ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Александро - Свирский монастырь в составе Олонецкой епархии

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

В начале XIX века обитель Препод. Александра стала приходить к упадку. Материальные средства монастыря уменьшались и все заботы настоятелей к поддержанию благолепия храмов и монастырских строений оказывались недостаточными. Арх. Макарий сряду же по вступлении своем в настоятельство Свирского монастыря доносил своему начальству о крайне расстроенном его положении, о том, что ризница монастырская плохая, что церкви и братские кельи близки к разрушению и т. п.

Между тем началось уже дело об учреждении самостоятельной Олонецкой епархии. Местопребывание епархиальных епископов предполагалось было в Свирском монастыре, но затем, в виду некоторых соображений, представленных Олонецким гражданским губернатором на имя генерал-губернатора Архангельского, и частию потому, что монастырь был в это время крайне неустроенным в материальном отношении, кафедра епископская учреждена была в губернском городе Петрозаводске. Это обстоятельство еще более подорвало значение Свирского монастыря, так как с этого времени, естественно, внимание духовенства и православного народа стало обращаться к епископской кафедре, к Петрозаводску.

Первым епископом Олонецким и Петрозаводским был преосвященный Игнатий, хиротонисованный в 1827 г.

В 1822 г. неизвестно с какою целию были привезены в Свирский монастырь Генатский митрополит Евфимий и Табанский архимандрит Григорий. Носились слухи, что эти лица были присланы сюда из Имеретии за какое-то политическое дело, но именно за что – неизвестно. Митрополиту отпускалось из казны на содержание 2000 р. ас., да переводчику его по 1 р. 50 к. в сутки; архимандриту назначено было 1000 р. в год. Помещение им было отведено в прежних архиерейских покоях, на исправление которых была издержана значительная сумма. Но не долго жили эти дальние гости в обители. 1 апреля того же года митрополит скончался и погребен под алтарем Троицкого собора. Архимандриту же, снисходя к просьбам Имеретинской Царицы Анны Матфеевны, Государь Император разрешил жить в С.-Петербурге. В монастыре снова началась монотонная, будничная жизнь, долго уже за тем непрерываемая более или менее крупными событиями, которыми так богата была прошедшая его история.

Немного спустя материальное положение монастыря было уже в полном расстройстве. Троицкий монастырь представлял вид развалин; южный корпус его, где, во время пребывания здесь епископов, помещалась консистория, представлял едва заметные следы, что он был некогда обитаем, – ни полов, ни дверей, ни оконных рам – ничего не было; в стенах образовались трещины и выбоины. Северный корпус был так же в развалинах. Западный, где, во время болезни, на пути к марциальным водам покоился Петр Великий и где потом жили викарные архиереи, хотя был несколько целее других, но тоже близился к разрушению. А сколько было употреблено забот, попечений и материальных средств на постройку всех этих зданий! Вид самого Троицкого собора был не менее печален. Стены собора, окрашенные простою охрою, были смыты дождями, в окнах на паперти рам не было. Внутри храма – тот же печальный вид. Внутренние стены Троицкого собора, когда-то расписанные с таким великолепием, от времени и от сырости постерлись и потемнели, иконы были ветхи и без украшений. А в Покровской церкви, можно сказать, не было ни иконостаса, ни икон. Таков был в это время Троицкий монастырь. Преображенский монастырь, где почивают мощи Преподобного был не много лучше Троицкого. Во всех храмах было только четыре местных иконы с окладами. Корпус, где помещалась братия был так ветх, что одна половина его совершенно разваливалась. Вообще, монастырское хозяйство было так расстроено, монастырь дошел до такой бедности, что даже в настоятельских покоях не было порядочной мебели, не говоря уже о братии.

Причины такого упадка монастыря, главным образом, заключались в том, что монастырь, довольно давно уже лишившись богатых вотчин, не в состоянии был собственными трудами поддерживать громадных своих построек и когда-то щедрые к Свирской обители бояре московские, с устройством новой столицы на берегах Невы, забыли о монастыре. Начиналась новая жизнь, – все заботы были устремлены на службу государственную и под влиянием этой кипучей деятельности, было уже не до монастырей, особенно таких отдаленных, как Свирский. – Впрочем «всему время, и время всякой вещи под небесем». Задачи Свирского монастыря были уже завершены. Значение его в позднейшие времена на столько скромно и не заметно, что уже едва ли может быть предметом истории.

Если теперь мы находим Свирский монастырь еще не совсем упавшим и несколько обновленным, то только благодаря тому, что он остается до сих пор хранилищем чудотворных мощей преподобного Александра, благоговейная память к которому не умрет в русском народе.

Значительное возобновление Свирского монастыря относится к настоятельству архимандрита Павла, который своею энергическою заботливостию и усиленными трудами собрал некоторые средства, чтобы сколько-нибудь возобновить совершенно было разрушавшийся монастырь. Архимандрит Павел вступил в управление монастырем в 1855 г. при нем возобновлены: Покровская церковь, первоначально устроенная самим Преподобным, придел Св. Захария и Елизаветы, Троицкий собор и Преображенский, стенная живопись в последнем, часовня на месте явления пр. Александру Св. Троицы, и придел пр. Александра на северной стороне Преображенского собора. Построен в черне корпус для братии и приема богомольцев, сделано не мало и других церковных украшений и разных исправлений в жилых монастырских зданиях. Но, что самое важное, – ему принадлежит дело по устройству часовни Свирского монастыря в С.-Петербурге. Обстоятельства этой постройки были следующие:

В 1863 г. произведена была таксация лесным монастырским дачам, с целию обратить третью часть этих лесов в продажу в пользу попечительств о бедных духовного звания. Такой таксации подверглись и леса, принадлежащие Свирскому монастырю. В виду крайних нужд монастыря, архимандрит Павел обратился к архиепископу Олонецкому Аркадию для ходатайства пред начальством об оставлении суммы, вырученной от продажи леса на монастырские потребности, и с этою целию он отправился в Петрозаводск для личных объяснений с преосвященным. В тоже время, при размышлении об изыскании средств к исправлению Свирской обители, у архимандрита возникла мысль поискать этих средств в столичном городе С.-Петербурге, именно не пожертвует ли там кто-нибудь места для построения Александро-Свирской часовни. Мысленные взоры настоятеля, прежде всего, обращаются к Благочестивейшему Государю Императору, осчастливившему обитель Своим посещением в 1858 году и оказавшему о восстановлении расстроенного ее состояния высокую заботливость. Думы свои настоятель поведал преосвященному Аркадию и получил от него одобрение только в том, чтобы отправиться в Петербург, при чем дал наставления к кому и как обратиться касательно оставления за монастырем вырученной от продажи леса суммы, и как поискать благотворителей на пожертвование для часовни места. По возвращении из Петрозаводска арх. Павел, частию по причине ненастного осеннего времени, частию по безнадежности на исполнение своих предположений, колебался нерешительностью отправиться в С.-Петербург. Но архипастырь, уведомленный о сем, как бы предвидя счастливый успех, писал ему: «гряди, гряди под небесным охранением молитв Св. Чудотворца Свирскаго; гряди благодушно, любезный архимандрит Павел! Он, св. Угодник, в столице, везде и всегда будет наставник и помощник, при каждом воззвании твоем к нему и даже при молчании твоем, при забытии твоем о нем, скажет тебе что нужно, не забудет тебя». Это письмо исполненное теплой веры в помощь и содействие Угодника, воодушевило настоятеля надеждою на успех. К тому же сделалась перемена погоды, открылся удобный путь. – Все это расположило настоятеля отравиться в Петербург.

По прибытии в столицу, арх. Павел нашел себе радушный прием и первую необходимую поддержку в липе одного высокопоставленного благотворителя (Д. С. С. Боричевского), который принял самое близкое участие в делах настоятеля. Под руководством и при пособии этого человека, настоятель успел выхлопотать, чтобы сумма от продажи монастырского леса была оставлена в распоряжении монастыря, для удовлетворения многочисленных его нужд. За тем началось дело о часовне. Как и с кого начать это дело? Имя Александра опять является как бы руководящая звезда и указывает на Александра Аркадьевича светлейшего князя Суворова, бывшего в то время С.-Петербургским генерал-губернатором. Свирский настоятель решился представиться князю и поднес ему св. икону угодника Александра Свирского. И что же, князь принял настоятеля с почтением и ласкою и обещал сделать для Свирской обители все, что только было, с его стороны возможно. И вот, благодаря участию его и заботливости, в скором времени, дело увенчалось полным успехом. Место для Свирской часовни было найдено и безмездно пожертвовано С.-Петербургским купцом П. А. Сидоровым, близ мясного рынка; в тоже время другой С.-Петербургский купец П. И. Лихачев оказал значительное денежное воспомоществование на устройство этой часовни, закладка которой происходила 10 мая 1865 года. Вообще устройство Александро-Свирской часовни в С.-Петербурге при стечении разных обстоятельств, благоприятствовавших этому делу, – составляет факт примечательный, в коем нельзя не усматривать особого покровительства Свирского Угодника пр. Александра; эта часовня, в настоящее время, служит одним из главных источников для материального обеспечения и поддержания Свирского монастыря.

Преемниками Павла – были архимандриты Антоний и Даниил. Настоятельство их обоих продолжалось около 3 ½ лет. При первом из них, но ходатайству духовенства, закрыто помещавшееся в монастыре духовное училище. Последний же, поступивший из настоятелей Задне-Никифоровской пустыни, которую он привел в отличный вид во всех отношениях, неутомимо заботился и о восстановлении Александро-Свирского монастыря, и о приобретении средств к его обеспечению. Трудами его достроен корпус для помещения братии и приема богомольцев, исправлены настоятельские и братские келии, исправлена и по местам вновь построена монастырская ограда, много сделано по исправлению и приведению в приличный вид громадного корпуса, окружающего в виде ограды монастырь Троицкий, улучшено монастырское хозяйство, достроена и в 1871 г. 11 апреля освящена при состоящей в С.-Петербурге Александро-Свирской часовне, церковь во имя Св. Благоверного Князя Александра Невского в память чудесного спасения жизни Государя Императора Александра Николаевича 4 апреля 1866 года от угрожавшей опасности, за тем учреждено при ней общежитие, увеличено братское помещение, и положено при монастыре начало иконописной школы. Сверх того архимандрит Даниил, отличавшийся строгостию жизни и духовною опытностию, весьма много содействовал восстановлению обители в духовно-нравственном отношении. К сожалению, неусыпная его деятельность на пользу обители прервана была неожиданною смертию, последовавшею от холеры. Движимая чувством благодарности к заслугам и подвигам почившего, братия монастырская испросила разрешение похоронить досточтимого своего настоятеля в приделе церкви преподобного Александра Свирского Чудотворца.

Преосвященный Аркадий, архиепископ Олонецкий, впоследствии уволенный, за старостию лет и слабостию здоровья, на покой, нашел себе последний приют, так же в стенах Свирского монастыря. Здесь в 1870 г. 8 мая он скончался и погребен под алтарем Троицкого собора преемником его преосвященным Ионафаном с окрестным духовенством и братиею монастыря.

В 1873 году, по ходатайству нынешнего преосвященного Олонецкого Ионафана, настоятельство Свирского монастыря перешло к епископам Олонецким и Петрозаводским, а ближайший надзор за монастырем поручен наместникам, коим ныне состоит архимандрит Савватий.

***

В 1857 году Свирская обитель имела счастие получить драгоценный подарок от Его Высочества Великого Князя Николая Константиновича, а именно: ковшичек для теплоты и лжицу для причащения, серебряные вызолоченные. Подарок этот был препровожден на имя Свирского архимандрита, при письме графа Строгонова следующего содержания:

Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Константиновичу благоугодно было поручить мне переслать вашему высокопреподобию, для обители, ковшичек для теплоты и лжицу для Св. Даров. Вручая мне сии священныя вещи, юный Великий Князь изволил сказать: «Проси обо мне помолиться и скажи, что приношение это Я делаю от своего усердия и собственно из своих средств».

Но еще более знаменательным и приснопамятным для Свирского монастыря был 1858 год. 27 июня этого года Свирский монастырь удостоился Высочайшего посещения Их Императорских Величеств: Государя Императора, и Государыни Императрицы, с августейшим Их семейством. Заранее извещенный об этом посещении, архиепископ Олонецкий и Петрозаводский Аркадий прибыл в монастырь для встречи Их Величеств. Вместе с тем собрались сюда многие из окрестного духовенства. С утра 27 июля около монастыря, а также на монастырской пристани на р. Свири, где должен был остановиться царский пароход, толпились массы народа, жаждавшего увидеть безгранично любимого Монарха. Монастырь приготовлялся к достойной встречи Государя. Путь к монастырю усыпан был цветами. В 8 часу вечера Их Величества прибыли на монастырскую пристань и отсюда, в приготовленных экипажах, отправились в монастырь, около 6 верст пути, частию по проселочной монастырской дороге, частию по почтовому тракту. Лишь только царские экипажи стали приближаться к монастырю, архипастырь Олонецкий, в полном священном облачении, с Св. Крестом, в сопровождении многочисленного духовенства вышел на встречу Их Величеств до св. ворот. Здесь Их Величества приложились ко Св. Кресту и затем, при пении: «Спаси Господи люди твоя», предшествуемые преосвященным Аркадием изволили отправиться в монастырь. Сначала августейшие путешественники удостоили посещением Преображенский собор; здесь было отслужено краткое молебствие, по окончании которого Их Величества и Их Высочества с благоговением преклонились до земли пред ракою преподобного Александра, при чем приняли из рук преосвященного Аркадия, в знак благословения Преподобного, по св. иконе. Их Величества обратили особенное внимание на раку Преподобного, устроенную благочестивым предком Их Царем Михаилом Феодоровичем, а также рассматривали и другие достопримечательности монастыря, а именно: фелонь препод. Александра, сделанную из канифаса и его келейный деревянный крест, крест со святынею пожертвованный Царем Иоанном Грозным, две иконы: Вседержителя и Богоматери, пожертвованные им же по душе Царевича Иоанна, сосновый гроб Преподобного, в который были положены мощи его, до устройства раки, разные покровы, пожертвованные Царицею Евдокиею Лукьяновною, супругою Царя Михаила Феодоровича. За тем августейшие путешественники осматривали Троицкий собор, построенный при Петре Великом, вместо такого же разрушившегося храма, устроенного в 1620 г. Царем Михаилом Феодоровичем. Возвратясь к воротам монастырским и приложась снова ко Св. Кресту, Их Величества простились с преосвященным Аркадием и с братиею и при восторженных криках народа оставили монастырь.

Государь Император, при посещении обители, обратил внимание на ветхость монастырских церквей и зданий и вообще на бедное положение обители и пожертвовал на ее устройство 2000 руб. Государыня Императрица, с августейшими Своими детьми, принесла в дар Свирскому Чудотворцу серебряную золоченую драгоценную лампаду, которая, тот час же после благодарственного молебствия, привешена была к раке Угодника. Сам преосвященный тогда же возжег в ней елей. Великая Княгиня Ольга Николаевна, тогда же посетившая монастырь, пожертвовала в пользу его 150 руб.

В память сего посещения в монастыре написана была икона св. Александра Свирского. По правой стороне Угодника изображены лики: св. Николая, св. Благоверного Князя Владимира и Благоверного Князя Александра Невского; – на левой благоверные Царицы Ольги и Марии Магдалины. На иконе следующая надпись:

«Изобразися сия св. икона в память всемилостивейшего посещения обители Преподобного Александра Свирскаго Благочестивейшим, Самодержавнейшим, Великим Государем нашим, Императором Александром Николаевичем, и Супругою Его Благочестивейшею Государынею Императрицею Мариею Александровною, прибывшими из царствующего града Св. Петра с детьми своими: Наследником, Благоверным Государем Цесаревичем и Великим Князем Николаем Александровичем, Благоверными Государями и Великими Князьями: Александром, Владимиром и Алексеем Александровичами, Благоверной Государыней Великой Княгиней Ольгою Николаевною, прибывшею на встречу супруга своего из царственного путешествия в город Архангельск и в Соловецкую обитель, в сопровождении Его Королевского Высочества Наследного Принца Виртембергского Карла Фридриха Александра. Высокоутешительное сие посещение было в лето от Р. X. 1858, месяца Июния 27 дня, в осьмом часу по полудни». Августейшие путешественники не забыли Свирского монастыря и по возвращении в столицу. Государь Император прислал в обитель полное церковное облачение серебряной парчи по светло-пунцовому бархату, а Великие Князья – церковное облачение серебряной позолоченной парчи по белому бархату.

***

Такова, в общих чертах, судьба обители преподобного Александра, основанной около 400 лет назад, среди пустынных Свирских лесов. Минувшие времена ее существования представляют не мало назидательных для потомства уроков. Свирский монастырь всегда будет служить высоким примером христианского подвижничества, полного жизни и деятельности, проникнутого сочувствием к нуждам общественным и государственным. Вот почему, несмотря уже на отживающую свою историческую роль, он, как мы видели, и до сих нор не забыт вниманием царским и любовию православного народа.

Свирский монастырь стоит в местности ровной не скудной дарами природы, и хотя пустынной, не представляющей каких либо особенно поэтических красот, но имеющей привлекательный вид, производящий на путешественника приятное впечатление. На открытой по всему пространству площади, представляются взору два обширные озера – а не вдалеке окрестности дремучие леса, среди которых монастырские церкви и здания красуются подобно цветущему оазису среди дикой и однообразной пустыни. Вблизи монастыря пролегает почтовый тракт, вдоль которого разбросано несколько крестьянских деревень, когда-то бывших в числе многих других таких же деревень, монастырскими. Теперь они служат для монастыря лишь памятником минувших времен, столь обильных по отношению к нему царскими щедротами.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам книги Я.И. Ивановского «Свирский Александров монастырь. Исторический очерк по документам монастырского архива», 2020 год

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru