ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


В Епархиальном миссионерском отделе состоялось занятие, посвященное 500-летию Ионо-Клименецкого монастыря.

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

17 июня, в преддверии дня памяти преподобного Ионы Климецкого (Клименецкого) в Миссионерском отделе Петрозаводской и Карельской епархии состоялось занятие, основанное на материалах Епархиального сайта и паломнической поездки руководителя отдела иерея Виктора Заровняева в Свято-Троицкий Ионо-Клименецкий монастырь.

В 2020 году монастырь празднует 500-летие со времени основания. Историк Е. В. Барсов, основываясь на обнаруженном им в архиве Клименецкого монастыря житии Ионы Климецкого, называет годом основания монастыря называет 1520 год.

Согласно Житию, святой родился в 1464 году в семье новгородского посадника Ивана Климентова и его супруги Феодоры. Надо сказать, что в списке новгородских степенных посадников такого имени нет. Чтобы согласовать с этим фактом текст Жития, следует учитывать, что, во-первых, список неполон. Во-вторых, он содержит имена только степенных посадников, которые выбирались на время из числа «просто» посадников, которые в свою очередь, избирались от боярских родов и имели пожизненный титул. Таких пожизненных посадников в начале 1460-х имелось 36. Среди них мог быть и Иван Климентов.

Достигнув зрелого возраста, Иван занялся торговлей. Судно, которым он пользовался для перевозки грузов, в Житии называется ладьей или насадом. Возможно, под этим названием имелось в виду что-то вроде лодки-кижанки.

Возвращаясь по Онежскому озеру из села Повенцы в Великий Новгород на нагруженной солью ладье, Иван едва не погиб во время бури. Судно потеряло управление. Иван стал молиться Пресвятой Троице, а также Пречистой Богородице и свт. Николаю Чудотворцу, обещая принять монашество, если спасется. Его ладью прибило к каменной отмели (луде) близ южного побережья Большого Климецкого, или Клименецкого, острова на Онежском озере, и Иван поставил здесь крест (позднее это место стало называться Крестовой лудой). Переплыв в некой «малой лодийце», возможно, на остатке насада без нашитых бортов, с отмели на остров, он услышал «пресладкий» голос, повелевший ему построить на этом месте храм во имя Св. Троицы и собрать братию. На кусте можжевельника Иван увидел икону Св. Троицы, установил здесь крест и построил часовню.

Затем святой вернулся в Великий Новгород. Здесь он раздал свое имение нищим и принял постриг с именем Иона в одном из новгородских монастырей, после чего возвратился на остров, возвел там 2 храма — во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца «и украси их великолепием, святыми образами, книгами, ризами и протчею церковною утварью своею казною». Иона построил также братские кельи, куда переселились монахи из другого монастыря, находившегося на Большом Климецком острове близ Нятиной губы. Московский митрополит Варлаам (1511-1521) дал Ионе антиминсы для храмов и благословил его на игуменство, но святой отказался, и игуменом стал иеромонах Тихон (согласно писцовой книге А. В. Плещеева 1582/83 г., 1-го настоятеля монастыря звали Прохором).

Одно из самых ранних упоминаний Клименецкого монастыря содержится в записи 1521 года в рукописном Евангелии. В записи назван один из первых насельников обители — старец Харитон, также сообщается о том, что в 1521 г. в мон-ре уже существовал Свято-Троицкий храм. В описании Клименецкого мон-ря 1563 г. упомянуты Свято-Троицкая и Никольская церкви.

В Житии рассказывается, что Иона пожил в обители «немалое время», преставился в 70 лет и был погребен справа от Никольской церкви. Имя Иона записано в синодиках Клименецкого мон-ря XVII-XVIII вв., где он назван схимонахом.

Почитание Ионы началось вскоре после его смерти. Согласно Житию, ученик Ионы игумен Дионисий ок. 1540 г. поставил над его могилой часовню. В 1675 г. на месте ветхой часовни была построена новая. Монастырю покровительствовала имп. Елизавета Петровна: в 1743 г. на ее средства в С.-Петербурге была изготовлена медная чеканная рака, установленная над погребением Ионы; в 1756 г. над могилой святого на деньги, пожертвованные императрицей, вместо часовни построили каменную церковь во имя праведных Захарии и Елисаветы (освящена в 1757). «Медная чеканная рака над телом преподобного Ионы» располагалась на северной стороне храма во имя праведных Захарии и Елисаветы, который в XIX в. неоднократно ремонтировался. При раке находилась икона Св. Троицы, по преданию явленная преподобному после его чудесного спасения от бури. В 1870 г. над местом погребения Ионы была установлена серебряная рака под резным вызолоченным балдахином.

В строительной истории монастыря можно выделить пять периодов, границы которых определяются большими пожарами 1614, 1709 и 1902 гг., а также разорением в XX веке.

Первый период охватывает время от основания монастыря, возведения первых церквей и хозяйственных построек до разорения во время набега «воровских шаек» в 1614 г. В это время существовали Троицкая и Никольская церкви, около тридцати жилых построек. Усадьба монастыря была обнесена деревянной оградой, за которой располагалась гостиница. По писцовой книге 1563 г. Клименецкому монастырю принадлежали земли «на пять верст вокруг» с угодьями в Нятиной губе и мельницей в Усть–Яндоме. Кроме того, по закладным и купчим грамотам он владел пашенными участками в двух деревнях Кижского погоста и соляным амбаром в Повенце. Царь Иван Васильевич Грозный предоставил монастырю самоуправление, отдал ему «на вечныя времена чернаго лесу от монастыря на пять верст, да вод для рыбной ловли от монастыря на пять верст во все стороны». Частные вкладчики дарили богослужебные книги и другое церковное имущество.

Второй период связан с восстановлением монастыря. Масштабы разрушений в Смутное время отчетливо видны в писцовой книге 1616–1619 гг. и дозорной книге Дмитрия Лыкова и Якова Гневашева 1620 г. Писцы отмечают постепенное возрождение монастыря: монахи построили шатровую Троицкую церковь с трапезной и келарской, новые братские кельи и хозяйственные постройки. Сожженная Никольская церковь (возведена к 1628–1629 гг.) и ограда оставались пока в руинах. Несмотря на пожалованные земли, угодья и льготы, монастырь в XVII в. был скромным, а братия немногочисленной. Второй строительный период закончился в 1709 г., когда в августе от удара молнии сгорели практически все строения, в первую очередь, шатровая Троицкая и Никольская церкви.

О застройке третьего строительного периода 1709–1902 гг. известно из архивных документов, хранящихся в Национальном архиве Республики Карелия. Храм построили девятиглавый. Некоторые исследователи полагают, что Клименецкая Троицкая церковь являлась прототипом Преображенской на острове Кижи. Изображения Троицкого храма сохранились на многочисленных литографиях второй половины XIX в., а также на фотографическом снимке начала XX в. На них же можно увидеть и одноглавую Никольскую церковь, построенную в 1719 г.

В XVIII в. вплоть до упразднения монастыря его хозяйство развивалось. Доход приносили мельницы и рыбная ловля. Монастырь держал несколько десятков голов скота. Тем не менее, обитель постепенно опустела в силу возрастных, сословных и гражданских ограничений, предписанных «Прибавлением к Духовному регламенту» (1722 г.). В 20-е гг. XVIII в. она приписывается к Палеостровскому монастырю.

Следующий удар по северному монашеству нанесла секуляризационная реформа 1764 г., когда имения монастырей были переданы в собственность государства с подчинением Коллегии экономии (разумеется, часть из них потом были раздарена дворянам в частную собственность). Только незначительная часть действовавших до реформы мужских и женских монастырей вошла в так называемые «штаты» и получила казенное денежное жалование. Остальные — «маловотчинные» и «безвотчинные» — монастыри полагалось «на своем содержании оставить» или «по недостатку доходов упразднить и приходскими церквами учинить». На собственном содержании в новоучрежденной Олонецкой и Каргопольской епархии разрешалось оставить не более четырех заштатных мужских обителей с одним строителем и шестью братьями в каждой. Епископ Олонецкий и Каргопольский Иоанн (Никитин) определил «за штат» Рождества Богородицы Палеостровский, Успенский Муромский, Троицкий Клименецкий и Спасо-Преображенский Каргопольский монастыри.

Несмотря на то, что монашеские общины Клименецкого и Муромского монастырей были пополнены за счет братии упраздненных обителей, они через недолгое время перестали существовать. Средств для ремонта монастырских зданий не хватало. Удаленное расположение обоих монастырей от крупных мирских поселений и отсутствие удобных путей сообщения с ними не позволяли иметь регулярный доход от исполнения различных треб для богомольцев и от кружечных сборов. В 1769 г. Ионо-Клименецкий монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь (без прихожан), а в 1809 году и приписан к Сенногубскому приходу.

Возрождение монастыря в 30–40-х гг. XIX в. и интенсивное строительство на усадьбе связано с его припиской к Олонецкому Архиерейскому Дому. В 1860 г. монастырь обрел самостоятельность. В 1877 г. под Никольскую, а затем и Троицкую церкви заложили каменный фундамент «с известкою». После опустошительного пожара 1902 г. ни та, ни другая не упоминаются. Формируется вид с юга, со стороны Онежского озера, где возводятся архиерейский корпус и каменная ограда. Общий вид монастыря довершает надвратная каменная колокольня (1853 г.). Восстанавливается и вновь освящается (1840 г.) каменная церковь Захарии и Елисаветы. В 1857 г. расписываются ее стены и своды. К сожалению, остатки стенной росписи остались лишь в алтарной части.

В 1876 г. при монастыре открывается спасательная станция, которую возглавлял настоятель. В 1884 г. в монастыре побывал великий князь Владимир Александрович. Монастырь был одним из популярных мест паломничества богомольцев из Петрозаводска. В 1901 г. по инициативе благочинного, архимандрита Варнавы (Накропина) была открыта школа грамоты, преобразованная в 1902 г. в церковно-приходскую школу. В 1903 г. ее покровителем стал великий князь Константин Константинович. Ученики, по всей видимости, набирались из окрестных деревень – на Большом Климецком острове их было четыре десятка.

По описи 1898 г. комплекс монастыря включал более десяти строений: три церкви, Архиерейский корпус, колокольню и башню–келью в юго–восточном углу ограды; двухэтажный братский корпус на каменном фундаменте; 2 флигеля, амбара и погреб. За пределами монастыря возводятся скотный двор, амбар и другие хозяйственные постройки. В 1899 г. у самой окраины леса, за пределами северной границы монастыря, строится четвертая деревянная церковь преподобного Ионы Клименецкого на каменном фундаменте. Благодаря своему отдаленному расположению она не пострадала от пожара 1902 г., уничтожившего деревянные Троицкую и Никольскую церкви и большинство других строений.

В четвертый строительный период, первые два десятилетия XX в., часть монастырских строений была восстановлена, некоторые перестроены, появились новые. В 1906 году монастырь преобразован в женский. В Первую мировую войну монахини монастыря сотрудничали с Общероссийским союзом помощи больным и раненым воинам.

Страховая опись 1913 г. включает 27 строений на территории монастыря - храм Захария и Елизаветы, колокольню, церковь Ионы Клименецкого, четырехугольную часовню, башню–келья в юго–восточном углу ограды, новый двухэтажный братский корпус на каменном фундаменте, двухэтажный малый братский корпус, деревянную трапезную, домик–келью, погреб–яму, ледник.

В 1920 году постройки монастыря переданы местному совхозу, позднее дому инвалидов, затем пионерскому лагерю. Источники: Дмитриева Т. П., Кочкуркина С. И. Остров Большой Климецкий: Историко-культурный очерк // Кижский вестник. Петрозаводск, 2000. Кожевникова Ю.Н. Свято-Троицкий Клименецкий монастырь во второй половине XVIII - начале ХХ века.

Пятый период. С назначением Митрополита Петрозаводского и Карельского Константина началось новое возрождение обители. В 2015 году был создан приход храма праведных Захарии и Елисаветы Клименецкого монастыря. Настоятелем возрождающейся обители был назначен игумен Александр (Марченко), за плечами которого опыт игуменства в Кемском Благовещенском мужском монастыре во имя новомучеников и исповедников Церкви Русской, строительство храмов на Севере Карелии, реставрация Благовещенского собора г. Кемь, а также строительство скита в труднодоступном месте озера Пяозеро. Для организации подворья монастыря Митрополитом Петрозаводским и Карельским Константином был передан дом в Петрозаводске, который длительное время являлся резиденцией приснопоминаемого Митрополита Мануила (Павлова).

Первые насельники приехали на пожертвованную историческую монастырскую землю в 2016 году. Начались молитва и восстановительные работыБлагодаря пожертвованиям благотворителей из Санкт-Петербурга, построен заново первый монастырский деревянный храм святителя Николая на старом фундаменте. 3 сентября 2017 года правящий Архиерей совершил освящение храма в честь святителя Николая Чудотворца и первую Божественную литургию в новоосвященной церкви.

Попасть в монастырь возможно только по воде или по воздуху. Паломники, несмотря на частые шторма, регулярно приезжают в монастырь, чтобы помолиться Богу, святым родителям Иоанна Предтечи, святителю Николаю и преподобному Ионе Клименецком, а также пообщаться с братией. Частым гостем монастыря стал известный в Русской Православной Церкви священник, протоиерей Валериан Кречетов, настоятель Покровского храма и храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в селе Акулово под Москвой. С Карелией его связывает и то, что называется «родовая память»: отец его, Михаил Валерианович Кречетов, был репрессирован и с 1927 по 1931 год находился в Соловецком лагере и в Кеми (на поселении).

С 8 по 11 июня руководитель Миссионерского отдела Епархии священник Виктор Заровняев принимал участие в походе по Онежскому озеру на шверботе «Cheyenne», по приглашению своих друзей. Поход планировался, в частности, как экскурсия к отреставрированному Преображенскому собору на о.Кижи (для съемок видеоанонса курса православной культуры), но уже в ходе путешествия центр нашего внимания был перенесен на монастырь. После того, как мы отсняли материал на фоне кижского комплекса, мы направили швербот вокруг Большого Климецкого острова. Высадились в удобной бухте недалеко от монастыря. Гостеприимный насельник монастыря иеромонах Трофим (Андреев) провел для нас экскурсию. В храме святителя Николая мы написали записки на молебен и литургию, поставили свечи. Отец Трофим показал следы мироточения на храмовой иконе и на иконе Спасителя. На аналое лежит икона прп. Арсения Коневского, переданная в дар, согласно надписи, Коневецким монастырем в 1909 году. В руках у преподобного Арсения свиток, на котором – «монашеская» строка 54-го псалма: «Се́, удали́хся бѣ́гая и водвори́хся», которая стала для нас на нашем занятии поводом для размышлений о смысле монашеского пути к Богу.

Вообще, стоит сказать, что данное занятие в Миссионерском отделе состоялось как дополнение к циклу занятий по изучению Священного Писания и, в частности, Псалтыри.

В храме свв. Захарии и Елисаветы мы пропели тропарь преподобному Ионе над местом, где под спудом лежат его мощи. Храм находится в стадии восстановления. В частности, на одной из алтарной стен мы увидели следы реставрации росписи.

К сожалению, от находящегося рядом храма Святой Троицы в настоящее время остался только фундамент.

По словам о.Трофима, прежний владелец монастырской земли постсоветское время был фермером. Он скоропостижно скончался после того, как распахал монастырское кладбище. Его сын передал землю в дар Церкви и принял Святое Крещение на той самой луде, где спасался Иоанн – будущий прп. Иона.

Отец Трофим показал также старый паровой привод, с помощью которого раньше выполнялись работы, а также таинственный камень с выбитым кругом и датой – «1942». Затем нас проводили в братскую трапезную и угостили чаем с вареньем из одуванчиков. Здесь в братской библиотеке, наполненной солидными томами, мы встретили приветливого иеродиакона Тихона (Мельничука).

В монастыре уже возведены братский корпус, корпус для трудников, трапезная, гостиница для паломников на 6 келий, баня и лесопилка. Электроэнергию берут от дизельного генератора, ветрогенератора и солнечной батареи. Накануне в монастырь пришел корабль с грузами для ремонта храма святых Захарии и Елисаветы. Жизнь в монастыре жительствует, и обитель готова принимать паломников.

Миссионерский отдел приглашает присоединиться к нашим занятиям – в том числе, тематическим. Занятия проходят по понедельникам и средам в 19.00, в том числе, он-лайн. Трансляции и их записи можно посмотреть по адресам https://vk.com/missia.petrozavodsk и https://vk.com/mzapiski.

Миссионерский отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2020 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru