ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


На пути к Святой Руси

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Ровно 833 года в историю Карелии была вписана яркая и героическая страница – карельские воины победоносно окончили морской поход по Балтике и взяли город Сигтуну – один из политических и религиозных центров католического Шведского королевства.

Сигтуна являлась основным центром торговли материковой Швеции с Новгородской Русью, а также с Финляндией, Карелией и Прибалтикой. В силу географического положения и близости прежде всего к восточной Балтике именно торговля, ориентированная на восток, играла в жизни Сигтуны наибольшую роль. Стоит отметить, что в Сигтуне существовал русский торговый двор, где постоянно проживало большое количество купцов из Руси. Проводя политику христианизации, шведские короли опирались на Сигтуну, как на первый город, принявший католичество в Уппланде.

Нападающим, отправившимся в поход, вероятно, с Ладоги, пришлось преодолеть большие трудности. Сигтуна расположена далеко в глубине озера Меларен, в 60 км от Балтийского моря. Это озеро покрыто множеством островов типа финляндских шхер, с неширокими извилистыми проливами.

Поход был, по всей видимости, хорошо подготовлен — именно поэтому он увенчался быстрой и решительной победой. Для того чтобы прорваться сквозь шхеры озера Меларен к городу, нужно было иметь сильный флот; для взятия и разрушения столь крупного города нападающие должны были обладать значительным войском.

Наконец, для того чтобы быстро и неожиданно пройти по извилистому шхерному фарватеру, нападающим нужно было на своих судах иметь людей, хорошо знавших его, неоднократно совершавших ранее этот путь.

Таким образом, нападение на Сигтуну являлось весьма сложным военно-морским предприятием - взять хорошо укрепленный город, лежащий в глубине внутренних шведских вод, можно было лишь в результате быстрого, неожиданного и мощного удара.

В ходе боев на городских улицах был убит архиепископ Уппсальский Иоанн – глава Католической Церкви в Швеции, а сам город опустошён настолько, что уже не оправился.

Относительно того, воины какого именно народа совершили поход на Сигтуну в 1187 г., до сих пор нет единого мнения. Различные исследователи в своих интересах приводят карелов, финнов, эстов, русских.

Хроника Эрика, написанная в 1320-х гг., как наиболее ранний источник, привлекает больше всего внимания. Она начинает повествование с момента основания Стокгольма ярлом Биргером, и рассказывает о разорении Сигтуны в том ключе, чтобы дать понять, от каких напастей с востока теперь будет защищать шведов новый город.

Виновниками шведских бед являются именно карелы, проникавшие ранее внутрь озера Меларен. В конце рассказа упоминается о радости, охватившей «землю карел и руссов». Возможно, что здесь автор в косвенной форме указывает на участие русских в нападении.

Но можно также предположить, что автор, говоря о радости в земле и карел и русских, имел в виду политическую связь обоих народов и подразумевал, что победа карел была тем самым и русской победой, ибо карелы, хотя и не входили в состав Новгородской феодальной республики, в тот период уже были данниками Великого Новгорода.

В более поздних источниках участие русских приобретает все более явный характер и роль их только возрастает, что неудивительно, ведь военная и политическая активность карелов угасает к XIII в., а противостояние с Россией продлится еще много сотен лет.

Новгородские летописи по этому вопросу молчат. Об особо крупных официальных предприятиях новгородских войск летопись большей частью сообщала. Поэтому, если новгородцы и участвовали в походе, то как в неофициальном предприятии, в порядке частной инициативы.

В Софийском соборе Новгорода есть Сигтунские врата, которые, согласно преданию, были привезены в результате набега 1187 г. Однако проблема в том, что и в этом случае не доказана точная принадлежность врат к Сигтуне.

В новгородской Софии с начала XVIII в. известно существование врат, называемых Сигтунскими. Но по мнению большинства исследователей, когда-то в прошлом это название по ошибке было перенесено с главных врат собора (после этого называемых Корсунскими) на врата бокового придела, изготовленные в Византии. Главные ворота собора - Корсунские, бывшие Сигтунские, как раз могут быть связаны со шведским городом.

Врата могли быть захвачены как трофей при взятии новгородцами какого-либо крупного города, принадлежащего католическому государству.

Новгородцы за время своей независимости трижды брали такие города: Дерпт в 1262 г. и Або в 1198 и в 1318 гг. Но нет никаких данных, которые связывали бы врата с этими городами.

Остается еще один город, в захвате которого могли участвовать новгородские дружины, — Сигтуна. Наконец, в самом памятнике имеются отдельные черты, которые могут быть увязаны с шведским искусством XII в. и даже (правда, не бесспорно) с религиозным культом св. Зигфрида, почитавшимся особенно в Сигтуне.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам книги И. П. Шаскольского «Сигтунский поход 1187 г. // Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв.» (Л.: “Наука”, 1978.), 2020 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru