ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Свирский монастырь во главе церковно-административного управления Олонецким краем.

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

С 1673 года настоятелем Свирского монастыря сделан был игумен Новгородского Лисицкого монастыря Гермоген.

В первый год управления Свирским монастырем, еще при царе Алексие Михайловиче, Гермоген получает строгий царский указ о сборе с монастырских земель «ратным людям, по переписным книгам, хлеба на сухари и овса на крупу и толокно. И велено было тот хлеб собрать с великим радением и поспешением не оплошно». Такой же указ был послан и в другие монастыри и везде строго приказано было немедленно собрать хлеб и овес ратным людям. «А буде в которых монастырях, писалось между прочим в указе, – учнут сказывать, что им даны тарханные жалованные грамоты, сказывать им, что те хлебные запасы велено сбирать без обходно со всяких чинов людей и тарханщиков, что тот хлеб неокладной собирают Великаго Государя людям на корм, а буде они Великаго Государя указу учинят ослушанье и из Великаго Новгорода пошлют многих людей и велят их взять в Великий Новгород и те хлебные запасы доправлены будут вдвое, да им же учинено будет жестокое наказанье».

Таким образом, на первых же порах Гермогену пришлось встретиться с обязательными государственными требованиями, под угрозою жестокого наказания. Свирский монастырь поспешил собрать требуемое количество хлеба «на корм ратным людям» и собрал и представил его куда следует «без недоимочно».

В том же году приезжал в Свирскую обитель на богомолье новгородский митрополит Корнилий; это было первое посещение Свирской обители митрополитом новгородским, после поездки митрополита Аффония, для открытия мощей преподобного Александра. Посещение митрополита не осталось бесследным для обители. Вскоре после того, именно в 1676 году грамотою митрополита Корнилия указано было игумену Гермогену ездить в В. Новгород на всякий год к Рождеству Христову на собор и ведать делами духовными не только в г. Олонце и Олонецком уезде, но и в Петрозаводском, Вытегорском и Лодейнопольском уездах, начиная от реки Волхова. С этих пор Свирский монастырь становится во главе местного церковного управления для всего Олонецкого края.

В тоже время Гермоген занялся разными необходимыми постройками для монастыря. Прежде всего он решился устроить около монастыря каменную ограду. В 1677 году, получив разрешение на это, он начал постройку громадной каменной монастырской ограды, имеющей в окружности до 252 саж. В ограде этой помещались двухэтажные корпуса, где устроены были особые помещения для игумена и келии для братии; над св. воротами устроена была церковь Иоанна Предтечи. На северной стороне стены – больница, на восточной и южной – келии. Постройка этой ограды, с корпусами, продолжалась 12 лет. Известь для работ изготовлялась вотчинными монастырскими крестьянами на Сяси; железо изготовлялось на монастырских заводах н кузницах в селении Лояницах; эти домницы (т. е. маленькие железоплавильные заводы и кузницы) были подарены монастырю митрополитом Макарием. Во время постройки ограды в Троицком монастыре, игумен Гермоген выстроил в Рощинском Преображенском монастыре деревянную церковь св. Николая Чудотворца, на место прежней церкви, построенной самим Преподобным, пришедшей в совершенную ветхость. В 1692 году Гермоген произведен был в архимандриты. Это был первый настоятель-архимандрит Свирского монастыря. А в 1694 году Гермоген начал новую громадную постройку по возобновлению Троицкого Собора. Своим великолепием вновь устроенный Троицкий собор поражал благочестивых посетителей Свирской обители. Да и до настоящего времени он может служить примечательным памятником древнего зодчества. На кресте этого собора изображена следующая надпись: «вторично основася храм сей в лето 7205/1695 Июня 24 дня и освятися 7266/1697 индикта в, Августа 29 дня при державе Благочестивейшего Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича Великия, Белыя и малыя России Самодержца и при Благоверном Государе Царевиче и Великом Князе Алексие Петровиче, при Святителе Адриане Архиепископе Московском и всех северных стран Патриархе и освятил Преосвященный Иов Митрополит Великаго Новаграда и Великих лук при Архимандрите Гермогене».

При всех трудах и заботах о монастырских постройках, Гермоген не переставал заботиться о восстановлении силы жалованных монастырю грамот. Хотя в тех грамотах царских на крепко, под угрозою царской опалы, было заказано «не рудить ни в чем тех грамот», но, как мы уже видели, поборы с обельных монастырских земель все-таки продолжались почти во все время царствования Алексея Михайловича и при преемнике его Феодоре Алексеевиче. Год проходил, а на другой опять налог: то деньги на государеву казну или на жалованье ратным людям, то хлеб и овес на сухари и толокно им же. При Феодоре Алексеевиче, понадобилось на содержание солдат в государеву казну очень много денег. С Свирского монастыря по этому случаю потребовано было 400 руб., что для монастыря было слишком уже обременительно, тем более, что во все предшествовавшее время были почти ежегодные требования на разные государственные нужды. В ответ на указ митрополита Новгородского Корнилия, архимандрит писал Московскому патриарху, что «в монастырской-де казне денег у них только 100 рублев и те деньги отосланы к митрополиту, а достальных-де 300 руб. взять им негде, а что было у них денег в казне, то издержали они на монастырское каменное строение (864 р.), да в долг роздали монастырским скудным крестьянам (400 р.), да они же на монастырский обиход по три годы купили хлеба на 400 р. и ныне хлеб и скотинный и всякий корм покупают и от того они оскудели и одолжались. В виду этого заявления, с монастыря приказано было взять 200 р. немедленно, а остальные 200 р. оставить за монастырем до нового указу. Со вступлением на престол царей: Иоанна и Петра Алексеевичей, Свирский архимандрит Гермоген бил государям челом о восстановлении дарованных монастырю льготных прав. Время для подобного ходатайства было самое благоприятное. В этот период времени, именно в 1695 г. зародилась в Олонецком крае духовная зараза – раскол, принявший в последствии огромное развитие. Тогда основался знаменитый в расколе поморский скит, в Повенецком уезде, под именем Данилова монастыря, который послужил рассадником поморского раскола. Более или менее надежным оплотом против распространявшихся в Олонецком крае раскольнических лжеучителей была Свирская обитель, которая, в то время, стояла во главе местного церковного управления и таким образом располагала нравственными силами всего местного духовенства. Нельзя не признать, что эти обстоятельства должны были особенно располагать правительство в пользу Свирской обители. И не удивительно после этого, что Государи не только благосклонно приняли ходатайство Гермогена, но и особенным образом заявили свое расположение к монастырю. Государи пожаловали монастырю новые жалованные грамоты, причем прибавлено было: «а впредь иным монастырям то не в образец и на пример не выписывать».

Отношения царей Иоанна и Петра Алексеевичей высказывались к Свирскому монастырю самые благоприятные. В 1684 году Гермоген снова бил челом Государям о том, что монастырю не стали выдавать назначенной ему доли из Новгородского приказу из четвертых доходов по 10 руб. в год. Грамотою от 17 декабря 1685 г. повелено было «в монастырь давать к Чудотворцевой раке в лампаду на воск по 10 руб. на год, и буде какие не выданы – выдать, и впредь давать по вся годы из таможенных и из кабацких доходов, без Московские волокиты». Затем грамотою 1687 г. Свирскому монастырю была дана богатая рыбная ловля на Ладожском озере на урочище, называвшемся «гамбою».

Земельные владения Свирского монастыря в это время были уже очень значительны. Кроме земель сопредельных монастырю, ему принадлежало в Пиркинском погосте, в Кондушах и в Люговичах и в Побережье более 34 деревень и около 24 пустошей. Разные угодья монастыря значились сами по себе.

По управлению церковными делами Олонецкого края Гермоген также показал себя достойным деятелем. Особенное внимание его было сосредоточено на нравственном надзоре за духовенством и прихожанами. В этих видах он рассылал ежегодные наказы о посте, исповеди и причащении, побуждая православных к исполнению христианского долга. Затем, в виду распространявшегося раскола, Гермоген делал наказы духовенству, чтобы оно следило и убеждало прихожан ходить в церкви, креститься троеперстно и избегать общения с раскольниками. Как велика была здесь, в это время, сила раскола, можно судить уже потому, что даже некоторые православные священники тайно сочувствовали ему и придерживались раскольничьих обрядов.

Имея наблюдение за благосостоянием монастыря и вверенного ему по церковному управлению Олонецкого края, Гермоген не забывал и меньших своих братий. Тайные милости его ведает один Бог; но явные были очень велики. До тысячи кабал (долговых расписок) и целые тетради сохранились о розданных в долг, преимущественно бедным крестьянам, деньгах. Ежегодно раздавалось таких денег до 400 руб. Сумма весьма почтенная по тогдашнему времени. Уплата этих долгов, разумеется была скудная, а многим и совершенно были прощены долги. По долговременности управления Свирским монастырем архимандрита Гермогена, затруднительно представить подробный список разных пожертвований в пользу Свирской обители. Дабы увековечить память, по крайней мере, наиболее щедрых и именитых жертвователей, приводим ниже список их, из коего можно видеть, что в числе жертвователей, во время игуменства Гермогена, числилось более 50 московских боярских фамилий. В это же время разными членами царской семьи были сделаны следующие пожертвования в Свирскую обитель:

В 1680 г. Великая Государыня Царица и Великая Княгиня Агафья Семеновна пожертвовала денег 100 руб., да 96 рублев с полтиною, да ризы, да евангелие в серебряном золоченном окладе.

В 1682 г. Государыня Царица Наталья Кириловна пожаловала на престол бархату.

– Благоверная Государыня Царевна и Великая Княжна Евдокия Алексеевна с сестрами пожаловала ризы камчатые, белые, оплечье червчатое, объярь шелковая, травы золотные.

Великие Государи и цари Иоанн и Петр Алексеевичи, кроме восстановления всех прав монастыря по дарственным грамотам прежних царей и кроме ежегодной денежной дачи и щедрых пожертвований на свечи и ладан к раке угодника Александра, засвидетельствовали свою веру к Нему особенным делом благочестия. Об этом деле в монастырском архиве сохранился следующий документ.

«Благословение Великаго Господина Преосвященного Корнилия митрополита Новаграда и Великих Лук, Александрова монастыря Свирского игумену Гермогену. По указу Великих Государей послан в вам в монастырь Церкве Верховных Апостол Петра и Павла, что у них Великих Государей на верху, священник Петр Терентиев с милостию, и как к тебе ся наша грамота придет, а он священник Петр в Александров монастырь придет, а ты б соборне освятил воду о государском многолетном здравии и в тое святую воду омочил губу и тою губою отер мощи Чудотворца Александра лице и руки и из тое губы воду выжал в сосуд и тот сосуд запечатал монастырскою казенною печатью и послал к Великим Государям с ним священником Петром и о том к ним Великим Государям писал».

Наконец, «в лето 1699 грамотою Преосвященного Иова, митрополита Великого Новаграда и Великих Лук, по челобитью архимандриту Ермогену велено, для его престарелых лет, „быть в келье"". Многопотрудившийся для Свирской обители и для Олонецкого края Гермоген уволен был на покой. В продолжение 25-летнего служения своего в качестве Настоятеля, он поставил Свирскую обитель на ту степень внешнего величия и внутреннего благоустройства, какой в последствии она уже никогда не достигала. Как настоятель монастыря, он, в тоже время, служил образцом строгой нравственной жизни.

При том внимании и почтении, какое оказывали обители Преподобного Александра Благочестивые Государи и Цари, при том расположении к ней вельмож и бояр Московских, при том внешнем ее благолепии и внутреннем устройстве и, наконец, при том влиянии на церковные дела, какое имела Свирская обитель по отношению к Олонецкому краю, можно судить вообще о ее значении. Государи оказывали ей милости не в пример другим монастырям, вельможи и бояре московские чтили ее, и несмотря на отдаленность, не переставали приезжать молиться у раки Чудотворца. Среди лесов Олонецких Свирский монастырь не уступал великолепием лучшим обителям в населенных местностях России и служил не только училищем благочестия, но и местом христианской благотворительности, особенно щедрой по отношению к местному бедному населению. – Помимо всего этого Свирский монастырь был сборным местом торговли и, следовательно, центром гражданского оживления края.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам книги Я.И. Ивановского «Свирский Александров монастырь. Исторический очерк по документам монастырского архива», 2020 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru