ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Господи, пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили… (3 Цар. 19:10)

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

В какой обстановке закрывалась церковь, построенная на средства рабочих Александровского завода? Об этом расказывает петрозаводский историк Н.А. Басова, приводя ценные сведения из архивных документов. Согласно агентурным сводкам местного ГПУ за 1929 г., тема закрытия храма активно обсуждалась горожанами. Старшее поколение было не согласно с передачей церковного здания под клуб: «церковь не государства, а заводских рабочих. Наши отцы и деды построили ее на свои деньги, и мы будем протестовать, почему нужна церковь под клуб, неужели не хватит средств выстроить клуб для рабочих?». Можно было услышать и более радикальные заявления прихожан: «Не пощажу своей жизни, а церковь не будет отдана под клуб, все равно сожжем», «с первых же дней в клубе, переоборудованном из церкви, будем буза и кой-кому попадет, рабочие восстанут». В то же время «зарецкие хулиганы», т.е. рабочая молодежь, признавались, что им «все равно, что возьмут церковь под клуб, ближе трепаться ходить».

Жены рабочих свидетельствовали о том, что среди пьянства и тягот повседневной жизни церковь оставалась для них единственным утешением: «чтобы успокоить свою душу, найти где-либо покой, кроме церкви негде. В церковь ведь мы можем прийти в любое время, там дорога и двери открыты, а кто не хочет, может мимо пройти, а в клуб-то идти, ведь денежки надо, там с дверей не пропустят, а где у рабочих деньги на клуб, когда они с пивнушки не выходят. Закрывайте сначала кабаки и пивные, а потом церковь».

Приходской совет Александро-Невской церкви до последнего боролся за свой храм, верующие собирали подписи против его закрытия, обращались с просьбами в местные органы власти. В эти годы в газетах развернулась широкая антицерковная кампания. Регулярно печатались статьи, разоблачающие членов общины Александро-Невской церкви, в которых их усилия спасти родной храм возмущенно назывались «антисоветской агитацией, фабрикацией подложных документов». Неудивительно, что большинство рабочих Онежского (бывшего Александровского) завода на общем собрании проголосовало за закрытие церкви.

21 июня 1929 г. Петрозаводский горсовет вынес постановление о передаче здания церкви под промышленный отдел краеведческого музея, а 26 июня КарЦИК его утвердил. В результате перестройки был искажен внешний облик церкви, внутри сделаны этажные перекрытия. В 1931 г. здесь открылась первая музейная экспозиция. В послевоенные годы для хранения был устроен подвал – единственное на многие годы хранилище для 100 тысяч музейных экспонатов, в числе которых были церковная утварь и колокола бывшего заводского храма.

Церковь была возвращена Петрозаводской епархии в декабре 1991 г. Реконструкция искаженного перестройками памятника архитектуры завершилась через восемь лет. 3 июня 2000 г. Александро-Невский собор – главную святыню православной Карелии – освятил приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам сайте Александро – Невского кафедрального сбора, 2020 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru