ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Послание митрополита Петрозаводского и Карельского Константина пастырям, диаконам, монашествующим и всей богоспасаемой пастве по случаю первого празднования Собора новомучеников и исповедников земли Карельской

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Возлюбленные о Господе отцы, честные во Христе иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

По нашему ходатайству в нынешнем 2020 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл установил отдельный день празднования Собора новомучеников и исповедников Карельских. Отныне этот праздник будет отмечаться в первое воскресенье ноября. Мы будем литургически чтить память только тех одиннадцати святых, имена, даты и подвиг которых засвидетельствованы сохранившимися доступными документами. Это: священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский (+ 1937); священномученик протоиерей Сергий Увицкий (+1932); священномученик протоиерей Николай Богословский (+1937); священномученик иерей Василий Надеждин (+ 1930); священномученик иерей Димитрий Благовещенский (+ 1932); священномученик иерей Сергий Воскресенский (+1933); священномученик иерей Михаил Зеленцовский (+ 1937); священномученик иерей Михаил Никологорский (+ 1938); мученик Петр Троицкий (+1938); мученик Иоанн Чернов (+1939); мученица Вера Самсонова (+1940).

Специально к сегодняшнему празднику написана нашими иконописцами икона Собора новомучеников и исповедников земли Карельской.

Однако, на самом деле карельских новомучеников и исповедников гораздо больше. Полностью история их подвига пока что известна только Самому Господу Богу.

Гонения на Русскую Православную Церковь начались сразу же после октябрьской революции. Преследования верующих были целенаправленными, продолжительными и по своей массовости превзошли все предыдущие гонения за всю двухтысячелетнюю историю христианства. Богоборческий режим, который захватил власть в октябре 1917 года, делал все для того, чтобы уничтожить Церковь и носителей благодатного Христова духа, которым на протяжении тысячи лет не только жила и духовно питалась наша Родина, но и выросла от размеров небольшого княжества до одной шестой части суши Земного шара. Репрессии в отношении верующих были жестокими и кровопролитными, потому что власти сделали ставку на полное уничтожение и истребление Церкви.

Запредельными по своей бессмысленной жестокости были убийства инокинь и монахов, вся собственность которых состояла из личной одежды. Из адовых бездн исходило такое зло, что пропитанные им гонители буквально сатанели в своей ненависти. Исполнились слова Христовы: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: «возвращусь в дом мой, откуда вышел»; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лука 11:24-26). Расстрелы ни в чем не повинных монахов начались в начале ноября 1918 года в Александро-Свирском и Яшезерском монастырях Олонецкой епархии. Храмы закрывались под разными предлогами и без предлогов, духовенство ссылали в концлагеря или убивали. В Карелии большинство храмов было разрушено, а в 1936 году взорван кафедральный собор Святого Духа.

Карелия стала настоящим полигоном советской карательной политики, окутанным сетью тюрем и лагерей: Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), Сегежский и Кемский лагеря, Медвежья Гора стала центром Белбалтгала и соответственно – ГУЛага, где в тяжком труде и неволе томились многие и многие невинно осужденные люди . Принимая страдания за Христа, новомученики, по слову апостола Павла, горячо верили Богу, ибо: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание» (Рим. 8: 35-36), и теперь они предстоят Престолу Божию и молятся о нас.

Репрессии против православных священников, монахов и верующих продолжались вплоть до Великой Отечественной войны, к началу которой в Карелии были закрыты и разграблены все шестьсот церквей и все монастыри. До 1918 года в Олонецкой губернии служило 1370 священников. Характеризуя религиозную ситуацию предвоенного периода, нарком внутренних дел Карельской АССР Матузенко в своем докладе на XIV областной партконференции говорил: «Сегодня на территории Карелии остался один поп, да и тот только потому, что болен подагрой и не может ходить. Со всеми остальными попами дело покончено. (Смех в зале)». Смеялись не долго…

Однако, несмотря на проведение антицерковной государственной политики, власти вынуждены были констатировать, что население Карелии, в основной массе, оставалось религиозным. При подготовке, так называемой, Сталинской Конституции в 1937 году проводилась перепись населения. Более 50% советских людей не побоялись в то страшное время ответить, что верят в Бога. А сколько еще побоялись и не решились рисковать своим положением и жизнью? Стало понятно, что массовый атеизм в СССР не состоялся, а скорее, стал вынужденной ширмой и в 1942 году власти разрешили праздновать Пасху.

Победа нашего народа в Великой Отечественной войне против многомиллионных объединенных нацизмом и фашизмом сил Европы, доказала, что тысячелетнее русское Православие обладает жизнестойкостью и духовной силой. Когда, казалось, что у нашей Родины, измученной тремя недавними революциями, обескровленной Гражданской войной, голодом, большевистским террором и репрессиями, не было шансов победить, Православная Церковь духовно укрепляла народ в борьбе с дьявольским нашествием оккультного Третьего рейха. Новомученики земли нашея, эти мужественные воины Христовы, пребывающие в любви Божией, стали той духовной стеной, о которую разбились волны человеконенавистнической идеологии нацизма.

В сегодняшний день мы, вспоминая трагические события XX века, обращаемся к предстательству прославленных в лике святых новомучеников и исповедников земли Карельской, а также молимся обо всех, кто за правду и веру в тяжелые годы гонений пострадал даже до смерти. Возведение храма «Всех Святых в земле Карельской просиявших» стало бы не только проявлением исторической справедливости, но и реальным выражением нашей веры, надежды и любви. Библия обращается к нашей совести: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иаков 2:19,20).

Мы верим, что Господь Бог молитвами святых, принявших мучения и гонения за веру Христову, еще хранит нас, испытует нашу веру и через достойное преодоление трудностей наставляет всех нас, Святую Церковь и Отечество наше на путь духовного возрождения и спасения.

Святые новомученики и исповедники земли Карельской, молите Бога о нас!

С благословением,

+ КОНСТАНТИН

Митрополит Петрозаводский и Карельский,

Глава Карельской Митрополии,

Председатель Синодальной Богослужебной Комиссии

1 ноября 2020 года

г. Петрозаводск

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru