ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Археофутуризм церковной архитектуры Русского Севера

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Современное проектирование православных храмов из дерева с точки зрения использования исторического наследия является неоднозначным процессом. С одной стороны, существуют общие принципы и закономерности проектирования, композиционные средства, методы, технологии строительства, доступные нам. Именно эти традиции мы можем проанализировать и использовать в проектировании современных храмов. С другой стороны, нам в полной мере не знакомы факторы, повлиявшие на становление архитектуры прошлых столетий (уровень социально-экономического развития, бытового уклада крестьян). Главная задача, которая стоит сейчас перед архитекторами – это поиск способов реализации вневременного, вечного образа деревянного храма в современном мире, в контексте истории.

Изучение богатейшего архитектурного наследия Карелии с целью выработки навыков современного проектирования является актуальной задачей. Интересным является развитие культовых сооружений, происходящих от клетских построек к шатровым и многоглавым. При этом существуют определенные закономерности в развитии тех или иных форм зданий.

Для деревянного зодчества Карелии характерно:

грамотно найденные пропорции

принципы контраста, ритма, масштабности человеку

преемственность природных форм в архитектуре

особая традиционность, устойчивость бытового и хозяйственного уклада

знание и использование принципов проектирования в природно- климатических условиях края

выразительность силуэта храма

укрупнение орнаментальных мотивов

В докладе рассмотрены конкретные примеры новых деревянных храмов и проведен их сравнительный анализ с памятниками карельского зодчества. Показаны тенденции развития современного деревянного зодчества в связке с традициями, достоинства и недостатки новых проектов православных храмов.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Варзуга возведен около 1674 г. Тип восьмерик на четверике с четырьмя симметричными прирубами, которые формируют ступенчатый переход к шатру. Храм относится к типу объемной композиции. План самой церкви представлен в виде креста.

Московская церковь митрополита Алексия в Медведково построена в 2000 г. При анализе двух построек сразу можем заметить разницу в пропорциях, масштабе. В новом сооружении сохранен общий композиционный строй, использование шатра, бочки, сдержанности в декоративном оформлении. Но утерян целостный образ, где важной составляющей являются тектоническое стремление вверх. Основные пропорции выглядят одинаково, монотонно. Храм смотрится более приземисто в сравнении с образцом прошлого.

Церковь Богоявления Господня в Челмужах в плане представляет собой вытянутый прямоугольник, шатровый столп длиннее главного помещения – церкви. Над сенями возвышается шатровая колокольня типа «восьмерик на четверике».

Церковь великомученика Георгия Победоносца в Коптево построена в 1997 г., расположена в районе Коптево Северного административного округа Москвы.

Композиция перестает быть объемной, формируется в пространственную. Тема прируба становится второстепенной. Живописен и характерен двух-шатровый силуэт храма. Над притвором устроена небольшая колокольня. Как в Предтеченской церкви начала XVIII в. в селе Шуя, на углах четверика, при переходе его к восьмерику, были установлены 4 бочки с врезанными в их конек главками. Однако в сравнении в Богоявленской церковью современная постройка в Коптево выглядит разномасштабной в пропорциях шатров.

Часовня во имя Нерукотворного образа из д. Вигово является постройкой клетского типа. Состоит из сруба часовни с трапезной, завершенной восьмигранной шатровой колокольней. Перекрыты помещения симметричной двускатной крышей. Шатер и сруб увенчаны главками луковичной формы. Глава над часовней установлена на цилиндрическое основание, врубленное в конек кровли.

Храм-крестильня Ксении Петербургской при Смоленской церкви в Дубне Московской области построен в 1998–2000 гг. Композиционно повторяет архитектуру прошлого. Тем не менее образ нового храма не содержит в себе лаконичности, ясности форм, выразительности силуэта.

В итоге, на примере современного строительства можно сделать вывод, что ошибочным является путь стилизации, поверхностного подражания, механического заимствования форм деревянного зодчества. Необходимо общее понимание особенностей образования архитектурных элементов, цельное восприятие памятников.

При проектировании современного деревянного храма стоит обратить внимание на такие традиции карельской архитектуры, как стремление к свободной живописности, преемственность природных форм, силуэтные решения сооружений, своеобразие и неповторимость компоновки многократно повторяемых элементов разнообразных построек.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам сайта музея – заповедника «Кижи», 2020 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru