ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Утраченная святыня

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

После проведения штатной реформы в 1764 году Андрусову пустынь упразднили. Новый период в ее истории начался в XIX веке и связан с именем валаамского игумена Иннокентия, кстати, родом из Олонецкой губернии, деревни Рижкалицы. В августе 1789 года, будучи еще иеромонахом, о. Иннокентий возвращался с братьями из Новой Ладоги на Валаам. Их застала сильная буря, и высокая волна выбросила лодку на луду недалеко от заброшенной Андрусовой пустыни. Усердно молясь свт. Николаю Чудотворцу и прмч. Адриану, потерпевшие кораблекрушение дали обет: если смогут достичь валаамского берега, то восстановят заброшенный монастырь. Из оставшихся досок смастерили плот и отправились через озеро. Благополучно добравшись до дома, они забыли свое обещание. Словно в напоминание через год о. Иннокентий попал в еще более страшную бурю, однако долгое время выполнить обет не давало ему отсутствие средств и времени.

Наконец, в 1808 году при содействии санкт-петербургских купцов Семена Федоровича Чусова и Андрея Сергеевича Сергеева была обновлена древняя церковь во имя свт. Николая, антиминс для которой освятил Преосвященный Амвросий, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Надзор за церковью поручили причту Ильинского погоста. Для хранения церковного имущества в пустыни поселился заштатный причетник. Богослужения в Никольском храме совершались только по праздникам и в день памяти прмч. Адриана 26 августа священниками соседних приходов. Первые монахи поселились в возрождаемой обители в 1814 году, когда ее приписали к Валаамскому монастырю.

Значительный капитал на обновление Андрусовой пустыни пожертвовал в 1817 году уже упоминавшийся А. С. Сергеев: он внес на вечное обращение в пользу монастыря шесть тыс. руб. и на неотложные расходы выделил три тыс. ассигнациями. За этот вклад император Александр 1 наградил Андрея Сергеевича золотой медалью на Владимирской ленте.

В 1818 году указом Санкт-Петербургской духовной консистории Андрусову пустынь восстановили как самостоятельную с учреждением в ней должности строителя и 6 монашеских вакансий, зачислив в число заштатных монастырей, находившихся на собственном содержании. Для пополнения братии монашествующие и послушники были переведены с Валаама. Из общих сумм Духовного департамента ежегодно пустыни отчислялось 300 руб.

Игумен Иннокентий добился возвращения Андрусовой пустыни прежних царских даров: тоней на Ладожском озере, угодий и земель, принадлежавших ей до упразднения, кроме островов Сало и Гачи, да 15 десятин, на которых проживал с семейством экономический крестьянин Иван Трифонов.

При первом строителе, валаамском иеромонахе Тихоне, Андрусову пустынь посетил император Александр I, направлявшийся из Олонца в Финляндию. «Оставив свиту на правом берегу реки Опоики, в рыбацкой лодке он переправился на левый, откуда пролегала тропинка к пустыни. В сопровождении большаковского крестьянина Ермолая Манеева верхом на лошади отправился в монастырь, последние две версты преодолел пешком». Около часа император беседовал с братией, затем приложился к местным образам, поклонился мощам прмч. Адриана. Растроганный теплым приемом он пообещал прислать в дар серебряные позлащенные сосуды и годовой круг богослужебных книг. Свое слово Александр 1 сдержал.

В 1828 году Андрусова и Сяндебская пустыни перешли в ведомство вновь учрежденной Олонецкой епархии. Благодаря сильному покровительству игумена Иннокентия и щедрым богатым жертвователям материальное положение Андрусовой пустыни с каждым годом все более улучшалось. На протяжении второй четверти XIX века в ней возводились различные жилые и хозяйственные строения. Монастырь был обнесен деревянной оградой, внутри которой появились сначала деревянные, а затем каменные братские корпуса и настоятельский дом. Вне стен расположились рабочие избы, амбар, прачечная, конюшня, сараи. Рядом с пустыней установили ветряную мельницу. Одновременно строительство шло и в приписной Сяндебской пустыни.

С годами все более очевидной становилась необходимость в новом соборном храме. Его поставили во время управления иеромонаха Иосифа (1826-1835 гг.) на месте прежней маленькой Введенской церкви, устроенной в 1820 году из часовни, где под спудом покоились мощи прмч. Адриана. Собор получился скромный, увенчанный одной деревянной главой, но приятного зодчества; посвящение главного престола оставили прежним - в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Перед правым клиросом в особой нише южной стены стояла рака над святыми мощами преподобного основателя монастыря, на ее верхней доске помещалось изображение смерти и погребения прмч. Адриана. К северной стене собора примыкал древний Никольский храм, обновленный в 1840 году. Над общей для обеих церквей папертью находилась ризница, в которой хранились святыни пустыни: напрестольный крест, содержавший святую кровь Иоанна Крестителя и частицы мощей Алексия, митрополита Московского, Андроника и Саввы, учеников прп. Сергия Радонежского; образ свт. Николая XVI века в сребропозлащенной ризе в драгоценном окладе и царские дары.

Постепенно увеличивался капитал Андрусовой пустыни. Не без помощи игумена Иннокентия строитель Иосиф сумел собрать с разных жертвователей 3,5 тыс. руб., которые он положил в банк под проценты, а также исходатайствовать ежегодное содержание от казны в 350 руб.

К середине XIX века сформировался основной монастырский комплекс, подробное описание которого оставил валаамский игумен Дамаскин, посетивший Андрусову пустынь в начале 50-х годов. В плане она имела форму неправильного четырехугольника; с востока, юга и запада к ней подступали болота и каменистые поляны. Монастырь был обнесен каменными стенами, построенными во время управления иеромонахов Феодора (1836-1852 гг.) и Мефодия (1852-1857 гг., 1859-1875 гг.), при этом кирпич изготавливался на своем небольшом заводике. Святые ворота украшались иконами Господа-Вседержителя, заступницы Девы Богородицы, свт. Николая Чудотворца и основателя монастыря прмч. Адриана, написанными самой братией. Центральное место отводилось монастырским храмам, стоявшим на ровной возвышенности, с которой открывалась живописная панорама озерной дали. По обе стороны от ворот шли каменные флигели, вмещавшие в себя трапезную и братские келии. На восточной стороне располагал два деревянных флигеля, рухольная, колодец, а перед ними небольшие огород и сад. На западной стороне разместились настоятельский дом, погреб, квасоварня. Вне монастырских стен традиционно находились скотные дворы и другие хозяйственные постройки.

Андрусова пустынь руководствовалась общежительным уставом; управлялась строителем, которому помогал казначей. Вечернее правило читалось в трапезной. В 1850 году братия состояла из 4 иеромонахов, двух иеродиаконов, трех монахов полного пострига, 4 малго и 12 послушников. Капитал пустыни достигал 5 270 руб. серебром; ежегодно она продолжала получать 300 руб. общих сумм Духовного ведомства и 350 руб. как заштатная.

Монастырь был достаточно наделен землей: всего - 628 десятин, из них 134 удобной. Монастырские поля и сенокосы вполне могли бы обеспечивать жизнь насельников. Братия занималась земледелием и скотоводством. По ее примеру местные крестьяне стали садить капусту, картофель, редьку. Особое внимание сельскому хозяйству уделялось при строителе иеромонахе Феодоре, при котором земли были расчищены и удобрены, увеличены посевные площади и сенные покосы. Тем не менее из-за суровых климатических условий Карелии часто случались неурожаи, поэтому приходилось выделять часть средств на закупку продуктов и сена.

Настоящей бедой для Андрусовой пустыни являлись частые наводнения. Осенью и весной вода в Ладоге поднималась настолько, что полуостров, на котором располагалась обитель, превращался в остров, часть пашни оказывалась затоплена. Время от времени случались такие полноводия, когда ладожская вода доходила до самых монастырских стен и подолгу стояла, чем наносила большой вред деревянным строениям и ограде. При сильных ветрах часть сенокосов тоже скрывалась под водой.

Для пропитания братия занималась также рыбным промыслом. Тоня при о. Гача сдавалась в аренду местным крестьянам. На этом острове позднее была открыта восьмая по счету в Олонецкой губернии спасательная станция, так как коварное место представляло собой большую опасность для проходящих судов.

При о. Феодоре в пустыне на покое проживал архимандрит Гедеон, совершивший в 1803-1806 годах кругосветное плавание. Некоторое время он возглавлял духовную миссию в Америке, находился при Японском посольстве. На родине занимал разные почетные должности, являлся настоятелем Иверского первоклассного монастыря Новгородской епархии, был соборным иеромонахом Киево-Печерской лавры. В преклонном возрасте архимандрит Гедеон сначала удалился в Коневецкий монастырь, а из него перебрался в Андрусову пустынь. Свои достоинства он скрывал под покровом юродства.

Во второй половине XIX века настоятели и управляющие Андрусовой пустыни стали меняться очень часто, что было связано с общей нехваткой достойных кандидатов на эти должности среди монашествующих Олонецкой епархии. Наиболее умными и хозяйственными управителями Андрусовой пустыни стали иеромонах Моисей, прибывший из Александро-Свирского монастыря, значительно пополнивший ризницу, и иеромонах Геннадий, при котором обновленные храмы собственными силами были изнутри расписаны, а на месте убиения прмч. Адриана, где ранее стоял деревянный крест, построили новую часовню в память чудесного избавления окрестного населения от эпидемии сибирской язвы в 1873 году. Кстати, все постройки и исправления были произведены исключительно на средства благотворителей: крестьянина из села Ладвы И.Ф. Кипрушкина (род Кипрушкиных немало внес средств в пользу других малых обителей Олонецкой губернии) и новоладожской купчихи А.Н. Дудниковой.

Цифры, содержащиеся в отчете за 1904 год, говорят, что Андрусова пустынь в то время находилась далеко не в цветущем состоянии. Наводнения привели монастырские здания и ограду в ветхость, последняя в нескольких местах грозила упасть и нуждалась в новом фундаменте. Частая перемена начальствующих лиц не давала возможности приступить к безотлагательным мерам. Капитал пустыни составлял около 12 тыс. руб. Обширные, но малоплодородные земельные угодья скудно вознаграждали труд. Столь необходимое стремление к улучшению агрокультуры отсутствовало. К полевым работам насельники относились довольно небрежно, главное внимание сосредоточив на разведении скота: лошадей и коров. Единственным отрадным явлением была ризница, содержавшаяся в надлежащем порядке и чистоте.

Для исправления столь удручающего положения указом Олонецкой духовной консистории прежнего строителя сменили на иеромонаха Амвросия из Александро-Свирского монастыря. Перед ним стояла сложная задача по наведению должного порядка в обители, улучшению духовно-нравственного состояния ее братии, которая привыкла к отсутствию строгого контроля за своей жизнью, ленилась на послушаниях и не всегда присутствовала на богослужениях. Для помощи из того же Александро-Свирского монастыря были переведены несколько монашествующих.

26 августа 1913 года в Андрусовой пустыни произошло светлое и радостное для насельников событие. Бережно хранимая в монастыре частица мощей прмч. Адриана Андрусовского была переложена в изящный серебряный ковчег, устроенный хлопотами нового настоятеля иеромонаха Ксенофонта. В этот торжественный день обитель посетил Преосвященнейший Никанор и отслужил Божественную литургию в монастырском храме. Братия с надеждой уповала на помощь в нелегких ежедневных трудах от своего небесного покровителя, основателя родной пустыни. Но спустя всего 4 года обычное течение монастырской жизни было прервано.

После установления в Карелии советской власти Андрусова пустынь была закрыта, на ее бывших землях организовали советское хозяйство имени Володарского, в который вступила часть братии. На 31 октября 1919 года среди 13 его рабочих числилось б монахов и три послушника. Первоначально управляющим совхоза назначили иеромонаха Леонтия, последнего настоятеля обители.

Дальнейшая точная судьба насельников Андрусовой пустыни по известным документам пока не прослеживается. Андрусовское религиозное объединение, созданное местными жителями, какое-то время содержало монастырские храмы. После войны 1941-1945 годов Никольская церковь попала в список памятников архитектуры Карело-Финской ССР, но это не спасло ее от варварского разрушения. При советской власти от храмов пустыни практически ничего не осталось. До недавнего времени на территории монастыря рядом с остатками фундамента Введенского храма стояло двухэтажное здание базы отдыха.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам сборника Кожевниковой Ю.Н. «Олонецкая епархия. Страницы истории», 2020 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru