ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Все он изведал…

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

26 мая 1827 года в селе Вечорки Сасиновской волости Пирятинского уезда Полтавской губернии в дворянской семье отставного майора Льва Андрузского родился мальчик. В святом Крещении он был наречен Георгием. С детских лет в мальчике проявилась привязанность к чтению и размышлению, горячая любовь к Богу. После обучения в шляхетском пансионе Первой Киевской гимназии, в 1845 году, поступил на юридический факультет Киевского университета. Годы студенчества Георгия пришлись на время подъема революционных движений, выразившихся в форме неповиновения власти, вооружённых восстаниях, декларирования новой государственности в европейских странах в середине XIX века. Вспыхнувшие в то время сразу в нескольких государствах движения носили антифеодальный и национально-освободительный характер. Участники выступлений декларировали требования демократизации общественной жизни. На этой волне Георгий Андрузский вступил в Кирилло-Мефодиевского братства. Эта тайная политическая антикрепостническая организация в Российской империи, созданная по инициативе Н. И. Костомарова в январе 1846 — марте 1847 годов в Киеве. Целью организации было создание славянских демократических республик и образование их союза, центром которого должен был стать Киев. Особая роль в этом союзе предназначалась украинцам, которые, по мнению членов общества, отличались особым свободолюбием и демократизмом. Организация была названа в честь славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Братство основывалось на христианских и панславистских идеях и ставило задачей либерализацию политической и культурной жизни в Российской империи в рамках панславянского союза народов. Общество ставило задачу национального и социального (в антифеодальном смысле) освобождения Украины: ликвидацию крепостного права, сословных привилегий, провозглашение свободы совести и т. д. В состав намечавшейся всеславянской федерации должны были войти Украина, Россия, Польша, Чехия, Сербия и Болгария. Высшая законодательная власть должна была принадлежать двухпалатному сейму, исполнительная — президенту. Осуществления своих политических идеалов общество предполагало добиться мирным реформистским путём, сообразно с «евангельскими правилами любви, кротости и терпения».

Кирилло-Мефодиевское общество было первой в Российской империи украинской организацией политического направления. Об этом свидетельствуют два его документа: «Закон Божий (Книга бытия украинского народа)», написанный Н. Костомаровым и «Устав Славянского общества св. Кирилла и Мефодия», а также пояснение к Уставу, сделанное В. М. Белозерским.

Программные положения костомаровского «Закона Божего» нашли практическое осуществление в призывах Кирилло-Мефодиевского братства «Братья украинцы!» и «Братья великороссияне и поляки!» В этих документах был призыв к народам объединиться в Союз славянских республик, создать славянскую федерацию с демократическими институтами. Кирилло-мефодиевцы пропагандировали свободу, равенство, братство как основу нового общества. Конкретные меры для достижения этого виделись в отмене крепостничества, ликвидации юридических отличий между сословиями, доступности образования для трудящихся.

В состав братства входили молодые интеллигенты Киевского и Харьковского университетов: Н. И. Костомаров, П. А. Кулиш, А. Навроцкий, В. Белозерский, Н. И. Гулак (родственник В. И. Вернадского по матери) и другие. Значительное влияние на идейное формирование членов общества и их практическую деятельность оказывал Т. Г. Шевченко, который присоединился к обществу в апреле 1846 года. Осенью 1846 года количество членов тайного общества составляло 12 человек.

В братстве существовало два течения: либерально-буржуазное (эволюционное) и народно-демократическое (революционное). Соглашаясь в отношении общих принципов, участники этих групп расходились в вопросе о том, что считать первоочередным и главнейшим. К первому направлению принадлежали Н. Костомаров, В. Белозерский, О. Маркович, О. Тулуб, Д. Пыльчиков, П. Кулиш, М. Савич. Они провозглашали единство и братство славян, важность развития украинской культуры. Революционно-демократические взгляды разделяли Т. Г. Шевченко, Н. Гулак, О. Навроцкий, И. Посяда, Г. Андрузский.

Близость взглядов кирилло-мефодиевцев с московскими славянофилами стала предметом специального исследования только в середине 1980-х гг. Тождественность и различие их мировоззрений лучше всего прослеживается на примере славянофила Фёдора Васильевича Чижова, арестованного по делу о Кирилло-Мефодиевском братстве в мае 1847 года и сосланного после 2-недельного заключения в Третьем отделении на Украину

Своим идейным учителем Георгий считал великого украинского поэта Т. Г. Шевченко, с которым познакомился в Киеве в 1846 году. Занимался политико-правовыми вопросами, написал в 1846—1847 годах два проекта Конституции: в них его взгляды эволюционировали от ограничения до смены монархической формы правления в России. Предлагал создать федерацию славянских народов со столицей в Киеве — Славянские Соединенные Штаты (без России).

3 марта 1847 года студент Киевского университета А. Петров донёс властям о тайном обществе, которое он выявил во время одной из дискуссий, которые проводили «братья». В марте-апреле братство было разгромлено жандармами и большинство членов заключено в тюрьму или сослано. Шевченко отдан был в солдаты, Костомаров сослан в Саратов.

Во время ареста 30 марта 1847 года оба труда Азуровского были изъяты и приложены к делу.

Высланный под надзор полиции в Казань, закончил там курс Казанского университета.

В 1848 году Геогрий был назначен канцеляристом в Петрозаводск. В Олонии он продолжил свои занятия по созданию доктрины христианской демократии. После проведенного у него в 1850 году обыска, при котором были найдены рукописи «преступного содержания», Андрузский был отправлен в Соловецкий монастырь, откуда освобожден в 1854 году из-за начавшейся Крымской войны: он отличился во время нападения на монастырь англо-французской эскадры в июле 1854 года. Георгий Львович отличился храбростью и в награду за это был освобожден с испытательным сроком.

Жил и работал в Архангельске (1854—1857), потом его сестра выхлопатала ему разрешение вернуться на родину: здесь он работал урядником полтавской судебной палаты. В 1864 году его фамилия упоминалась в связи со снятием надзора полиции.

Дата и место смерти Г. Л. Андрузского неизвестны.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам:

1) Манойленко А. С., Манойленко Ю. Е. Участники Кирилло-Мефодиевского общества в Петропавловской крепости (1847 – 1848) // История Петербурга. 2014. № 1. С. 18-22.

2) Инна Симонова. К вопросу о взаимосвязи славянофильства с идеологией Кирилло-Мефодиевского общества. Ф. В. Чижов и кирилло-мефодиевцы // Советское славяноведение. — 1988. — № 1. — С. 42—54.

2020 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru