят помешать верующим хорошо отпраздновать Пасху, а вот после Пасхи они дадут жару коммунистам».

В Коломенском. Орехово-Зуевском и Малоярославецком районах в ночь с 4 на 5 апреля с. г. активными церковниками были организованы нелегальные моления.

В с. Мягково. Коломенского района, нелегальное моление происходило на дому у пенсионера Белова. Присутствовало 7 человек.

В дер. Козлове. Малоярославецкого района, в доме церковницы Хохловой Ксении Егоровны, муж которой арестован по ст. 58, п.1а. проводилось нелегальное моление и освящение куличей. Руководителем и организатором этих молений являлся бывший поп церкви дёр. Козлове Чернышев, приехавший в деревню из Тульской области во время оккупации района.

Начальник

Управления НКВД

г. Москвы и МО

ст. майор госбезопасности Журавлев

Архив ФСК РФ. Заверенная копия.

N 100. ИНФОРМАЦИЯ ЧЛЕНА ГРУППЫ ПО СПЕЦРАБОТЕ В МОСКВЕ «СЕРАФИМА»

13 апреля 1942 г.

[...} Гр-ка Кучинская Екатерина Кузьминична. 70—75 лет, проживающая Страстной бульвар, д. 13а. кв. 48 вместе с дочерью Еленой Марковной Синько, муж которой арестован органами НКВД. Сын Кучинской вместе с женой тоже арестованы органами НКВД, по ее словам, за «бдительность» и «честность». Дочь Елена Марковна Синько работает секретарем-машинисткой в Наркомате совхозов. Как старуха мать, так и дочь религиозны, они посещают церковь, молятся Богу. Дочь Елена держит себя замкнуто и, видимо, еще стесняется говорить о своих убеждениях, зато ее мать, Кучинская, очень рьяно доказывает (в разговорах с соседкой по квартире), что все сбылось по священному писанию. Она с радостью передает, что в церковь стало ходить столько народу, что просто нет места, где встать человеку. «Молодежь, ученые, артисты, военные и др.—все поняли, что за грехи наши приходится переживать столько страданий русским людям, и Сталин тоже понял, что без Бога не победит, и дал указание во всех церквах всю пасхальную неделю молиться за всех погибших и живых воинов, чтобы во всех церквах служили молитву Александру Невскому. Без этой молитвы русские не побеждали и, безусловно, не победят», «А за время советской власти наши русские столько нагрешили, что вот теперь так много приходится русским людям расплачиваться. Сталин—умный человек, а напрасно вступил с немцами в такую губительную войну». Кучинская очень рада, что наконец-то люди русские поняли и возвращаются к вере Господней.

Тов. В. (работник нашей группы) была 6. IV с. г. в церкви на Елоховской площади и информировала нас, что помещение собора было набито битком людьми, верующим трудно было руку поднять для моления. Стояли все стиснутые, так тесно. В церкви были мужчины, много молодежи. Даже военные были и тоже слушали речь протоиерея.

"На меховой фабрике райпромтреста [...] работает всего второй месяц ночным сторожем цеха шапок Филина, беспартийная, которая открыто высказывает свои религиозные антисоветские убеждения, говоря, что, пока русские не опомнятся, не вернутся к вере христианской, до тех пор будут бедствия, война, что наши села сжигают не немцы, а Михаил Мечевой, как сказано в священном писании, который своим мечом сжигает все, так как за время советской власти много на русской земле было беззакония. На вопрос ей: «а почему немцы и детей убивают?»-—она ответила, что дети ведь от беззаконных, так их тоже мечом сжигают. Филина открыто предлагает читать Евангелие, псалтырь и не читать газеты, так как они только брешут и в них одна брехня.

ЦАОДМ, ф. 1870, on. 3, д. 2, л. 193—194. Копия

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2020 год

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru