ПРАВОСЛАВИЕ
В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской
епархии
Страница Митрополита
| История | Храмы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь
| Новости | Объявления | E-mail
Памяти епископа Василия (Дохторова)
|
Октябрьская революция 1917 года полностью изменила жизнь православных верующих Карелии. 20 января 1918 г. был принят декрет советского правительства «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви». В школах города и губернии запретили преподавать Закон Божий, а Духовные учебные заведения закрыли, был запрещен выпуск «Олонецких епархиальных ведомостей». Все имущество, включая здания, конфисковали и передали в ведение комиссариата просвещения, Духовные учебные заведения были преобразованы в светские школы. В 1918-1930-х гг. продолжалась национализация церковных земель и зданий, ликвидация монастырей, изъятие мощей, гонения на духовенство. Одно из первых кощунственных изъятий мощей и расстрел ни в чем не повинных монахов в Советской России произошли в 1918 г. в Александро-Свирском монастыре Олонецкой епархии и Яшезерском монастыре. Осенью 1918 г. духовенство было отстранено от совершения актов гражданского состояния. Ранее священники вели Метрические книги при храмах, в которых они служили, в этих книгах записывались сведения о крещении, венчании и отпевании усопших. На основании этих записей выдавались документы о рождении и другие справки. Тогда же за противодействие декрету СНК РСФСР о свободе совести, выразившееся в отказе передать государству Духовные учебные заведения, из Олонецкой епархии были высланы видные священнослужители Русской Православной Церкви: ректор, иерей Н. К. Чуков, председатель Совета Духовных училищ епархии священник П. В. Дмитриев, протоиереи Метелев, Дроздин, священники Звероловлев, Сперанцев и другие. Новым ударом для верующих Карелии стал обновленческий раскол. Раскол возник в мае 1922 года, когда при поддержке органов государственной власти Советской России группа православного духовенства, взявшая название «Живая церковь» попыталась отстранить от церковного управления предстоятеля Русской церкви патриарха Московского и всея России Тихона, для чего ими было образовано «Высшее церковное управление» (ВЦУ). Арест Патриарха Тихона, прекращение функционирование патриаршего церковного управления и поддержка советской власти (в том числе её репрессивных органов) привели к быстрому росту обновленчества. В 1922—1923 годах — более половины российского епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур. Однако освобождение Патриарха Тихона из заключения летом 1923 году вызвало массовое возвращение духовенства и мирян в Патриаршую церковь. В 1923 году все обновленческие группы были официально распущены, а вместо ВЦУ образован Священный синод Православной Российской церкви, во главе которого стоял председатель. Председателями Синода последовательно были: Евдоким (Мещерский) (1923—1925), Вениамин (Муратовский) (1927—1930), Виталий (Введенский) (1930—1935). После вынужденного самороспуска Синода весной 1935 года единоличное управление перешло Виталию (Введенскому), а в октябре 1941 года — к Александру Введенскому. В Карелии обновленческий раскол получил поддержку значительной части духовенства. При организации обновленчества, духовенство трёх из четырёх приходов Петрозаводска поддержало обновленческий раскол. Сторонники патриаршей ориентации во главе с епископом Евфимием (Лапиным) перешли в Александро-Невскую Заводскую церковь. С 1924 года Воскресенский и Святодуховский соборы вновь стали патриаршими (в 1922—1924 году в Святодуховском соборе проводили службы обновленцы, позднее удержавшие лишь кладбищенские церкви — Крестовоздвиженскую и Екатерининскую). В 1920-х — 1930-х гг. наряду с Олонецкой епархией существовала обновленческая Карельская епархия со своим епископом. Храмы Карелии часто переходили из под контроля сторонников патриаршей ориентации под контроль обновленцев, и обратно. В конце 1922 года епископ Евфимий был без всяких оснований арестован, а весной 1923 года административно выслан в Сибирь. Однако почти 5 лет он сохранял титул «епископ Олонецкий»; в эти годы епархия имела временноуправляющих епископов. Для надежного управления епархией в конце 1927 - начале 1928 года была создана Вытегорская викарная кафедра, (по г. Вытегра Ленинградской обл. (ныне в Вологодской обл.), входившему в Олонецкую и Петрозаводскую епархию), епископ которой надзирал за приходами Олонецкой епархии. Интересно отметить, что обновленцы попытались создать собственное викарство с таким титулом и с января по 4 февраля 1924 года существовала обновленческая Вытегорская кафедра на которой числился Николай Сахаров. К началу 1928 года епархией управлял Вытегорский епископ Василий (Докторов), живший в Петрозаводске и имевший административную регистрацию как «духовный руководитель петрозаводской православной общины». Ранее, в 1925 – 1927 годах, епископ Василий возглавлял Каргопольское викарство Олонецкой епархии. Родился будущий владыка в 1872 году в селе Губачёво Угличского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. В 1886 году поступил послушником в Никандрову Благовещенскую пустынь Псковской губернии, где был пострижен в монашество. В 1902 году поступил в Казанскую духовную академию. Во время учебы был рукоположен во иеродиакона, служил в храме Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Поскольку он не значится в списках выпускников Казанской духовной академии, можно предположить, что он учился не в самой академии, а на миссионерских курсах при ней. В 1905 году окончил Казанскую духовную академию и направлен служить в город Семипалатинск как клирик Киргизской духовной миссии. В 1923 году, будучи иеромонахом Пинежского монастыря в Архангельской губернии, за сопротивление обновленческому движению выслан на Алтай. 29 августа 1924 года в храме святого Иоанна Предтечи у Крестовской застав был хиротонисан во епископа Горно-Алтайского, викария Новосибирской епархии. Однако на Алтай не поехал. 24 июля 1925 года подал прошение Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру (Полянскому) о другом назначении «ввиду климатических условий… а также создавшегося невыгодного положения для моего служения в Горно-Алтайском викариатстве». В тот же день митрополит Петр наложил на это прошение резолюцию: «епископу Василию благословляется быть епископом Каргопольским, викарием Олонецкой епархии» К слову, именно епископ Василий 5 апреля 1928 года утвердил протоиерея Николая Надёжина (будущего новомученика, расстреляного 4 ноября 1937) настоятелем петрозаводского Свято-Духовского кафедрального собора, «согласно всеобщему избранию». 16 апреля 1928 года состоялось назначение на Олонецкую кафедру епископа Сергия (Гришина). И тут произошла трагедия. Владыка Василий имел довольно близкие связи с митрополитом Ленинградским Иосифом (Петровых). После разрыва владыки Иосифа с заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) в связи с опубликованной им посланием от 29 июля 1927 года, (часто именуется «Декларацией»), вытегорский викарий сохранил связь с заместителем Патриаршего местоблюстителя, но после назначения на Олонецкую кафедру епископа Сергия (Гришина) перевода на Пинежское викарство, не принял, и уехал из Петрозаводска, в Ленинград. Существует легенда, что к разрыву с митрополитом Сергием епископа Василия подтолкнуло общение с новым олонецким владыкой Сергием (Гришином). Тот беззастенчиво изложил вытегорскому викарию доктрину заместителя Патриаршего местоблюстителя о необходимости полной лояльности Православной Церкви в обмен на продолжение существования легальной церковной структуры. На замечания владыки Василия о недопустимости такого подхода, Гришин заметил что «такое ныне время..». В ответ владыка Василий с великой скорбью вымолвил: «О годы проклятые!» Некоторое время епископ еще колебался в определении своей позиции, несколько раз служил в Александро-Невской лавре, подчинявшейся митрополиту Сергию, однако осенью 1928 года с частью духовенства и верующих Каргопольского уезда присоединился к иосифлянам. Так в Карелии к обновленческой и патриаршей церковным группам добавилась еще и иосифлянская. По поручению архиепископа Димитрия (Любимова) в Моисеевской церкви на Пороховых совершил около 20 тайных постригов в монашество. В ноябре 1929 года митрополит Иосиф благословил епископа Василия на управление Каргопольским викариатством. 7 декабря 1930 года был арестован в Ленинграде по делу «Истинно-православной церкви». На допросе заявил: «видя и слыша попрание святой веры Христовой богоотступниками, решил твёрдо и согласен страдать с людьми Божьими даже до крови, готов идти ради Христа на смерть». 8 октября 1931 коллегией ОГПУ был приговорён к пяти годам заключения. Находился в Ярославском политизоляторе, а с 1933 — в Соловецком лагере. На вытегорскую викарную кафедру вступил по благословению митрополита Иосифа (Петровых), постриженик Воскресения Господня мужского монастыря иеромонах Модест (Васильков). Его хиротонию совершили епископы Василий (Докторов), Стефан (Бех) и схиепископ Макарий (Васильев), бывший настоятель Воскресения Господня мужского монастыря . В 1945 году епископ Модест покинул Вытегру и принял титул «епископ Маловишерский». Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам: 1) Шкаровский М. В. Иосифлянское движение в РПЦ. (СПб., 1999.) 2) А. К. Галкин «Вытегорское викарство». «Православная Энцилопедия. ».: URL: «http://www.pravenc.ru/text/161113.html» 3) Ленинградский мартиролог, 1937-1938. (СПб., 2002. Т. 5.) 2020 год.См. также: |
© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской
епархии
При
использовании данного материала просьба давать
ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской
епархии, http://eparhia.karelia.ru