ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Александро – Свирский монастырь в системе высшего церковного управления Олонии конца XVIII- начала XIX веков.

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Со времени учреждения в Свирском Троицком монастыре кафедры епископов Олонецких и Каргопольских, в качестве С.-Петербургских викарных, в истории этой обители начинается новый период жизни. Вместе с открытием архиерейской кафедры, здесь открыта была и консистория, а в последствии и семинария, для образования духовного юношества. Троицкий монастырь сделан был архиерейским домом, Троицкий собор кафедральным собором, а Предтеченская церковь, что над воротами, приходскою церковью. Вся соборная церковная утварь поступила во владение кафедры. Епископы помещались на западной стороне монастыря, на южной – консистория. Кроме того, монастырь должен был уступить под выгон скота и для других потребностей архиерейского дома часть своей земли. В 1765 году и отведены были для этого все пахотные поля по восточную сторону дороги и св. Озеро со всею окружною землею и с домом, исключая только мельницы. Недостающее по штату количество земли дополнено было церковною землею в Кондушах. В том же году, все приписанные к Свирскому монастырю обители, были упразднены и имущество их поступило в Свирский монастырь для хранения.

Архимандритом Свирского монастыря, при учреждении там епископской кафедры, был Александр. Во время его настоятельства с 1763–1775 г. жили в Свирском монастыре следующие епископы Олонецкие и Каргопольские: 1) Иоанн, хиротонисованный в 1764 году из архимандрита Новгородского Хутынского монастыря. В 1767 году он переведен был в Устюг; 2) Антоний тоже из Хутынских архимандритов; в 1774 г. он скончался и погребен под алтарем Троицкого собора; 3) Вениамин (Румовский) из архимандритов Троицкой Сергиевой пустыни и потом ректоров Невской Семинарии; в 1775 году он переведен был в Архангельск.

Со времени учреждения епископской кафедры и консистории значение Свирского монастыря ограничивается преимущественно церковно-административной сферой. Послужив столь немало «государеву делу», ему пришлось не менее послужить и церковному устройству Олонецкого края.

С 1775 по 1780 г. архимандритом Свирского монастыря был Иринарх. Одновременно с ним на епископскую кафедру поступил Иоанникий – бывший архимандрит Юрьева монастыря. Иринарх скончался в монастыре в 1780 году, а Иоанникий в 1782 году уволен был на покой и умер в Юрьевом монастыре в 1785 году.

В 1779 году учреждена была в Троицком монастыре Олонецкая Духовная семинария, которая состояла из следующих 5 классов: фары, инфимы, синтаксимы, пиитики и риторики. Желавшие же изучать философию, посылались в Архангельскую семинарию, которая, таким образом, составляла тогда для Олонецкой семинарии нечто в роде Академии. На обзаведение и содержание семинарии указано было отпускать по 2000 р. асс. в год.

При архимандрите Варлааме с 1780–1781 г. в Свирском монастыре было два епископа: Виктор (Онисимов) из архимандритов Юрьевских, в 1783 г. переведенный в Владимир на Клязьму и Амвросий (Серебрянников) из архимандритов Новгородского Антониева монастыря и ректоров семинарии, в 1786 г. переведенный в Екатеринославль. В 1786 г. Олонецкая епархия была закрыта и приписана к Архангельской, куда переведена была и семинария. Итак, местопребывание Олонецких епископов в Троицком монастыре продолжалось 22 года, а Олонецкая семинария помещалась здесь всего около 7-ми лет. Для истории собственно Свирского монастыря пребывание епископов осталось почти бесследным.

Епископ Иоанникий снял с Троицкого собора 4 главы и одну главу над алтарем, так как, по его мнению, главы эти отягощали своды храма; по его же приказанию срыта была мельница, на ручье, под стенами монастыря, которая первоначально построена была самим Преподобным. В 1785 году в монастыре, от неизвестной причины, был пожар, истребивший главный деревянный монастырский корпус. Императрица Екатерина Великая пожаловала на постройку нового каменного корпуса 400 руб. асс.; корпус этот окончен был постройкою в 1791 году, при архимандрите Парфении. Кроме того, Парфений построил каменную часовню над святым колодцем, вырытым преподобным Александром, а деревянный крест стоявший при колодце, сделанный тоже самим Преподобным, поставлен был в деревянной часовне, при большой дороге у Троицкого монастыря. Эта часовня существует и доныне.

В 1793 году в Архангельске был страшный пожар, истребивший почти весь город. Церкви сгорели и даже колокола растопились. Бывший тогда епископ Архангельский и Олонецкий Вениамин взял, между прочим, из Свирского монастыря один большой колокол, принадлежавший некогда Кожеозерскому упраздненному монастырю. Вениамин имел было в виду воспользоваться даже деньгами, оставшимися в Свирске от архиерейского дома, но казначей Иов денег не дал, указав на собственные нужды монастыря.

При архимандрите Иосифе (1800–1816 г.) в Свирском монастыре восстановлено вновь общежитие, утратившееся со времени учреждения штатов в 1764 г. Вследствие этого для настоятелей монастыря предстояли особенные заботы по улучшению монастырского хозяйства, тем более, что при учреждении штатов большая часть земельных владений монастыря была отписана в собственность государства, да и частные приношения стали уже не так щедры как прежде. Таким образом, как при архимандрите Иосифе, так и при преемнике его Товии главная деятельность их сосредоточивается на улучшении монастырского хозяйства. В этих видах архимандрит Иосиф, на большом пространстве производил осушение болот, для посевов хлеба. Но эти средства оказывались недостаточными для удовлетворения монастырских нужд. Нужды и потребности монастыря были особенно настоятельны в отношении монастырских зданий и церквей, требовавших постоянного ремонта и исправлений.

Но помимо всех этих прямо монастырских потребностей, Свирский монастырь не забывал и нужд общественных. По примеру устроенной при Тихвинском большом монастыре русской школы, архимандрит Иосиф в 1803 г. обратился к митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому Амвросию с просьбою дозволить и в Свирском монастыре открыть такую же школу, при чем монастырь принимал на себя содержание 2-х учителей и 5-ти бедных учеников. С разрешения митрополита училище было открыто и существовало на средства монастыря до 1809 г., когда оно было сделано штатным, под названием: Свирское приходское и уездное Олонецкое училище. На устройство и обзаведение его было отпущено из казны 1100 руб. асс.

В 1812 г. в самый разгар отечественной войны, русское духовенство и особенно монастыри спешили помочь нуждам государственным своими материальными средствами. Не отстал в этом деле и Свирский монастырь. Им пожертвовано было тогда на военные издержки 2000 руб. и 15 ф. 41 зол. серебра. Кроме того, от настоятеля лично пожертвовано было на ополчение 300 руб.

В 1815 г. Вытегорский купец Ершов отказал по духовному завещанию, находящийся в г. Петрозаводске, каменный дом Соловецкому и Александро-Свирскому монастырям. Бывший тогда ректор петрозаводского духовного училища обратился к означенным монастырям с предложением об уступке этого дома под духовное училище. Монастыри согласились и уступили дом под духовное училище за половинную, по оценке, сумму, а Свирский монастырь, из причитающейся ему части до 4 т. руб., 500 руб. пожертвовал на нужды Свирского училища. В 1816 г. арх. Иосиф, за старостию лет и слабостию здоровья, уволен был на покой. В 1818 г. он скончался и погребен под Троицким собором.

Преемник его Товия настоятельствовал только около 3 лет; он, как человек особенно энергичный, в 1819 году был перемещен из Свирского монастыря наместником Александро-Невской Лавры в С.-Петербурге. При Товии, между прочим, в Свирском монастыре установлено торжественное перенесение мощей преп. Александра Свирского из Преображенского собора в Троицкий, бывающее и до сих пор в Троицын день,26 при громадном стечении народа, который относится к этой свящ. процессии с особенным благоговением. Нередко даже раскольники принимают в ней участие и вместе с православными припадают к раке св. Угодника. Глубоко трогательное и высокоумилительное впечатление производит эта торжественная процессия на сердца верующего народа!

В 1820 г., при настоятеле арх. Парфение, Свирский монастырь осчастливлен был посещением Императора Александра I. В донесении митрополиту, архимандрит описывает событие это так:

Поставляю долгом донести Вашему Высокопреосвященству о воспоследовавшем во вверенной мне обители счастливом событии. В проезд по тракту в г. Архангельск, чрез Лодейное Поле, 24 Июля в 8 часов по полуночи, Его Императорское Величество, по усердию своему к угоднику Божию Александру Свирскому, удостоил своим монаршим посещением нашу обитель. По нечаянному Монарха приезду к монастырю я один имел счастие встретить Его у святых ворот, без всякой церемонии; потом, пройдя в Преображенский собор, где почивают мощи Угодника, по повелению Его Величества, служил соборне молебен Преподобному, по окончании коего Государь изволил прикладываться ко кресту и св. мощам, где и поднесена была Ему икона чудотворца Александра. По выходе из церкви Его Величество изволил посетить настоятельские комнаты, где изволил весьма благосклонно спрашивать меня о состоянии обители, о числе монашествующей братии, о здешнем духовном училище и т. н. Затем он повелел мне представить всю братию, которую принял столь милостиво и снисходительно, что у каждаго иеромонаха, получив благословение, целовал руку... Недостает сил слабаго ума изобразить благосклонности и снисхождения, какими я и братия были осчастливлены от Его Величества! Итак, в засвидетельствование моея верно-подданническия к престолу Его преданности благоговейною обязанностию поставляю молить Царя царствующих, да благословится Его земное царствование свыше всеми милостями и щедротами к славе отечества и да ниспошлет Ему ангела мирна хранителя во всех путех Его».

По поводу этого события митрополит нарочно вызывал в С.-Петербург архимандрита Свирского монастыря и в подробностях расспрашивал его о царском посещении обители.

В последующие времена обитель Препод. Александра стала приходить к упадку. Материальные средства монастыря уменьшались и все заботы настоятелей к поддержанию благолепия храмов и монастырских строений оказывались недостаточными. Арх. Макарий сряду же по вступлении своем в настоятельство Свирского монастыря доносил своему начальству о крайне расстроенном его положении, о том, что ризница монастырская плохая, что церкви и братские кельи близки к разрушению и т. п..

Между тем началось уже дело об учреждении самостоятельной Олонецкой епархии. Местопребывание епархиальных епископов предполагалось было в Свирском монастыре, но затем, в виду некоторых соображений, представленных Олонецким гражданским губернатором на имя генерал-губернатора Архангельского, и частию потому, что монастырь был в это время крайне неустроенным в материальном отношении, кафедра епископская учреждена была в губернском городе Петрозаводске. Это обстоятельство еще более подорвало значение Свирского монастыря, так как с этого времени, естественно, внимание духовенства и православного народа стало обращаться к епископской кафедре, к Петрозаводску.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам книги Я.И. Ивановского «Свирский Александров монастырь. Исторический очерк по документам монастырского архива», 2020 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru