ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Искусство «последнего времени»

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Цикл миниатюр к лицевым апокалипсисам в православной традиции сложился достаточно поздно: они стали создаваться на Руси лишь начиная со второй половины XVI в. Среди известных уже Ф. Буслаеву подобных рукописей можно выделить целый блок памятников, созданных под влиянием художественных изобразительных приемов, свойственных северной традиции. Ученый выделяет даже редакцию, условно названную северно-западной. При этом интересно отметить, что многие достаточно ранние Лицевые толковые апокалипсисы, созданные, например, в Соловецком монастыре, имели явные следы западноевропейского влияния. Вообще иконография Откровений с иллюстрациями должна рассматриваться как явление комплексное и в историческом аспекте. В ней присутствуют и древние черты (здесь плодотворны сопоставления, например, с Хлудовской псалтырью). Отдельно проблема изучения традиции иллюстрирования этого памятника на севере не ставилась. Можно только указать на существование вполне определенного и очень распространенного типа поморского Лицевого апокалипсиса, примером которого может служить рукопись, хранящаяся в ГИМ (Хлуд.358). Эта традиция продолжает так называемую филарето-чудовскую редакцию. Миниатюры к толковым апокалипсисам создаются издавна (по некоторым данным в Западной Европе с рубежа V-VI вв. (Трирский манускрипт), из последующих наиболее известен Бамбергский Х в. (50 миниатюр) и служат одним из типов толкования к сложнейшему тексту, доступному даже безграмотному человеку. В православной практике были распространены толкования, написанные Андреем архиепископом Кесарии Каппадокийской в конце V в. Согласно этому толкователю текст Откровения делится на 72 "зачала", или главы. Соответственно и миниатюр обычно бывало столько же, хотя возможно добавление входных миниатюр с изображением автора толкований и т.п., иллюстраций к особенно важным главам или, наоборот, пропуск отдельных композиций. В западноевропейской рукописной традиции количество изображений в тексте было обычно больше. Этот принцип иллюстрирования, так же как и многочисленные гравированные издания, привезенные на Русь, очень серьезно влияли на иконографию православных Лицевых Откровений. Но большая часть рукописей имела в среднем 70 миниатюр, из которых более половины (если не принимать во внимание изображение Иоанна Богослова) содержат "лица" святых. В этой связи интересно проследить, каким образом характер изображения святых связан с текстом Апокалипсиса и толкованиями к нему, какие черты можно назвать обязательным атрибутом святого, какова их смысловая и изобразительная функция на миниатюрах в разных редакциях памятника. Заранее ограничим задачи обращением лишь к изображению святых как некой общности праведных людей. В Апокалипсисе имеются конкретные "лица" одного святого - Иоанна Богослова и двух пророков - Еноха и Илии. Особенности их иконографии не разбираются, поскольку в рассматриваемых рукописях она достаточно схематична.

В собрании Рукописного отдела БАН России в настоящее время выявлено 20 Лицевых апокалипсисов, связанных со старообрядческой традицией. Из них, по крайней мере, 4 списка точно бытовали или были сделаны на севере России. Это рукопись 33.5.10 (XIX в., кон.), которая была привезена В. И. Срезневским из одной из первых археографических экспедиций на север (далее Р1); скрытническая рукопись Каргопольское собрание 284 (XIX в., втор. половина), подаренная Рукописному отделу М. И. Залесским (далее Р2); рукопись Текущие поступления 132, на которой на ряде листов имеется владельческая запись "Соли Галицкой посадского человека Григория Попова" (далее РЗ) и рукопись 1.5.93 (XX в., нач.), подделка, выполненная на бумаге XVIII в. старообрядцем из Вологодской области Ф. А. Каликиным (далее Р4). Для сопоставления выбраны именно эти памятники, поскольку они представляют различные редакции и виды редакций цикла миниатюр.

Тема святости может рассматриваться с разных точек зрения: это и житие святого, и чудеса, совершаемые им в житии и после смерти, это и характеристика тех качеств, которые должны быть присущи святому. Не менее интересна и тематика эсхатологических произведений, рисующих судьбу праведников и грешников после смерти и Второго пришествия. В этой связи встает проблема соотнесения судеб святых и праведников.

Естественно эта сложнейшая тема поднимается и в Откровении святого Иоанна Богослова. В главе 6, 9-11 (Гл. 17 по Апокалипсису с толкованиями Андрея Кесарийского, далее Толк. Ап.) описывается судьба святых после их первого освобождения - после снятия Агнцем пятой печати: "И когда Он снял пятую печать, я увиделъ под жертвенникомъ души убиенныхъ за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громкимъ голосомъ, говоря: доколе, владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущимъ на земле за кровь нашу? И даны были каждому изъ нихъ одежды белые, и сказано имъ, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники ихъ и братья ихъ, которые будутъ убиты, какъ и они, дополнять число". Это и есть собственно святые, которые подобно Христу вынесли мучения в этой жизни и были убиты гонителями христианства. Их главные изобразительные атрибуты - белые одежды, о чем говорится в тексте Откровения, и нимбы.

Все это мы видим на миниатюрах описанных выше Лицевых апокалипсисов. Р1 (л. 63 об.) демонстрирует нам невинно убиенных, прикрытых условной линией облаков (далее - УЛО), из-за которой выступают только их головы: это прикрывает наготу выходящих из-под жертвенника. Слева от церковного здания, изображенного выше, ангел стоит рядом с одним из этих святых, еще не одетым и без нимба, справа ангел уже дал этому человеку белые одежды. Миниатюра в рукописи РЗ в своей верхней части содержит сложную композицию с 2 кругами славы для Саваофа и Агнца на престоле вверху и алтаря с книгой под киворием ниже УЛО, при этом "души, избиенные за слово Божие", изображены мелко внизу за 2 горками как 2 группы обычных людей в цветных одеждах. В рукописи Р4 (л. 35) на фоне условного горного пейзажа вверху на горе стоит группа голых людей, сверху к ним летит ангел, который несет им белые одежды. В Р2, которую можно в целом охарактеризовать как своеобразный примитив (полностью отсутствует работа по прорисям и культура канонического изображения, при этом соблюдается композиционно-содержательная сторона), описанное событие иллюстрируется как выход огромного количества одетых в разноцветные одежды людей без нимбов из большого церковного здания, с небес на них нисходит огненный луч. Из описываемых рукописей к самой ранней редакции8 принадлежит РЗ: в ней акцент поставлен на центральном событии, изображает главное для средневекового человека "действующее лицо" гл. 17. В миниатюре из Р1, относящейся к условно юго-западной редакции, привнесены явно западно-европейские изобразительные элементы: иконография голов святых и церковного здания. Р2 дословно иллюстрирует один момент из происходящего в гл. 17. Самая поздняя Р4 относится к канону прориси достаточно вольно, делая миниатюру легко воспринимаемой человеком XX в., и переносит акцент именно на событие, связанное с судьбой людей. В разных редакциях мы видим, что святые могут быть одеты в цветные одежды, раздеты, ожидать свои белые одежды. На всех миниатюрах к семнадцатой главе у святых еще нет нимба.

В связи с этим характерным атрибутом святых можно говорить о том, что 24 старца, имеющие нимбы на большинстве изображений, - это те же святые, тем более что толкования дают нам подтверждение данного предположения. Вот что мы читаем в дополнительном толковании к гл. 4, 4-10 (Толк. An., 10): "И двадесять и четыре старцевъ знаменаетъ весь соборъ небесный верны изъбранныхъ Божиихъ. Они же тамо уже в радостехъ своихъ наслаждаются благословения его, понеже дванадесыть патриархъ мощно числити за половину числа его. Они же наказавше людей в законе ветхомъ &;lt;.. .&;gt;. По сем же дванадесять апостоловъ мощно числити за вторую половину сего числа. А иже глаголетъ на престолехъ не мни седящихъ тамо бо не седають, только якоже слыша. Суть облече-ни въ белы ризы, сиречь во отдание мзды и въ потешение веры и творения благихъ. Венцами же знаменаетъ яко вернии и благотворящим имуть царствовати со Христомъ".

Апокалиптические старцы как бы представляют высший ранг святых, изначально по своей кончине допущенных до престола Господня, обладающих большим знанием, чем Иоанн Богослов, и помогающих ему понять смысл происходящего (что, к стати сказать, исключает его из числа двенадцати апостолов). В гл. 5,5 (Толк. Ап., 11) в момент, когда ИБ не знает еще, кто сможет снять печати с книги, "...единъ от старецъ глагола ми, не плачися, се победить есть левъ, иже сый от колена Июдина, корень Давидовъ разъгнути книгу и разрешити седмь печати". В Р4 на л. 28 об. изображение этого момента занимает целую большую миниатюру: внизу на фоне дерева и условного горного пейзажа под горкой присел Иоанн Богослов, напротив него стоит один из старцев в нимбе с протянутой рукой. Далее по тексту Откровения и в миниатюрах этот сюжет неоднократно повторяется. Если атрибутами святости для предстоящих перед престолом Господнем во время Страшного суда являются белые одежды, то нужно говорить и о 144000 запечатленных печатью Бога, так как и они получают такое облачение. В гл. 7 (Толк. Ап., 19 и 20) говорится о том, что перед снятием седьмой печати, т.е. перед началом самых страшных событий, Ангел, имеющий эту печать, остановил течение происходящего до того момента, как будут "запечатлены" все, достойные спасения. Затем эти избранные оказываются перед престолом Господним: "...и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих", и один из 24-х старцев сказал Иоанну: ".. .это те, которые пришли от великая скорби, они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат ему день и ночь в храме его". На миниатюрах в разных рукописях изображение этих, облеченных в белые одежды не за свое страдание, а истинную за веру в Господа, отлично от изображения святых на мин. к гл. 6. В Р1 л. 74 об. они изображены с нимбами и в белых одеждах, в 1.5.93 часть людей с нимбами и пальмовыми ветвями, все в цветных одеждах. В Р2 на л.65 об. возможно ошибочно помещена мин. к гл. 17 Толк. Ап., т.е. мин. на л. 54 об., где из здания выходит огромная толпа людей, видимо, должна быть помещена перед гл. 19 Толк. Ап. Но сама возможность этой перестановки показывает, что изобразительно и по содержанию, "вышедшие из-под алтаря" и избранные для запечатления печатью Божьей воспринимались как некто близкий по смыслу. В самой древней редакции (РЗ) иконография традиционна и совершенно иная. Вверху миниатюры за УЛО с 2 сторон от Господа Саваофа (подписан) лежат ниц 2 группы святых, которые подписаны "Всии святии", внизу на земле стоит группа людей в нимбах и с пальмовыми ветвями. Они никак не подписаны и, очевидно, изображают запечатленных избранных Богом.

В гл. 14, 1-5 (Толк. Ап., 39) говорится, что перед началом Страшного суда на горе Сион вместе с Агнцем стоят и все "144000, у которых имя Отца Его написано на челах", те, грехи (ведь все грешны хотя бы уже первородным грехом) которых Спаситель искупил своей кровью. Иоанн слышит "голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами, и никто не мог научиться сей песни, кроме сих 144000, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо девственники, это те, которые следуют за агнцем, куда бы Он ни пошел". Здесь характер изображений несколько различен. В рукописи РЗ ниже УЛО с 2 сторон от Агнца, стоящего на горе Сион, стоят 2 толпы людей в нимбах и цветных одеждах (подписаны "Вси святии"). Над УЛО с 2 сторон от Христа стоят 2 группы святых в нимбах, с гуслями и в цветных одеждах, но без бород. На л. 75 в рукописи Р4 эта же композиция вверху миниатюры представлена 2 группами из 12 юношей, стоящих на коленях, т.е. это уже люди, не имеющие возраста, ниже на фоне условного горного пейзажа 2 группы святых с гуслями. В каргопольской рукописи Р2 миниатюра к этой главе занимает разворот (л. 126 об.-127) и на ней изображено 3 группы святых с нимбах и в цветных одеждах, все вокруг Агнца на горе. Единственная рукопись, которая дает нам для этой главы образец святых в белых одеждах, это оставшаяся Р1, причем здесь мин. разбита на 2: на л. 143 об. большую часть рисунка занимает агнец на горе, под которой стоит толпа людей с бородами без нимбов и в цветных одеждах, а на л. 144 старцы в венцах, сидящие слева от престола, и группа святых, стоящих справа, в нимбах и с гуслями, и те, и другие - в белых одеждах и с бородами. По миниатюрам к этой главе видно, что даже при одинаковой иконографии в изображении присутствует не одна, а две или даже три группы, славящих Господа: 24 старца, "вышедшие из-под престола" мученики и избранные 144000. Четкое разделение этих групп по атрибутам можно сделать только по рукописи PI.

Еще сложнее истолкование образа из гл. 15, 2-4 (Толк. An., 45) стоящих на "стеклянном море, смешанном с огнем", это - "победившие зверя и образ его, и начертание его и числа имени его. Стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божий, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца". Обратимся к тексту толкований: стеклянное море "знаменует множество спасаемых, и будущего покоя чистоту, и ясность святых ею же блистаниями добродетельными просветятся яко солнце". Трактовка образов при иллюстрировании очень различна: миниатюры Р2, л. 142об.иР1,л. 164 изображают большую группу людей без нимбов на поверхности стеклянного моря, в первом случае - со свечами(?) и в цветных одеждах, во втором - с гуслями и в белых одеждах. Р4, л. 84 рисует святых с нимбами, гуслями в цветных одеждах, но море похоже на горный поток, в котором видны языки пламени. Рукопись РЗ изображает святых аналогично, но они занимают небольшую часть миниатюры, а наличие моря может лишь угадываться по тонкой очерковой линии.

Важным образом-символом для приближения к пониманию сути понятия святости являются слова из гл. 19,8 (Толк. Ап. 57), где в кульминационный момент, когда земные праведники должны соединиться с Христом, "уготована" для этого "Жена, облеченная в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых". Из этого образа становится ясно, что все множество праотцев, апостолов, святых мучеников и избранных праведников самой сутью своих деяний и своей души являют добро в граде земном, которое должно прибавиться к жертвенной крови Христа для создания Града Нова и Земли Новой. Все рукописи при изображении этого сюжета исключительно единодушны: святые изображены как группы молящихся Христу людей. В Р1 (л. 204 об.), в РЗ (л. 174 об.) и в Р4 (л. 103) это 2 группы святых, стоящие на коленях с 2 сторон от Бога в венцах (Р1) или с нимбами (РЗ, Р4), в белых одеждах (Р1, РЗ) и в цветных одеждах (Р4), а в Р2 (Л. 198 об.) с 2 сторон от церкви стоит толпа святых в нимбах и цветных одеждах. Миниатюры во всех 4 рукописях демонстрируют основное качество взаимодействия святых и Бога - их взаимоединство.

Для понимания судеб людских после Второго пришествия очень важна гл. 20 (Толк. Ап., гл. 60-64). Во время тысячелетнего царствования Христова верные его последователи царствуют вместе с ним: "И увидел я престолы и сидящих на них, Которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Исуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет". Это воскресшие в первое воскресение. Они уже не подвластны смерти. На всех миниатюрах к гл. 20, 5 (Толк. Ап., 62) вверху изображаются те, кому "уготованы престолы", внизу те, кому предстоит пережить второе воскресение и Страшный суд по прошествии тысячелетия. В Р2, л. 192 об. вверху на УЛО воскресшие в первое воскресение (подписаны) - одинаковые в колпаках и желтых балахонах, а внизу адские порождения загоняют в геену и бьют грешников, в РЗ, л. 194 об. вверху слева поверх горы напротив дерева и ИБ стоит группа людей без всяких подписей и нимбов, внизу -грешники горят в адском пламени в 3 печах, в Р4, л. 111 праведные на УЛО стоят с 2 сторон от ангела без нимбов в разноцветных балахонах с капюшонами, ниже группы так же одетых грешников (только балахоны серого цвета) дьявольские порождения на веревках тянут в адский огонь.

В Р1 изображение этого сюжета отсутствует, но есть 2 миниатюры к гл. 20, (Толк. Ап., 64), изображающие л. 228 об. - Страшный суд, где святые на престолах в венцах и разноцветных одеждах сидят с 2 сторон от престола Господня, внизу слева группа уходящих людей, другая группа идет вправо в геену огненную. На л. 229 толпа людей в сером изображена спинами к зрителю у стен Града Нова. В трех остальных рукописях миниатюры к гл. 64 имеют совершенно другой сюжет: на них земля, море и смерть с адом отдают для Суда всех умерших (на миниатюрах это изображается в виде гробов с большим количеством людей в каждом).

Спасшиеся попадают в Град Новый, который ангел показывает Иоанну, "вознеся его в духе на великую гору" гл. 21,10. (Толк. Aп., 67). В Р2 (л. 201 об.-202) Новый Иерусалим представляет собой разноцветную городскую стену, внутри которой никого не видно. В РЗ, (л. 212 об.) он выглядит как прямоугольник, где стены образованы из 12 башен, в каждой из которых и в центре, рядом со стоящим Христом, святые в нимбах и цветных одеждах. В этой РЗ есть еще одно изображение Града - л. 206 об. (Толк. Ап., 65), на нем внутри городской стены с 2 сторон от Христа стоят 2 группы святых с нимбами и в цветных одеждах (композиционно аналогично Спасу с предстоящими). В Р4 нал. 116(гл.65),л. 121 (гл.67)ил. 124 (гл. 69) дано изображение Нового Иерусалима в разных ракурсах: на первой мин. издали, на второй - ближе, на третьей дан не общий вид, а выбрана точка зрения стоящего рядом со стеной Иоанна Богослова. На всех трех миниатюрах внутри городской стены изображены святые, на первой и третьей - с нимбами и в цветных одеждах, на второй - без нимбов, видны только головы. В P1 (л. 234 об., гл. 65) у стены Града Нова святой с ключом, за ним ИБ с группой святых в нимбах и разноцветных одеждах, за стенами города у престола с восьмиконечным крестом люди с нимбами в белых одеждах с цветами в руках. В миниатюрах к последующим главам Град Нов встречается в необычной композиции к гл. 68, о чем немного ниже.

Во всех четырех рукописях гл. 22, 1 (Толк. An., 68) имеет изобразительное толкование. В Р4 (л. 123) святые с нимбами стоят слева от реки в цветных одеждах, в РЗ (л. 220 об.) с 2 сторон от реки стоят святые с нимбами, в цветных одеждах и с цветами в руках, подписаны "Вси Святыи". Святые в цветных одеждах без нимбов в Р2 (л. 220 об.) располагаются по три с 2 сторон от реки среди деревьев, а в Р1 (л. 249 об.) у истоков реки расположен Град Новый, а не престол, святые в цветных одеждах с нимбами стоят вверху с 2 сторон от Христа и Саваофа. Как видим, во всех четырех случаях святые одеты в цветные одежды, нимбов нет только в Р2, композиционно отличается опять же Р1. В результате краткого обзора изображений святых в поздних Лицевых апокалипсисах можно говорить, что в независимости оттого, к какой из трех групп святых относится изображение (Грубо обозначим эти три группы: 24 старца-12 ветхозаветных пророков и 12 новозаветных апостолов; святые, восшедшие из-под престола после снятия пятой печати и воскресшие в первое воскресенье.), святой может быть в белых или цветных одеждах, с нимбом или без него. Атрибуты и композиционное расположение святых определяется в большей мере текстом, нежели какими-то иными правилами. Самой канонической из описанных четырех рукописей и, соответственно, допускающей меньше всего разнообразия при изображении, является РЗ. Больше всего отличается от остальных рукописей Р1, так как относится к другой редакции, подвергшейся явному западному влиянию. Р2 - придерживается канона композиции, но при этом не пользуется прорисями, а Р4 пользуется прорисями, но позволяет себе значительные вольности в деталях и композиции.

Таким образом, через весь текст и все миниатюры Откровения проходит образ светлого начала людей, облаченных в белые одежды. Они, несмотря на все искушения и препоны, нашли в себе силы не сломиться, не уверовать в ложные истины, не отвернуться от лика Божия. Даже на миниатюрах изобразительно святые противостоят всем происходящим после второго пришествия ужасам и вселяют в каждого надежду на возможность спасения, так как своей спокойной уравновешенностью противостоят страшным картинам временно торжествующего зла и подчеркивают справедливость возмездия за грехи. И именно с ростом числа святых растет и здание церкви - тела Христова в граде земном, занимающее в филарето-чудовской редакции, т.е. самой распространенной среди старообрядцев, на последней миниатюре апокалиптического цикла большую часть пространства. В наших Рукописях это: Р2 - л. 229 об., РЗ - л. 229 об., Р4 - л. 127. А здание церкви есть символ и плоть Христа на земле, чем больше его размеры, тем сильнее сила света, призванная противостоять злу и ныне и присно и во веки веков.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам статьи В. Г. Подковырова «Изображение святых в старообрядческих Лицевых апокалипсисах, бытовавших на Русском Севере»// Святые и святыни северорусских земель.Сост. и науч. ред. Н. И. Решетникова. Каргополь: Каргоп. гос. историко-архитектур. и художеств. музей, 2002. -316 с.), 2020 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru