ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Утерянная святыня

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Первое медицинское учреждение, которое стало оказывать квалифицированную медицинскую помощь гражданскому населению нашего края, появилось в 1785 году. Приказом общественного призрения под председательством правителя Олонецкого наместничества Гаврилы Романовича Державина в г. Петрозаводске была построена больница «на 25 человек без заплаты и на пять с заплатою» (до этого момента существовал лишь заводской госпиталь, а затем заводской лазарет).

В конце XVIII - начале XIX вв. открылись больницы в других городах губернии. В начале XIX в. была создана Олонецкая врачебная управа, в задачи которой входила организация медицинской помощи населению, мероприятий по гигиене, санитарии и ветеринарии, проведение судебно-медицинской экспертизы, надзор за больницами, лазаретами, аптеками, медицинским персоналом, частнопрактикующими врачами.

В 1855 г. в Петрозаводске появились сразу две новые домовые церкви — при богадельне Олонецкого приказа общественного призрения во имя свв. мчч. Сергия и Вакха, освященная 16 апреля, и при Петрозаводском Николаевском детском приюте (в нижнем этаже его деревянного корпуса) в честь Успения Божией Матери, освященная 1 сентября.

Обе церкви – приютская и богаделенная – строились частным способом в одно время одним и тем же благотворителем. Почетный потомственный гражданин Петрозаводска, 1-й гильдии купец Марк Пименов, который прежде на свой счет выстроил сами здания городской богадельни и детского приюта (открытв 1849 г.), пожертвовал часть капитала на устройство при них домовых церквей.

В приюте для девочек домовая церковь появилась не сразу. Первоначально большую половину жилого корпуса занимало помещение для театра, который по замыслу устроителей должен был приносить достаточный стабильный доход для приюта. Однако за прошедшие после открытия пять лет денежные поступления оказались столь незначительны, что Марк Пименов задумал переоборудовать часть деревянного дома под небольшую церковь для приютских девочек, справедливо полагая, что это принесет гораздо больше пользы. В 1853 г. он обратился к бывшему тогда губернатором Валерию Николаевичу Муравьеву с просьбой походатайствовать перед епархиальным начальством об открытии домовой приютской церкви. Уже в следующем году Святейший Синод дал свое благословение. Кроме Марка Пименова, в строительстве церкви и ее украшении приняли участие санкт-петербургские купцы и местные обыватели.

Чин освящения прошел без Преосвященного Аркадия (Федоров, 1851–1869 гг.), он был в отъезде, его совершил протоиерей Кафедрального собора Феодор Рождественский в сослужении петрозаводского духовенства. Тогда же по прошению храмоздателя, единодушно поддержанного всеми жителями города, детский приют, до того носивший название Пименовского, переименовали в Николаевский, в память в Боге почившего Великого Государя Императора Николая I.

В приютской Успенской церкви своего священника не имелось, богослужения по праздничным и воскресным дням в ней долгое время проводились приходящими священниками. С 1870 по 1896 г. богослужения совершал законоучитель мужской гимназии протоиерей Иоанн Лавров, который после открытия домовой гимназической церкви передал окормление приютских воспитанниц иерею Николаю Чукову (будущий Владыка Григорий, митрополит Ленинградский и Новгородский)ix.

Храмовый праздник приютской церкви приходился на 15 августа по старому стилю.

В проведении торжественных праздничных служб участвовали сами девочки-сироты, которые пели в церковном хоре, читали молитвы, подавали священнику кадила и выносили подсвечники.

Итак, с открытием двух новых церквей в какой-то мере был восполнен давно ощутимый недостаток в городских храмах. Петрозаводское духовенство вскоре выступило с предложением образовать отдельный приход при богаделенной церкви с назначением в его состав гарнизонного батальона и смежной с той церковью слободой, населенной разночинцами.

Тем не менее, как значится в архивном деле за 1866 г., богаделенная церковь по прежнему оставалась без привычных прихожан,в нее приходили помолиться призреваемыев богадельне немощные старики и больные, на то время 16 мужчин и 12 женщин. Церковь не имела своей земли и церковного дома, а ее клирики пользовались от земства квартирой и получали денежное пособие из богаделенной суммы (в 1866 г. – 275 р. серебром, в 1890 г. – 720 р.x).

Известны имена некоторых священников этой домовой церквиxi. Первого ее настоятеля звали Николай Иванович Ошевенский. О. Николай получил образование в Олонецкой Духовной семинарии, сразу после ее окончания занял место диакона при Петропавловском соборе г. Петрозаводска. Дважды он входилв состав походного клира олонецких Владык, уезжавших в Петербург для участия в заседаниях Святейшего Синода – в 1842 г. в свите Преосвященного Венедикта (Григоровича) и в 1854 г. архиепископа Аркадия (Федорова). Рукоположенный во священника в 1856 г. о. Николай стал окормлять содержавшихся в богадельне петрозаводчан. За свое примерное поведение и ревностные труды на благо Православной Церкви он был награжден бархатной скуфьею и камилавкой. Спустя 20 лет своего пастырского служения по собственному прошению из-за болезни его уволили за штат.

Вторым священником богаделенной церкви стал Иаков Димитриевич Смирнов, пришедший в нее сразу после окончания курса наук в Олонецкой Духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда. В течение двух лет, 1879 и 1880 гг., о. Иаков произносил катехизические поучения своего сочинения о Божиих заповедях в Петрозаводском кафедральном соборе. В это же время его избрали законоучителем в Петрозаводскую учебную команду, состоявшую при местном батальоне, и в Александровское горнозаводское приходское училище. В благодарность за успешное обучение детей, усердное исполнение своих пастырских обязанностей о. Иаков также был награжден бархатной скуфьею. В 1883 г. он к тому же вошел в Правление Петрозаводского духовного училища.

После сильного пожара, случившегося зимою 1860 г., в котором сгорел корпус городской больницы, часть ее больных была переведена в богадельню. Сама богадельня губернского земства переехала в пожертвованный после произошедшего несчастья городской купчихой Нестеровой большой двухэтажный дом. Таким образом, домовая богаделенная церковь с тех пор оказалась в деревянном корпусе больницы и со временем стала больничной.

Храмовый праздник богаделенной церкви, имевшей один престол, отмечался 7 октября по старому стилю, в день памяти двух мучеников, Сергия и Вакха, пострадавших в царствование римского императора Максимиана в конце III в. По традиции Божественную литургию совершал сам Владыка, по окончании которой он посещал каждого больного и давал свое архипастырское благословение.

С появлением в 1860-х гг. земства медицинские учреждения Приказа общественного призрения перешли в ведение земских управ. В конце XIX в. земская медицина в Олонецкой губернии активно развивалась, претворяя в жизнь такие принципы организации здравоохранения, как общедоступность и бесплатность. В Петрозаводске на Военной улице (ныне - ул. Федосовой) появился целый больничный квартал. В 1899 году открылась фельдшерская школа, которая готовила квалифицированных фельдшеров для всей губернии. Многие выпускники школы (В.А. Баранов, К.А. Гуткин, М.Д. Журавлев и др.) стали впоследствии заслуженными врачами КФССР и РСФСР.

В начале ХХ в. благодаря инициативе заведующих глазного и хирургического отделений Олонецкой губернской земской больницы И.А. Шехмана и М.Д. Иссерсона были построены отдельные каменные здания глазного (1909 г.) и хирургического (1912 г.) отделений больницы. В Петрозаводске появился первый рентгеновский аппарат.

В 1892 г. в Петрозаводске открылось местное управление Российского общества Красного Креста, которое учредило Свято-Петровскую общину сестер милосердия. Община готовила сестер для ухода за ранеными воинами, больными в военное и мирное время, в помощь сельскому врачебному персоналу в случаях эпидемий. С началом Первой мировой войны многие медики были мобилизованы на фронт, случалось, что целые уезды и города оставались без врачей.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам сайта КРОМО "Равновесие", 2020 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru